Цель: познакомить с разновидностью омонимов.
1. Рассказ учителя.
В русском языке немало слов, которые по произношению совпадают с двумя и даже с тремя другими:
отдел - от дел
отворот - от ворот
изреки - из реки
порублю - по рублю
согнем - с огнем
Такие омофоны часто встречаются в народных прибаутках, поговорках, пословицах.
Например (вывесить таблицу):
• Строчить да расстрачивать - только время зря растрачивать.
• Не под дождем - постоим да подождем.
• Хочется полежать, да надо поле жать.
• Нечего говорить про жито, когда оно прожито.
При неожиданном сближении омофонов получились всякого рода каламбуры.
Каламбур - это игра слов, шутка, основанная на одинаково звучащих, но разных по смыслу словах.
Поэт Д. Минаев так говорит о своей поэзии:
Рифмы - вот моя стихия
И легко пишу стихия.
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки:
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.
Выразительность стихов от таких рифм увеличивается.
Найдите омофоны в предложениях (читать с таблицы):
Она отворила дверь. Мать отварила грибы.
Хороша ключевая водица. Тебе нечего с ним водиться.
В колесе сломалась спица. Мне сегодня что-то не спится.
2. Проверяем диктант.
Учитель вывешивает на доску таблицу, на которой записан текст диктанта. Говорит: «Дима плохо пишет диктанты. Давайте посоветуем ему, чтобы он чаще тренировался дома. Однажды под диктовку своей сестры он написал предложения. Получилась бессмыслица. Найдем ошибки».
Наполеон сеял рожь. (На поле он сеял рожь.) Мешки ело жили в кучу навоз. (Мешки сложили в кучу на воз.) Вокруг нашей деревни лиса. (Вокруг нашей деревни леса.) У нее в глазах груздь. (У нее в глазах грусть.) Выходной переносица на субботу. (Выходной переносится на субботу.) Он оставался дома с утками. (Он оставался дома сутками.)
3. Ищем омофоны (текст на таблице).
Кругом снега, метель, занос.
Андрюша держится за нос.
Фермер в поля возил навоз,
Он быстро клал его на воз.
Белки сидели на ели
И семечки от шишек ели.
Они тогда лишь спрыгнули с ели,
Когда все семечки съели.
4. Различные значения слов.
Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанное.
Бьют часы
Бьют часы. Когда? Зачем?
Бьют... За что? Скажите...
Бьют часы четыре... семь...
«Всем, всем, всем, спешите!»
Бьют меня, тебя, его,
Чтоб спешили к цели,
Бьют за то, что ничего
Сделать не успели.
Бьют не в бубен - бьют в набат,
Бьют тревогу грозно.
«Торопитесь, — говорят, -
Чтоб не стало поздно!»
Хочешь победить в бою,
В жизни сделать что-то?
Бьют часы... Всю жизнь свою
Торопись, работай!
И. Снегова
5. Поиграем! Слово в слове.
Шесть ОС
1. ОС - - А.
На этой осе в октябре позолота.
2. ОС - - А.
А эта растет на лугу у болота.
3. - ОС - - - - - Т.
Эта оса на Луну улетает.
4. - ОС - - - - А.
Эта оса на солнце худеет и тает.
5. – ОС - А.
С этою спит в колыбели малыш.
6. – О - С - - - - А.
Эта по классу крадется как мышь.
Ответ: осина, осока, космонавт, сосулька, соска, подсказка.
6. Учим скороговорки.
• Петя пилил пилой пень.
• Пара птиц порхала, порхала,
Да и выпорхнула.
• У пенька опять
Пять опят.
• Кота по лапам Потап хлопал.
И от Потапа кот утопал.
• Из-под пилки сыплются опилки.
Конспект урока по русскому языку «Связь слов в предложении», 2 класс. Школа России
Урок русского языка «Заглавная буква в именах собственных», 2 класс
Конспект урока «Многозначность слов», 2 класс
Конспект урока на тему «Слово и его значение», 2 класс
Урок русского языка во 2 классе «Слова с парными согласными»
Нет комментариев. Ваш будет первым!