Цели и задачи: развивать самостоятельность и гибкость мышления учащихся, внешнюю и внутреннюю устную и письменную речь, орфографическую зоркость; учить писать имена собственные, подбирать их в соответствии со смыслом нарицательных имен существительных; учить правильно составлять предложения, оформлять свои устные высказывания, прививать интерес к предмету и языку через наблюдение над звучащим словом; воспитывать любовь к Родине, к своему городу.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
Тренинг-настрой.
- Прочитайте тему урока «про себя», приготовьтесь прочитать ее вслух.
- Какие слова в названии темы вам понятны?
- Подберите синонимы к слову «заглавная».
- Что вы уже знаете об именах собственных?
- С какими группами имен собственных вы уже познакомились? (Имена, отчества, фамилии, клички животных, названия художественных произведений.)
- Есть ли незнакомые слова в названии темы?
- Сегодня мы познакомимся с новой группой имен собственных, продолжим учиться писать грамотно имена собственные.
III. Минутка чистописания.
1. Чистописание.
- Дорисуйте один росчерк к какому-либо предмету: живому или неживому.
- А вот кто получился у меня. (Показать рисунок льва.)
- Почему я выбрала льва? (Герб города, наши предки вырезали изображения льва, чтобы охранял их жилища.)
- Лев получился добрый, улыбающийся. Давайте его возьмем на урок. Улыбнитесь ему и посмотрите внимательно на росчерк. Какая орфограмма в нем спряталась?
2. Запись слов по памяти.
- Сейчас потренируем свою слуховую память и запишем в столбик слова в любой последовательности: воробей, корова, фамилия, учитель, дежурный, девочка.
а) Самоконтроль: слова предъявляются детям на доске.
- Поднимите руку, кто записал по памяти 3 слова - хорошо, 4 слова - молодцы, 5 слов - замечательно, 6 слов - превосходно.
б) Кто все эти слова записал правильно, грамотно, поставьте на полях « + ».
IV. Изучение нового материала.
1. Чтение слов: воробей, корова, мальчик, девочка, учитель.
- Хором вполголоса прочитайте слова, написанные на доске. Что можно сказать о них?
- К любым 3 именам нарицательным подберите подходящее имя собственное и запишите его. Кому трудно, на доске есть слова-помощники:
3(з)орька, Ч(ч)ик, И(и)лья, И(и)нна, И(и)горь П(п)етрович
- Кто подобрал имена собственные, составьте одно предложение со словами «воробей Чик».
2. Проверка работ.
- Какие собственные имена существительные вы подобрали к каждому нарицательному существительному?
- Как написали все имена существительные во втором столбике? Почему? (Правило.)
- Какие предложения вы составили? Вы хорошо потрудились, молодцы!
3. Проверка работы учеников у доски (на карточках).
Карточка 1
Прочитай слова. Подумай и запиши слова в 2 столбика. Приготовься объяснить, почему получились такие группы слов: город, Дарья, снегирь, Колокольчиков, море, Жучка.
Карточка 2
Прочитай предложение. Найди в нем все имена существительные; подумай, в какие 2 столбика их можно выписать.
Плыл князь Андрей Юрьевич со своею дружиною по Клязьме-реке.
- Почему получились такие группы слов?
- Из какого произведения эти строки? (С. Голицын. Про бел- горюч камень.)
- Какую роль сыграл князь Андрей Юрьевич Боголюбский в истории нашего города? (Перенес столицу Руси из Киева во Владимир, построил великолепные храмы, соборы, церкви.)
Физкультминутка
V. Продолжение работы по изучению нового материала.
1. Чтение стихотворения.
- Давайте вернемся в древнюю Владимирскую Русь и послушаем, какое стихотворение посвятил Владимирской Руси наш земляк, поэт Н. И. Ковалевский.
ВЛАДИМИРСКАЯ РУСЬ
Где в ясных шлемах два собора
Стоят, как два богатыря,
Там расцветает древний город –
Владимир-город - Русь моя.
Она не раз на бой вставала,
Ее победами горжусь,
От Золотых ворот начало
Берет Владимирская Русь.
Пусть белоснежным цветом дивным
Вишневый край ее цветет,
И в нем, счастливом и былинном,
Живет красиво наш народ.
- Какое чувство у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение?
- Почему наш край былинный?
- Что значит «жить красиво»?
- Когда человек сможет жить красиво? (Когда знает историю своего народа, уважает свою историю и народ.)
2. Фронтальная работа.
- А знаете ли вы, как называется страна, в которой мы живем? (Россия.)
- С какой буквы вы бы написали это слово? Почему? Ваши знания помогли вам разгадать первый секрет этого слова.
- Произнесем это слово хором. Что вы заметили? (Долгий звук [с].) Ваша наблюдательность помогла вам открыть второй секрет этого слова.
