Цели: формировать умение ставить вопросы от слова к слову в предложении, развивать орфографическую зоркость.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, тетрадь по чистописанию, алгоритмы связи слов в предложении в виде схем.
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Психологический настрой класса.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Минутка чистописания.
1) Грамматическая задача.
- Эта буква обозначает твёрдый согласный звук, он шипящий. В русской алфавите занимает 26-е место. В написании состоит из трёх элементов. Что это за буква? (Ш.)
2) Письмо строчной буквы ш по образцу.
Учитель ведёт показ правильного написания буквы и соединений, комментируя.
3) 3апись слогов с буквой ш.
ша шу ши
Учитель ведёт показ правильного написания слогов, комментируя действия.
2. Игра «Да - нет».
Учитель проводит с учащимися игру «Да - нет»: задает учащимся вопросы, на которые они должны дать короткий ответ «да» или «нет».
Вопросы:
1. В алфавите 33 буквы? (Да.)
2. Слово «щука» пишется с буквой Ю? (Нет.)
3. Гласный звук образует слог? (Да.)
4. В слове «конь» 3 буквы? (Нет.)
5. Предложение состоит из слов? (Да.)
6. Слова в предложении связаны по смыслу? (Да.)
7. Текст состоит из предложений? (Да.)
- Что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль человека.)
- Какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации? (По цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. По интонации: восклицательные и невосклицательные.)
3. Работа над предложением.
1) Восстановление деформированного предложения.
На доске записаны слова: в шкафу, тёплый, висит, шарф.
- Из данных слов составьте предложение. (В шкафу висит тёплый шарф)
2) Комментированное письмо.
Учащиеся записывают предложения, комментируя.
- Найдите и выделите грамматическую основу предложения.
- А остальные слова в предложении связаны друг с другом, как вы думаете?
Ответы учащихся.
- Кто догадался, какая тема урока? (Тема «Связь слов в предложении».)
III. Сообщение темы и цели урока.
Учитель демонстрирует учащимся схему:
- Чему мы будем учиться на уроке? (Умению ставить вопросы к словам в предложении.)
- Задайте вопросы к остальным словам в нашем предложении. (Шарф (какой?) тёплый; висит (где?) в шкафу.)
Физкультминутка
Учащиеся под руководством учителя выполняют движения.
Знать нам правило пора,
Как же связаны слова.
(Развести руки в стороны.)
Предложения прочтём,
Главные слова найдём,
Связь их палочкой покажем
(Поставить руки перед собой),
А потом, а потом
Мы ещё слова найдём
(Развести руки в стороны)
И вопросы к ним поставим
(Поставить руки на пояс),
Взяться за руки заставим.
(Отвести руки назад.)
Будут все слова дружить,
Нам о главном говорить!
IV. Изучение нового материала.
Наблюдение за связью слов в предложении.
1) Беседа по иллюстрации.
Учитель демонстрирует учащимся иллюстрацию, на которой изображены сказочные герои, водящие хоровод, взявшись за руки.
Вопросы:
1. Кого увидели на картинке?
2. Что делают герои?
3. Зачем они взялись за руки?
2) Работа над предложением по алгоритму.
Алгоритм:
Герои сказок водят дружный хоровод.
3) Дифференцированная работа в тетради.
Учащиеся выполняют задание по вариантам.
1-й вариант. Журчит весёлый ручеёк.
2-й вариант. Громко поёт голосистый соловей.
Задание: установить связь слов в предложении.
- Как связаны слова в предложении? (По смыслу.)
- Как показать эту связь на письме? (При помощи стрелок.)
- Предложение состоит из слов. Слова в предложении связаны друг с другом. От одного слова к другому можно задать вопрос.
V. Закрепление изученного материала.
Развитие речи. Работа с текстом.
Учитель раздаёт учащимся лист с представленным текстом.
Стоит тишина. Только отдалённый глухой звук раскатывает эхом по лесу. Это глухари. Вот синичка перелетела с ветки на ветку. А это дрозд. Осеннее солнце цепляет верхушки деревьев. Опавшая листва тихо шуршит под ногами. А в городе жизнь бурлит.
- Прочитайте все предложения.
- Какое «лишнее»? Почему?
- Прочитайте предложения ещё раз. Что получилось? (Текст.)
- Докажите, что это текст. (Текст состоит из предложений, связанных друг с другом по смыслу. Текст имеет основную (главную) мысль.)
- Подберите заголовок к тексту. (В лесу. Тишина.)
- Запишите заголовок и первое предложение.
Учащиеся записывают в тетради.
Лес.
Стоит тишина.
VI. Итог урока.
- Интересно ли было на уроке?
- Что было для вас новым? А что непонятным? Сложным?
- С какими трудностями столкнулись?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке? Почему?
- Зачем нам нужна данная тема?
- Что нового о предложении сегодня узнали?
Домашнее задание: продолжить данный текст (3-4 предложения), чтобы получился маленький рассказ.
Урок русского языка во 2 классе «Слова с парными согласными»
Омофоны, 2 класс. Конспект урока
Урок русского языка «Заглавная буква в именах собственных», 2 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!