Цели: познакомить с произведением М. Пляцковского «Помощник»; развивать умение прогнозировать текст; обучать правильному, выразительному чтению; учить понимать юмор; совершенствовать умения анализировать произведение, делить его на части; развивать творческие способности, речь память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать юмористические произведения, передавая их настроение; объяснять смысл названия произведения; находить слова, которые отражают характер героя; находить конкретные черты юмористического текста; сравнивать произведения разных авторов, посвященные одной теме.
Оборудование: магнитная азбука; текст речевой разминки; карточки с предложениями из текста, записанными не по порядку.
I. Организационный момент
II. Актуализация умений
(Выразительное чтение учащимися рассказов К. Ушинского.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение медленно.
Несчастная муха
Медведь поехал по малину.
С собою пригласил в машину
Мартышку, муху, мышь с мешком...
В машине было очень тесно,
Там не нашлось для мухи места,
И муха поплелась пешком.
А. Тимофеевский
— Какие чувства вы испытали при чтении этого стихотворения?
— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Прочитайте слово, которое здесь написано.
К И Н Щ О М О П
— Что это за слово? (Помощник.)
— Как вы его сумели прочитать? (Прочитали в обратном порядке.)
— Что означает это слово? Кого так называют?
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением и его героями. Узнаем, какой у них характер, как они ведут себя.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 24. Прочитайте, кто автор произведения. (М. Пляцковский.)
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством М. Пляцковского.)
Материал для учителя
Пляцковский Михаил Спартакович (1935—1991) — поэт, автор книг для детей и популярных песен, таких как «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Детства последний звонок», «Конопатая девчонка», «Девчонка из квартиры 45», «Увезу тебя я в тундру», «Крыша дома твоего» и др.
Окончил Литературный институт им. Горького в 1961 г. Еще в студенческие годы начал сочинять песни, стихи и мелодии. Первая профессиональная песня «Марш космонавтов» была написана в 1961 г. совместно с композитором С. Заславским.
В 1960-70-е гг. М. Пляцковский становится одним из ведущих поэ- тов-песенников. Как правило, работу с композитором поэт начинал, имея уже готовые стихи. Многие песни рождались в совместных поездках. Так в результате поездки с М. Фрадкиным на Север — «Морзянка», «Ищи меня по карте», «Увезу тебя я в тундру»; с Шаинским по БАМу — «Дорога железная», «Есть поселок такой», «Сердце горячим останется». Пляцковский — автор нескольких поэтических сборников, музыкальных комедий «Бабий бунт» совместно с Е. Птичкиным и «Не бей девчонок» — с С. Заславским.
В 1986 г. поэт стал лауреатом премии Ленинского комсомола.
— Прочитайте название произведения. Рассмотрите иллюстрацию к нему. Попробуйте догадаться, о чем это произведение.
(Чтение произведения учителем.)
— Какие слова и выражения вам непонятны?
Учуял — почувствовал, уловил чутьем. Притворно — обманно. Управимся — справимся с чем-то.
— Какое произведение мы читали? Назовите его жанр. (Это сказка.)
— Докажите, что это сказка.
— Кто главные герои сказки?
— Как их зовут?
— Почему автор дал им такие имена?
— О чем попросил ослика кролик?
— Как ослик отозвался на просьбу о помощи?
— Решил ли он все-таки помочь?
— Когда?
— Что ответил кролик?
VI. Физкультминутка
Зайчик беленький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднимись.
Лапки ставит на бочок,
На носочках скок-скок-скок,
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
— Прочитайте сказку самостоятельно, внимательно вчитываясь в каждое слово.
— Как кролик пояснил свою просьбу о помощи? (Вместе работать и быстрей, и веселей.)
— Что ответил ослик?
— Что стал делать кролик после отказа?
— Что было на обед у кролика?
— Как ослик узнал об обеде?
— Прочитайте в парах второй диалог кролика и ослика.
— Поменяйтесь ролями.
(У детей на столах карточки с предложениями из текста, записанными не по порядку.) I
— Перед вами текст, в котором все предложения перепутаны.Восстановите последовательность событий в сказке.
(Учащиеся нумеруют предложения в той последовательности, в которой они встречаются в тексте.)
(5.) □ Вот я и пришел, чтобы помочь тебе суп есть.
(2) □ У меня голова болит.
(7.) □ Помоги мне, ослик, дом построить.
(6.) □ Я сейчас и без тебя обойдусь!
(4.) □ А на обед ему крольчиха супу наварила.
(3.) □ Кролик принялся за дело.
— А теперь расскажите сказку по получившемуся у вас плану. (Учащиеся по очереди рассказывают сказку.)
— Выполните задание 3 на с. 25 учебника. (Ученики работа парами.)
А сейчас я вас познакомлю с еще одной сказкой М. Пляцковского. Называется она «Упрямый, упрямый, упрямый ослик». Вот был упрямый этот ослик Алфавит. Ему говорили:
— Белое.
А он говорил:
— Черное.
Ему говорили:
— Не правда ли, сегодня чудесная погода?
А он говорил:
— Скоро пойдет дождь.
Разговаривать с осликом Алфавитом не мог никто. Он переупрямил бы кого угодно. Пришел как-то к ослику поросенок Кнопка и сказал:
— Ты, ослик, упрямый, а я еще упрямей тебя.
— Нет, Кнопка, я — самый упрямый!
Тогда поросенок достал из кармана своей курточки яблоко и положил на стол.
— Давай решим так, — предложил он, — кто кого заставит это яблоко съесть, тот и самый упрямый.
— Давай. Только я не хочу есть яблоко.
— А ты попробуй.
— Не буду пробовать.
— Ну хоть немножко откуси.
— Сам откусывай.
— Но оно невкусное.
— Еще какое вкусное! — не сдавался ослик.
— Если вкусное, тогда я его съем, — схитрил Кнопка.
— Нет, я съем!
— Нет, я!
— Нет, я! — крикнул рассерженный ослик Алфавит, схватил зубами яблоко со стола и начал уплетать его за обе щеки.
— Вот видишь, — засмеялся поросенок Кнопка, — я тебя все-таки переупрямил. Я заставил тебя съесть яблоко!
Говорят, что с того самого дня ослик Алфавит перестал упрямиться.
— Понравилась вам сказка?
Вы можете сами прочитать и другие сказки этого замечательного писателя.
2. Индивидуальная работа
(Учитель может использовать пособие «Разноуровневые задания», с. 31-40.)
VIII. Рефлексия
— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Что вас огорчило?
— Что порадовало?
IX. Подведение итогов урока
— Какое произведение мы читали на уроке?
— Кто его автор?
— Чему учит нас эта сказка?
Рекомендации для занятий дома
Подготовить пересказ сказки.
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Школа России
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Чарушин «Теремок». Школа России
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Вводный урок. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!