Урок русского языка во 2 классе «Слова с парными согласными»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: Слова с парными согласными

Цели: формировать умение проверять слова с парными согласными; развивать творческое мышление.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Минутка чистописания.

- Урок начнем с минутки чистописания.

- Напишите любую пару строчных согласных букв по глухости-звонкости.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом, обведите букву, которая получилась у вас лучше остальных.

- Поднимите руки, чей сосед ошибся.

- Назовите парные согласные (вывешивается табличка).

III. Сообщение темы, целей урока.

- Мальчик писал письмо. В предложении «В сарае много коз» он дошел до последнего слова и остановился.

- Почему? (Если напишешь звонкую согласную, то получишь животное, а если глухую - орудие труда.)

- Оказывается, ребята, с парными согласными надо быть очень осторожными. Мы будем на уроке учиться писать слова с парной согласной.

IV. Повторение изученного материала.

1. Письмо по памяти.

На доске записаны слова: бо.., абрико.., реди.., бе.., ири...

- Прочитайте. Какое еще слово может быть в ряду данных слов? (Боб, абрикос, редис, бег, ирис. Яблоко, лилия.)

- Какое слово «лишнее»? (Бег.)

- В одном из слов измените ударение так, чтобы получилась тягучая конфета. (Ирис.)

-Назовите слово, в котором 1 слог, 2 слога, 3 слога. (Боб, бег - 1 слог. Редис, ирис - 2 слога. Абрикос - 3 слога.)

- Какие согласные нужно проверять на конце слова?

- Как это нужно делать?

- Запишите слова по памяти.

Проверка.

2. Письмо с комментированием.

- Сложив первые буквы слов, вы узнаете имя гостя, который к нам сегодня пожаловал. (Барби.)

- Барби - любимая кукла современных девочек и даже мальчиков.

- Собираясь к нам в гости, Барби захватила следующие вещи: шапку, шубку, платье, сапожки, багаж.

- Как называются вещи, которые берут в дорогу? (Багаж.)

- Какое слово «лишнее»? Почему? (Платье. В этом слове нет орфограммы «Парная согласная на конце слова ши перед шумным согласным».)

- В какой части слова проверяли парную согласную? (В корне.)

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово? (Ответы учащихся.)

3. Работа по вариантам.

Учитель демонстрирует картинки: лев, мак, лук, еж, уж, ландыш.

- Назовите слова к картинкам.

1-й вариант - слова, в которых на конце пишется звонкая согласная. (Ёж, уж, лев.)

2-й вариант - слова, в которых на конце пишется глухая согласная. (Мак, лук, ландыш.)

- Посмотрите на группу слов, которую выписали, и назовите данную группу слов одним словом. (1-я группа - животные; 2-я группа - растения.)

- Как проверили парную согласную?

4. Слого-звуковой анализ.

- Назовите парные согласные, которые встретились в словах «животные», «растение».

Физкультминутка

Игра «Эхо»

Учитель говорит слово одному ученику так, чтобы другие не слышали. Ученик передает услышанное слово другому. Тот, в свою очередь, - третьему ученику.

Смех, скот, экран, олень, клен, мель, снаряд, град.

- Почему получились совсем другие слова?

-Даже одна буква имеет большое значение в образовании слова.

5. Работа с текстом.

- У Барби есть свое животное. А какое, вы отгадаете по клеткам:

 Л 

   

   

   

 

 ь 

- Ласково она называет свое животное пони.

Слогозвуковой анализ (устно).

Лошадь. В слове - 2 слога (1-й - «ло», 2-й - «шадь»). Ударный слог - 1-й («ло»). В слове 3 согласных звука, 2 гласных, ь - звука не обозначает. 1-й звук [л] -- согласный, звонкий, твёрдый; 2-й звук [о] - гласный, ударный; 3-й звук [ш] - согласный, глухой, твёрдый; 4-й звук [а] - гласный, безударный; 5-й звук [т’] - согласный, глухой, мягкий. В слове - 6 букв, 5 звуков.

Пони - это маленькая лошадка. У нее короткие ножки, маленькая головка. У лошадки гладкая шерсть. А какой добрый взгля..!

- Прочитайте. Докажите, что это текст. Придумайте заголовок к тексту.

- Какой это текст?

- Назовите словосочетания, которые помогают описать животное.

- Выпишите слова, где встречается орфограмма парной согласной (самостоятельно).

Проверка.

6. Работа с деформированным текстом.

- Барби у нас в гостях, а теперь представьте, мы пришли к ней в гости.

1) пришли, в, к, гости, Барби, подружки.

2) угощала, хозяйка, грибками, с пирожками.

3) принесла, торт, мед, и.

- Составьте рассказ. (В гости к Барби пришли подружки. Хозяйка угощала пирожками с грибками. Принесла торт и мед.)

Запись под диктовку.

Проверка.

- Поставьте оценку именно за предложения, записанные под диктовку карандашом. Я посмотрю, как вы умеете не только правильно писать, но и проверять.

Резерв:

пристань

рисунок

приставка

кипарис

- Найдите общую часть во всех этих словах и вы угадаете, с какой начинкой были еще пирожки. (Рис.)

- Будут ли слова однокоренными? (Нет.)

V. Итог урока.

- В какой части слова нужно проверять парную согласную?

- Когда надо проверять парную согласную?

- Каким образом подбирать проверочное слово?

На всех этапах урока подводятся итоги блицконкурса.

Рекомендуем посмотреть:

Урок русского языка «Заглавная буква в именах собственных», 2 класс

Конспект урока по русскому языку «Связь слов в предложении», 2 класс. Школа России

Конспект урока «Многозначность слов», 2 класс

Конспект урока на тему «Слово и его значение», 2 класс

Омофоны, 2 класс. Конспект урока

Нет комментариев. Ваш будет первым!