Цели: формировать умение проверять слова с парными согласными; развивать творческое мышление.
I. Организационный момент.
II. Минутка чистописания.
- Урок начнем с минутки чистописания.
- Напишите любую пару строчных согласных букв по глухости-звонкости.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом, обведите букву, которая получилась у вас лучше остальных.
- Поднимите руки, чей сосед ошибся.
- Назовите парные согласные (вывешивается табличка).
III. Сообщение темы, целей урока.
- Мальчик писал письмо. В предложении «В сарае много коз» он дошел до последнего слова и остановился.
- Почему? (Если напишешь звонкую согласную, то получишь животное, а если глухую - орудие труда.)
- Оказывается, ребята, с парными согласными надо быть очень осторожными. Мы будем на уроке учиться писать слова с парной согласной.
IV. Повторение изученного материала.
1. Письмо по памяти.
На доске записаны слова: бо.., абрико.., реди.., бе.., ири...
- Прочитайте. Какое еще слово может быть в ряду данных слов? (Боб, абрикос, редис, бег, ирис. Яблоко, лилия.)
- Какое слово «лишнее»? (Бег.)
- В одном из слов измените ударение так, чтобы получилась тягучая конфета. (Ирис.)
-Назовите слово, в котором 1 слог, 2 слога, 3 слога. (Боб, бег - 1 слог. Редис, ирис - 2 слога. Абрикос - 3 слога.)
- Какие согласные нужно проверять на конце слова?
- Как это нужно делать?
- Запишите слова по памяти.
Проверка.
2. Письмо с комментированием.
- Сложив первые буквы слов, вы узнаете имя гостя, который к нам сегодня пожаловал. (Барби.)
- Барби - любимая кукла современных девочек и даже мальчиков.
- Собираясь к нам в гости, Барби захватила следующие вещи: шапку, шубку, платье, сапожки, багаж.
- Как называются вещи, которые берут в дорогу? (Багаж.)
- Какое слово «лишнее»? Почему? (Платье. В этом слове нет орфограммы «Парная согласная на конце слова ши перед шумным согласным».)
- В какой части слова проверяли парную согласную? (В корне.)
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово? (Ответы учащихся.)
3. Работа по вариантам.
Учитель демонстрирует картинки: лев, мак, лук, еж, уж, ландыш.
- Назовите слова к картинкам.
1-й вариант - слова, в которых на конце пишется звонкая согласная. (Ёж, уж, лев.)
2-й вариант - слова, в которых на конце пишется глухая согласная. (Мак, лук, ландыш.)
- Посмотрите на группу слов, которую выписали, и назовите данную группу слов одним словом. (1-я группа - животные; 2-я группа - растения.)
- Как проверили парную согласную?
4. Слого-звуковой анализ.
- Назовите парные согласные, которые встретились в словах «животные», «растение».
Физкультминутка
Игра «Эхо»
Учитель говорит слово одному ученику так, чтобы другие не слышали. Ученик передает услышанное слово другому. Тот, в свою очередь, - третьему ученику.
Смех, скот, экран, олень, клен, мель, снаряд, град.
- Почему получились совсем другие слова?
-Даже одна буква имеет большое значение в образовании слова.
5. Работа с текстом.
- У Барби есть свое животное. А какое, вы отгадаете по клеткам:
Л |
|
|
|
|
ь |
- Ласково она называет свое животное пони.
Слогозвуковой анализ (устно).
Лошадь. В слове - 2 слога (1-й - «ло», 2-й - «шадь»). Ударный слог - 1-й («ло»). В слове 3 согласных звука, 2 гласных, ь - звука не обозначает. 1-й звук [л] -- согласный, звонкий, твёрдый; 2-й звук [о] - гласный, ударный; 3-й звук [ш] - согласный, глухой, твёрдый; 4-й звук [а] - гласный, безударный; 5-й звук [т’] - согласный, глухой, мягкий. В слове - 6 букв, 5 звуков.
Пони - это маленькая лошадка. У нее короткие ножки, маленькая головка. У лошадки гладкая шерсть. А какой добрый взгля..!
- Прочитайте. Докажите, что это текст. Придумайте заголовок к тексту.
- Какой это текст?
- Назовите словосочетания, которые помогают описать животное.
- Выпишите слова, где встречается орфограмма парной согласной (самостоятельно).
Проверка.
6. Работа с деформированным текстом.
- Барби у нас в гостях, а теперь представьте, мы пришли к ней в гости.
1) пришли, в, к, гости, Барби, подружки.
2) угощала, хозяйка, грибками, с пирожками.
3) принесла, торт, мед, и.
- Составьте рассказ. (В гости к Барби пришли подружки. Хозяйка угощала пирожками с грибками. Принесла торт и мед.)
Запись под диктовку.
Проверка.
- Поставьте оценку именно за предложения, записанные под диктовку карандашом. Я посмотрю, как вы умеете не только правильно писать, но и проверять.
Резерв:
пристань
рисунок
приставка
кипарис
- Найдите общую часть во всех этих словах и вы угадаете, с какой начинкой были еще пирожки. (Рис.)
- Будут ли слова однокоренными? (Нет.)
V. Итог урока.
- В какой части слова нужно проверять парную согласную?
- Когда надо проверять парную согласную?
- Каким образом подбирать проверочное слово?
На всех этапах урока подводятся итоги блицконкурса.
Урок русского языка «Заглавная буква в именах собственных», 2 класс
Конспект урока по русскому языку «Связь слов в предложении», 2 класс. Школа России
Конспект урока «Многозначность слов», 2 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!