Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьез»

Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьез»

Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях, анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать юмористические произведения, передавая их настроение; объяснять смысл названия произведения; находить слова, которые отражают характер героя; находить конкретные черты юмористического текста; сравнивать произведения разных авторов, посвященные одной теме; ориентироваться в прочитанных произведениях.

Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация умений

(Пересказ сказки М. Пляцковского «Помощник».)

III. Постановка целей урока

Произведением, которое вы только что пересказывали, мы закрываем раздел «И в шутку и всерьез». Сегодня у нас обобщающий урок по этой теме. Мы повторим все произведения, которые читали, вспомним их темы, характер героев. Будем продолжать учиться читать громко и выразительно, думать и рассуждать.

IV. Работа по теме урока

— Отгадайте загадки. Вспомните, в каких произведениях раздела мы встречались с этими героями. А после этого мы прочитаем эти произведения выразительно.

«Ты нас, слышишь, слегка попугай-ка,

Спой нам песню, посмейся, залай-ка!» —

Говорили ему все подряд.

И он выполнить просьбу был рад,

И теперь, даже если не хочет,

Он играет, рыдает, хохочет. (Попугай.)

О. Дружкова

(Выразительное чтение стихотворения Г. Кружкова «Ррры!».)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Комары,куницы,

Чибисы,... (чижи).

(Выразительное чтение стихотворения И. Пивоваровой «Кулинаки-пулинаки».)

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока.)

(Выразительное чтение рассказа К. Ушинского «Ворон и сорока».)

— Откройте учебник на с. 26. Выполните задания 1—3.

— Вспомните какие-нибудь смешные случаи из своей жизни. Расскажите их так, чтобы слушателям стало очень весело.

V. Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух

И скорей за парту — плюх.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по заданиям учителя

— Объясните значение слов «прилежание», «благодарность», «милосердие».

Прилежание — старательность, усердие в труде, учении. Благодарность — чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание, услугу. Милосердие — готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

— Найдите произведения, в которых говорится об этом. (Произведения К. Ушинского «Что хорошо и что дурно», «Худо тому, кто добра не делает никому», М. Пляцковского «Помощник».)

— А сейчас вспомните, кто автор стихотворения «Телефон». (К. Чуковский.)

С ранних лет стихи К. Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Федорина горя», «Телефона»... Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Без этой способности человек — не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

— Сейчас я предлагаю вам вспомнить произведения К. Чуковского. Я буду читать отрывки из его произведений, а вам нужно закончить строки и назвать произведения.

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала... (отмени).

(«Мойдодыр».)

 

Нет-нет! Соловей

Не поет для свиней

Позовите-ка лучше... (ворону).

(«Телефон».)

 

И папочка и мамочка

Под деревом сидят,

И папочка и мамочка

Детям... (говорят)...

(«Бармалеи».)

 

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор... (Айболит).

(«Айболит».)

 

А лихие обезьяны

Подхватили чемоданы

И скорее со всех ног ... (Наутек.)

(«Тараканище».)

 

А посуда вперед и вперед

По полям, по болотам идет.

И чайник сказал утюгу:

— Я больше идти... (немогу).

(«Федорино горе».)

 

А за ним-то народ

И поет, и орет:

— Вот урод так урод!

Что за нос, что за рот!

И откуда такое... (чудовище)!

(«Крокодил».)

 

Плачут зайки

На лужайке:

Сбились, бедные, с пути,

Им до дому не дойти.

Только раки пучеглазые

По земле во мраке... (лазают).

(«Краденое солнце».)

 

«Бабочка — красавица,

Кушайте варенье!

Или вам не нравится

Наше... (угощенье)?»

(«Муха-цокотуха».)

К. Чуковский рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным». Один такой день К. Чуковский особенно запомнил — 29 августа 1923 г. «Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать веселую поэму о Мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба».

— Сделайте вывод о том, зачем писатели и поэты пишут веселые, смешные произведения. На с. 4 учебника есть варианты ответа. Выберите правильный, на ваш взгляд, ответ.

(Чтение стихотворения «Телефон» по цепочке.)

— А теперь давайте вспомним еще одно произведение, прочитанное нами в разделе «И в шутку и всерьез», — рассказ Н. Артюховой «Саша-дразнилка».

— Прочитайте пословицы на с. 20 учебника и подумайте, какие из них подходят к этому рассказу.

(Чтение рассказа по ролям.)

2. Работа с пособиями

(Учитель может использовать КИМы, тест 5 (с. 20—23).)

VII. Рефлексия

— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

— Что вас огорчило?

— Что порадовало?

VIII. Подведение итогов урока

— Работу над каким разделом мы закончили?

— Какие произведения вам больше всего понравились?

— Кто их авторы?

— Чему учат нас эти произведения?

Рекомендации для занятий дома

Выучить наизусть отрывок из произведения К. Чуковского «Телефон».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Школа России. И Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»»

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Школа России

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Вводный урок. Школа России

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Чарушин «Теремок». Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!