- Как этот звук следует обозначить на письме? (Две буквы «с».) Я открою вам еще один секрет этого слова — про безударную «о». Знаете ли вы, что в нашем языке существовало слово «росс», которое употреблялось в значении «русский», «россиянин». Если это запомните, то всегда сможете проверить безударную гласную «о» в корне слова «Россия».
- Произнесем хором по слогам. Запишите. Обозначьте орфограммы.
- Россия - наша общая родина. Но у каждого из нас есть своя малая родина, то место, где мы родились, где прошло наше детство. Для большинства из нас это древний и очень красивый город Владимир.
- С именами каких князей историки связывают название нашего города? (Владимир Красное Солнышко, Владимир Мономах.)
- Запишите название города в тетрадь. С какой буквы его вы напишете?
- Названия некоторых других городов я предлагаю записать в тетрадь. (Москва, Киев, Гороховец.) С какой буквы вы их написали? Почему? Какой из этих городов находится в нашей области? Как вы думаете, почему он получил такое название?
- Что сейчас мы учились писать? Почему мы пишем названия городов с заглавной буквы?
- В каждом городе есть улицы со своими названиями. На каких улицах живете вы?
- На какую улицу вы приходите каждый день, кроме выходных, чтобы встретиться со своими друзьями, одноклассниками, с учителями и получить новые знания?
- Произнесите хором слово «Красноармейская».
- Что интересного вы заметили в этом слове? (Состоит из двух слов: Красная Армия.)
- Почему улица получила такое сложное название?
- Надо научиться писать название улицы, на которой стоит родная школа.
- Наш город стоит на высоком берегу когда-то судоходной реки Клязьмы. Это название с древнего языка переводится как «клятвенная граница» двух племен - меря и мурома, которые жили на территории нашей области очень давно.
- Название некоторых других рек я предлагаю вам записать в тетрадь. (Волга, Ока, Гусь.)
- Какие из этих рек протекают в нашей области? Названия чего мы научились писать? Как написали названия рек? Почему?
- Какие названия мы писали с заглавной буквы? (Страны, города, улицы, реки.) Я добавлю сюда еще некоторые названия: озер, деревень, планет.
- Подумайте, где можно встретить названия стран, городов, рек, деревень и т. д.? Как можно назвать эту группу слов одним словом? (Географические названия.)
- Какими именами существительными будут географические названия? (Именами собственными.)
- Как их следует писать? (С заглавной буквы.)
- Что относится к географическим названиям? Проверим, верно ли мы сделали вывод (дети читают правильно по учебнику).
VI. Закрепление изученного.
1. Самостоятельная работа (на карточках).
- Для закрепления навыка написания имен существительных собственных предлагаю вам поработать самостоятельно на карточках.
Карточка 1
Вписать недостающую букву в имена собственные.
Названия государств: _ оссия, _ ранция, __ нглия;
в названия городов: _осква, _ рославль, _ уздаль;
в названия рек: _ олга, _ ева, _ непр;
в названия планет: _ емля, _ арс, _ енера.
- С какой буквы написали все слова? Почему?
Карточка 2
Прочитайте, придумайте имена детям, названия речке и деревне, клички животным.
Девочки _______ и ______ жили в деревне _____. Рядом протекала речка ____. Девочки пришли на лужок. С ними была собачка _____. На лугу пастушонок ______ пас маленьких телят. Желтая телочка ____ нюхала траву. Бычок _____ стоял у реки. Он пил воду.
2. Проверка работ учащихся.
- Прочитайте рассказ, который у вас получился. С какой буквы написали все недостающие слова в рассказе? Почему? (Повторение всех правил.)
3. Работа с деформированными предложениями.
- Требуется восстановить деформированный текст.
живу я в городе древнем Владимире.
на стоит высоком Владимир берегу Клязьмы реки.
Владимира у города интересное прошлое.
до наших сохранились дней великолепные памятники: Успенский и Дмитриевский соборы, церковь Покрова на Нерли, Золотые ворота.
- Какие предложения вы составили?
- Посмотрите на доску. Эти же предложения записаны у меня. Ваша задача: установить порядок предложений и исправить речевые недочеты, если они есть.
Дети составляют текст.
Текст на доске:
Я живу в древнем городе Владимире.
Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. До наших дней сохранились великолепные памятники: Успенский и Дмитриевский соборы, церковь Покрова-на-Нерли, Золотые ворота.
У города Владимира очень интересное прошлое.
VII. Итог урока.
- За что вы любите свой город? Об этом каждый из вас напишет дома.
Стук в дверь. Входит грустный лев.
- Лев пропустил наш урок и не узнал ничего нового. Расскажите ему, что нового вы узнали на уроке. Как надо писать имена собственные?
Конспект урока по русскому языку «Связь слов в предложении», 2 класс. Школа России
Омофоны, 2 класс. Конспект урока
Конспект урока «Многозначность слов», 2 класс
Конспект урока на тему «Слово и его значение», 2 класс
Урок русского языка во 2 классе «Слова с парными согласными»
Нет комментариев. Ваш будет первым!