Конкурсы

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Пляцковский «Помощник»

Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. Школа России. М. Пляцковский «Помощник»

Цели: познакомить с произведением М. Пляцковского «Помощник»; развивать умение прогнозировать текст; обучать правильному, выразительному чтению; учить понимать юмор; совершенствовать умения анализировать произведение, делить его на части; развивать творческие способности, речь память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать юмористические произведения, передавая их настроение; объяснять смысл названия произведения; находить слова, которые отражают характер героя; находить конкретные черты юмористического текста; сравнивать произведения разных авторов, посвященные одной теме.

Оборудование: магнитная азбука; текст речевой разминки; карточки с предложениями из текста, записанными не по порядку.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация умений

(Выразительное чтение учащимися рассказов К. Ушинского.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение медленно.

Несчастная муха

Медведь поехал по малину.

С собою пригласил в машину

Мартышку, муху, мышь с мешком...

В машине было очень тесно,

Там не нашлось для мухи места,

И муха поплелась пешком.

А. Тимофеевский

— Какие чувства вы испытали при чтении этого стихотворения?

— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Прочитайте слово, которое здесь написано.

К И Н Щ О М О П

— Что это за слово? (Помощник.)

— Как вы его сумели прочитать? (Прочитали в обратном порядке.)

— Что означает это слово? Кого так называют?

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением и его героями. Узнаем, какой у них характер, как они ведут себя.

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 24. Прочитайте, кто автор произведения. (М. Пляцковский.)

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством М. Пляцковского.)

Материал для учителя

Пляцковский Михаил Спартакович (1935—1991) — поэт, автор книг для детей и популярных песен, таких как «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Детства последний звонок», «Конопатая девчонка», «Девчонка из квартиры 45», «Увезу тебя я в тундру», «Крыша дома твоего» и др.

Окончил Литературный институт им. Горького в 1961 г. Еще в студенческие годы начал сочинять песни, стихи и мелодии. Первая профессиональная песня «Марш космонавтов» была написана в 1961 г. совместно с композитором С. Заславским.

В 1960-70-е гг. М. Пляцковский становится одним из ведущих поэ- тов-песенников. Как правило, работу с композитором поэт начинал, имея уже готовые стихи. Многие песни рождались в совместных поездках. Так в результате поездки с М. Фрадкиным на Север — «Морзянка», «Ищи меня по карте», «Увезу тебя я в тундру»; с Шаинским по БАМу — «Дорога железная», «Есть поселок такой», «Сердце горячим останется». Пляцковский — автор нескольких поэтических сборников, музыкальных комедий «Бабий бунт» совместно с Е. Птичкиным и «Не бей девчонок» — с С. Заславским.

В 1986 г. поэт стал лауреатом премии Ленинского комсомола.

— Прочитайте название произведения. Рассмотрите иллюстрацию к нему. Попробуйте догадаться, о чем это произведение.

(Чтение произведения учителем.)

— Какие слова и выражения вам непонятны?

Учуял — почувствовал, уловил чутьем. Притворно — обманно. Управимся — справимся с чем-то.

— Какое произведение мы читали? Назовите его жанр. (Это сказка.)

— Докажите, что это сказка.

— Кто главные герои сказки?

— Как их зовут?

— Почему автор дал им такие имена?

— О чем попросил ослика кролик?

— Как ослик отозвался на просьбу о помощи?

— Решил ли он все-таки помочь?

— Когда?

— Что ответил кролик?

VI. Физкультминутка

Зайчик беленький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки поднимись.

Лапки ставит на бочок,

На носочках скок-скок-скок,

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Прочитайте сказку самостоятельно, внимательно вчитываясь в каждое слово.

— Как кролик пояснил свою просьбу о помощи? (Вместе работать и быстрей, и веселей.)

— Что ответил ослик?

— Что стал делать кролик после отказа?

— Что было на обед у кролика?

— Как ослик узнал об обеде?

— Прочитайте в парах второй диалог кролика и ослика.

— Поменяйтесь ролями.

(У детей на столах карточки с предложениями из текста, записанными не по порядку.) I

— Перед вами текст, в котором все предложения перепутаны.Восстановите последовательность событий в сказке.

(Учащиеся нумеруют предложения в той последовательности, в которой они встречаются в тексте.)

(5.) □ Вот я и пришел, чтобы помочь тебе суп есть.

(2) □ У меня голова болит.

(7.) □ Помоги мне, ослик, дом построить.

(6.) □ Я сейчас и без тебя обойдусь!

(4.) □ А на обед ему крольчиха супу наварила.

(3.) □ Кролик принялся за дело.

— А теперь расскажите сказку по получившемуся у вас плану. (Учащиеся по очереди рассказывают сказку.)

— Выполните задание 3 на с. 25 учебника. (Ученики работа парами.)

А сейчас я вас познакомлю с еще одной сказкой М. Пляцковского. Называется она «Упрямый, упрямый, упрямый ослик». Вот был упрямый этот ослик Алфавит. Ему говорили:

— Белое.

А он говорил:

— Черное.

Ему говорили:

— Не правда ли, сегодня чудесная погода?

А он говорил:

— Скоро пойдет дождь.

Разговаривать с осликом Алфавитом не мог никто. Он переупрямил бы кого угодно. Пришел как-то к ослику поросенок Кнопка и сказал:

— Ты, ослик, упрямый, а я еще упрямей тебя.

— Нет, Кнопка, я — самый упрямый!

Тогда поросенок достал из кармана своей курточки яблоко и положил на стол.

— Давай решим так, — предложил он, — кто кого заставит это яблоко съесть, тот и самый упрямый.

— Давай. Только я не хочу есть яблоко.

— А ты попробуй.

— Не буду пробовать.

— Ну хоть немножко откуси.

— Сам откусывай.

— Но оно невкусное.

— Еще какое вкусное! — не сдавался ослик.

— Если вкусное, тогда я его съем, — схитрил Кнопка.

— Нет, я съем!

— Нет, я!

— Нет, я! — крикнул рассерженный ослик Алфавит, схватил зубами яблоко со стола и начал уплетать его за обе щеки.

— Вот видишь, — засмеялся поросенок Кнопка, — я тебя все-таки переупрямил. Я заставил тебя съесть яблоко!

Говорят, что с того самого дня ослик Алфавит перестал упрямиться.

— Понравилась вам сказка?

Вы можете сами прочитать и другие сказки этого замечательного писателя.

2. Индивидуальная работа

(Учитель может использовать пособие «Разноуровневые задания», с. 31-40.)

VIII. Рефлексия

— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

— Что вас огорчило?

— Что порадовало?

IX. Подведение итогов урока

— Какое произведение мы читали на уроке?

— Кто его автор?

— Чему учит нас эта сказка?

Рекомендации для занятий дома

Подготовить пересказ сказки.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Школа России

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Школа России. И Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»»

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Чарушин «Теремок». Школа России

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Вводный урок. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!