Конспект урока «Многозначность слов», 2 класс

Урок русского языка в начальной школе. Тема «Многозначность слов»

Цель: показать, что многозначность слов является одним из свойств, свидетельствующих о богатстве, яркости русской лексики.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя.

Многие слова русского языка могут иметь не одно, а несколько значений. Например, слово язык имеет такие значения:

Больно прикусил язык (орган речи).

Язык до Киева доведет (способность говорить).

И назовет меня всяк сущий в ней язык (народ). (А. Пушкин.)

Разведчики добывали языка (пленного солдата, от которого получают сведения).

Без языка и колокол нем (металлический стержень, подвешенный в колоколе).

Слова могут употребляться как в прямом, так и в переносном значении. В многозначных словах одно значение выступает как основное, а другое (другие) как вторичное.

Так, значение слова язык, указанное первым, является основным, а другие вторичными.

2. Практическая работа.

1) Учитель вывешивает таблицу и спрашивает:

В каких значениях выступает слово земля в следующих предложениях?

Мореплаватели увидели землю.

Земля в этих местах плодородная.

Ничего нет на свете красивее и дороже родимой земли.

Фермеры разрабатывают новые земли на другом берегу реки.

Космонавты установили сообщение «Земля - Луна».

Текст можно проиллюстрировать, чтобы определить, в каком значении выступает слово «земля».

2) Прочитать с таблицы следующие примеры, установить, где одинаковые слова употребляются в прямом и переносном смысле:

Блеск молнии

Вершина горы

Зерно пшеницы

Свет солнца

Цепь якоря

Блеск остроумия

Вершина славы

Зерно истины

Свет знания

Цепь событий

3) Объяснить слово металл в словосочетаниях, которые характеризуют людей:

стальная воля, железные мускулы, золотое сердце, медный лоб, свинцовые слезы, серебряный голос, оловянные глаза, луженая глотка, бронзовая кожа.

Прослушивание и обсуждение стихотворения И. Токмаковой «В чудной стране».

В чужой стране,

В чудной стране,

Где не бывать Тебе и мне.

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В чужой стране,

В чудной стране...

Ты почему не веришь мне?

- Что означают слова язычок, глазок, горлышко, ножка, употребленные в этом стихотворении?

- Какие еще значения имеют эти слова?

3. Сказка-малютка (рассказывает Знайкин).

Про хвосты и головы

Это было давно. Животные в те времена не имели хвостов. И вот прошла весть, что в ближайшем магазине появились в продаже хвосты. Слон и его две дочери прибежали последними и встали в хвост очереди. Им достались лишь маленькие хвостики.

- Какое значение имеет здесь слово хвост? Может ли быть хвост у колонны? А голова?

- Когда еще мы употребляем слово голова?

Один из учеников читает стихотворение.

Лиса и петух

Встав на цыпочки, Лисица

За плетень во двор косится:

- Петушок, Петушок,

Дай на время гребешок!

Расчешу я только хвост! –

А Петух не так уж прост.

Знает: что возьмет Лисица,

То назад не воротится!

К. Кубилинскас

- Зачем нужен был лисе гребешок?

- Какие значения имеет слово гребешок?

- Чем похожи гребешок для расчесывания волос и гребешок петуха?

4. Работа по картине И. И. Левитана «Золотая осень».

Вопросы:

- Какой краски взял художник больше для создания картины?

- Почему осень называют золотой? Какое сходство в цвете у значений слов золотой и желтый?

Ответы могут быть примерно такими: О желтом цвете часто говорят «золотой», потому что золото «желтое».

- О каких растениях можно сказать, что они «золотые»? Вывесить иллюстрацию.

Ответ: золотой подсолнух, золотой одуванчик.

Знайкин делает вывод:

Если слова имеют много значений, они называются многозначными:

1. У слова может быть не одно, а несколько значений.

Рукав пальто - рукав реки.

Ножка ребенка - ножка стула, ножка гриба.

2. Новое значение у слова может появиться, если один предмет похож на другой.

3. Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанное и точнее выражать свою мысль.

5. Почему мы так говорим?

Золотое руно. Аргонавты

Аргонавты - мифические участники первого дальнего плавания на корабле «Арго» (быстрый). Преодолев все препятствия, они завладели золотым руном (золотой шерстью барана).

Золотым руном называют богатство, которым стремятся завладеть, аргонавтами - смелых мореплавателей, искателей приключений.

Золотой век

Выражение употребляется в значении «счастливая пора, беспечная жизнь, а также время расцвета искусства, науки в истории какого-либо государства».

Золотой дождь

Возникло из греческих мифов о Зевсе, который пленился красотой Данаи, дочери аргосского царя, и явился к ней в виде золотого дождя. Это выражение, ставшее крылатым, употребляется в значении «богатство, неожиданное обогащение».

6. И опять скороговорка.

• Клала Клава лук на полку,

Кликнула к себе Николку.

 

• Кошка Крошка на окошке

Кашку кушала по крошке.

 

• Кукушка

Кукушонку

Купила

Капюшон.

Надел

Кукушонок

Капюшон -

Как в капюшоне он смешон!

 

• Покатил Костя

В Кострому в гости.

 

• Клубок упал на пол,

Кот катал клубок.

 

• Кровельщик Кирилл

Криво крыши крыл.

Перекрыть крышу

Пригласил Гришу.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока на тему «Слово и его значение», 2 класс

Урок русского языка «Заглавная буква в именах собственных», 2 класс

Конспект урока по русскому языку «Связь слов в предложении», 2 класс. Школа России

Урок русского языка во 2 классе «Слова с парными согласными»

Омофоны, 2 класс. Конспект урока

Нет комментариев. Ваш будет первым!