Цели: познакомить с произведениями В. Орлова «Кто первый?», С. Михалкова «Бараны»; обучать правильному, выразительному чтению; развивать умения прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части, развивать творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать произведение, отражая его настроение; высказывать свое мнение о прочитанном; определять тему и главную мысль текста; соотносить содержание произведения с пословицами; высказывать суждения о дружбе, друзьях, правилах общения; сравнивать произведения разных авторов на одну тему.
Учебные задачи: сравнивать содержание текстов на одну тему, оценивать поступки героев, составлять план текста.
Оборудование: текст речевой разминки, карточки с загадками, карточки с предложениями из текста.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний и умений
(У детей на столах карточки с предложениями из текста, записанными не по порядку.)
— Перед вами текст, в котором все предложения перепутаны. Восстановите последовательность событий в рассказе Ю. Ермолаева «Лучший друг». Расскажите по получившемуся плану.
(Учащиеся нумеруют предложения в той последовательности, в которой они встречаются в тексте.)
(4.) □ Рассердился Коля и во двор побежал.
(1.) □ Что же вы на самокате-то не катаетесь...
(6.) □ Знакомься, Игорек, это мой лучший друг.
(3.) □ Коля пошел обедать.
(5.) □ Смутился Коля.
(2) □ Сейчас отлуплю Вовку.
— А теперь расскажите по получившемуся у вас плану. (Учащиеся по очереди пересказывают произведение.)
III. Речевая разминка
(У детей на столах карточки с текстом речевой разминки.)
— Прочитайте чистоговорку медленно.
Ве-во-ви-вы-ва —
В лесу выросла трава.
Са-си-сы-со-су —
Даю Саше лису.
Ра-ро-ру-ре-ри-ры-ра —
Начинается игра.
Ар-арь-ар-ар-арь -
На стене висит фонарь.
Жа-за-са-жу-су-зу —
Мы поймали стрекозу.
— Прочитайте, четко проговаривая каждый слог и каждое слово.
— Прочитайте шепотом, громко.
— Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко — тихо, весело — сердито.
IV. Постановка целей урока
(У детей на столах карточки с загадками.)
— Отгадайте загадки.
Не колода и не пень,
А лежит целый день.
Не жнет и не косит,
А обедать просит. (Лодырь.)
Без веревок, без цепей
Я свяжу порой людей. (Честное слово.)
Красный конь
За белым плетнем,
Весь век взаперти,
Весь век на приколе. (Язык.)
Веселые братцы
Решили разобраться:
Кто из них нужнее?
Кто из них важнее?
Пять веселых братцев
Решили подраться,
Но в комок свалились —
В одну семью сплотились. (Пальцы и кулак.)
— Прочитайте еще раз отгадки. Связаны ли эти слова с темой раздела «Я и мои друзья»?
Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями этого раздела. Узнаем, как надо вести себя по отношению к друзьям.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
— Откройте учебник на с. 35. Прочитайте, кто автор стихотворения.
— Как называется стихотворение?
— Знакомы вам эти слова?
— Как вы думаете, о чем это стихотворение?
(Чтение стихотворения учителем или прослушивание аудиозаписи. Беседа по вопросам учебника.)
— Вам, конечно, такая ситуация знакома. Подумайте и скажите: если вы хотите помириться с другом, что ему нужно сказать? (Ответы детей.)
— Прочитайте, как советуют поступить авторы учебника. Какой из этих советов вы выберете?
(Выразительное чтение и инсценирование стихотворения.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
С. 54—55 (В. Орлов «Кто первый?»).
VI. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
VII. Продолжение работы по теме урока
Ребята, прежде чем мы перейдем к изучению следующего произведения, мне хотелось бы познакомить вас еще с одним стихотворением В. Орлова. Мне оно очень нравится. Послушайте его.
Ворона
— Кра! — кричит ворона. — Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку
И красивую коробку!
— Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана.
— Как! — подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно.
— Что ж вы раньше не сказали?!
Кар-р-раул! Кар-р-рман укр-р-рали!
— Понравилось вам стихотворение? Над чем вы смеялись?
— Что хотел показать нам автор этим стихотворением?
— Встречаются ли такие люди?
— А теперь прочитайте на с. 36 учебника, кто написал следующее произведение, с которым мы познакомимся. (С. Михалков.)
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством С. Михалкова (см. Школьный словарик «Писатели в учебной литературе», с. 49).)
— Как называется стихотворение С. Михалкова?
— Зная о характере этих животных, можете ли вы предположить, о чем будет произведение? (Ответы детей.)
(Чтение стихотворения учителем или прослушивание аудио- щ записи. Беседа по вопросам учебника на с. 37.)
VIII. Рефлексия
— Скажите, что получилось у вас хорошо, легко?
— Что не получилось? Почему?
IX. Подведение итогов урока
— С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?
— О чем они?
— Как вы поняли, кто такой настоящий друг?
— Как надо относиться к друзьям?
Рекомендации для занятий дома
Подготовить выразительное чтение стихотворений.
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Вводный урок. Школа России
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Школа России
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Чарушин «Теремок». Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!