Цель: закрепить знания о словах, полученные на уроках.
1. Беседа-рассказ.
Русский язык по праву считается одним из самых богатых и выразительных языков мира. Русский язык - язык великого русского народа, но на нем говорят не только русские, но и другие народы в разных уголках земного шара.
Язык, на котором мы говорим, красив и богат.
Изучающих русский язык привлекает его звучность, выразительность, красота, словарное богатство.
Слова бывают разные:
вежливые слова - спасибо, пожалуйста, здравствуйте;
важные слова - Россия, Родина, мир;
дорогие слова - мама, папа, школа.
Родина - это и бескрайние равнины, и лес, и узкая тропинка, и крик кукушки.
2. Театрализованное представление «Волшебные слова» (по сказке А. Гамарра).
Ведущий. Слушайте внимательно! Однажды в школе ночью произошла интересная история. Ученики разошлись по домам. Учитель привел в порядок свой стол и тоже ушел. Доска вытерта, двери закрыты. Только закатившаяся под парту ручка да кусочек мела, лежащий на планке доски, слушают тишину. Ручка была очень любопытна, вылезла из-под парты, подошла к доске и обратилась к Мелу.
Ручка. Скажите, уважаемый Мел, вы ничего не слышите?
Мел. Слышу! Будто в шкафу что-то шуршит.
Ручка. Да, в книжном шкафу какой-то шум!
Ведущий. Действительно, с книгами происходило что-то необычайное. Раскрывались переплеты, шелестели страницы, слышались шепот, восклицания, отдельные слова... И тут показались два человека. Они запрыгали по полу.
Мел. Кто? Кто это?
Ручка. Да мы же их знаем? Это слова!
Мел (с удивлением). Слова?
Ручка. Конечно, это слова! Их пишут ручкой, или карандашом, или мелом. Я их отлично знаю. Ведь я их столько написала. Интересно, что они собираются делать?
Мел. Смотри, они идут к столу учителя! Они уже карабкаются на стол!
Ведущий. Действительно, слова взобрались на стол учителя. И тут они заговорили все сразу.
Слова (вразнобой). Ох, эти дети... Как они плохо обращаются с нами.
Слово Стыдливость. Стыд! Срам!
Слово Солдат (вздыхает). Кто-кто, а уж я-то, кажется, никого и ничего не боюсь, но я прямо-таки дрожу, когда они неправильно меня склоняют и говорят: «Много солдатов».
Слово Яблоко. Что уж мне говорить. Дети часто говорят: «Много яблоков». Ведь это неправильно. Мне так обидно, так обидно! А ведь защищаться я не могу. Меня любая маленькая девочка может съесть.
Слово Доброта. Они - дети! Не следует на них обижаться. Они - дети...
Слово Брат (ласково и спокойно). Ладно-ладно! Мы собрались здесь не затем, чтобы ссориться. Нам нужно поговорить о том, как помочь нашим детям лучше учиться. Прежде всего, давайте изберем председателя. Все согласны?
Слова (хором). Согласны, согласны!
Слово Часы. Поторапливайтесь, поторапливайтесь, друзья! Кто же будет председателем?
Слово Железо. Меня изберите! Меня! У меня большая сила! Кто за меня?
Слово Золото (хвастливо). Минуточку! Минуточку! Взгляните, как я сверкаю! Как я сияю! Я самое любимое слово!
Важное слово (могучим голосом). Прошу слова.
Слово Фиалка (дрожащим голосом). О, да это Шар! Это Земной Шар!
Земной Шар (громко и торжественно). Я вам назову слова, которые мне нравятся больше всего, например Дружба. У этого слова добрые и крепкие руки. Или, возьмем, например, слово Согласие. Оно всегда старается сделать так, чтобы все жили в мире и согласии и не ссорились.
Все слова стали ссориться, в классе стало шумно.
Слово Мама (протягивает к словам свои добрые руки). Дорогие, послушайте меня. Кажется, я знаю, кого нам избрать председателем. Есть одно слово, которое все любят.
Слова (хором). Это слово Мир! Оно самое главное.
Ведущий. Но некоторые слова молчали и хмурились.
Слово Злость (прячется в угол). Ух! Противно слушать все это!
Слово Мир (выходит вперед, в руках его солнышко). Я приветствую вас, друзья! Пусть Солнца радостный свет озаряет ваши сердца. Пусть повсюду царят Мир и Согласие!
Слова хлопают в ладоши.
Слова (радостно).
Как хорошо на свете жить,
Нам нужно дружбой дорожить,
А злость и гнев надо забыть,
Чтоб радости, веселью быть.
Ответь на вопросы:
- О чем эта сказка?
- Чему она учит?
- Какой вывод можно сделать для себя?
Ученики. Каждое слово имеет свое значение.
3. Знаете ли вы?
Русь (рос, росы) - наименование восточно-славянских племен, послужившее основой названий Россия, русские.
Русь, росы, росомопы - так именовались славянские племена, жившие по берегам Днепра и Черного моря.
4. Игра «Начало и конец слова».
Играют две команды. У ведущего на столе две пачки карточек с буквами. Справа — красные буквы. С них должны начинаться слова. Слева - черные буквы. Ими должны оканчиваться слова.
Игра началась. Ведущий берет одновременно правой и левой рукой по одной карточке (например, П и К). Показывает играющим.
Какая команда быстрее назовет слово, в котором есть эти буквы (парк), та выигрывает и берет себе обе карточки. Если одновременно обе команды назвали слово, засчитывается то, в котором больше букв. Побеждает та команда, которая наберет больше карточек.
5. Заключение.
Ученик читает стихотворение А. Шибаева.
В день солнечный июльский –
Цветы, цветы вокруг!..
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой –
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский,
Как этот русский лес.
И в радости, и в грусти
Он всякий час со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина, родной!
Конспект урока «Многозначность слов», 2 класс
Конспект урока по русскому языку «Связь слов в предложении», 2 класс. Школа России
Омофоны, 2 класс. Конспект урока
Урок русского языка во 2 классе «Слова с парными согласными»
Урок русского языка «Заглавная буква в именах собственных», 2 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!