Цель: познакомить с правилами охраны природы при сборе ее даров осенью.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять правила сбора грибов, ягод, орехов, правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору, использовать различные справочные издания, детскую литературу, Интернет для поиска информации, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта России, аудиозапись пьесы «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, фотографии (гриб-баран, водяной орех, утка-мандаринка, бабочка аполлон, беркут, выхухоль, жук-дровосек, женьшень, журавль-красавка, Красная книга России), ксерокопии значков- предупреждений, изображение домика из сказки «Теремок».
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Фронтальный опрос
- О какой игре вы хотите рассказать классу?
III. Самоопределение к деятельности
(Звучит аудиозапись «Осенней песни» П.И. Чайковского из цикла «Времена года».)
- Ребята, кому из вас довелось в этом году побывать в осеннем лесу? Давайте все сейчас представим себя на прогулке среди осенних деревьев. Разведем руками ветки.
(Учитель, а вслед за ним и дети делают соответствующее движение.)
- И вот мы ступили на лесную тропу. Оглядимся вокруг, посмотрим под ноги. Вслушаемся в звуки леса. Вдохнем лесной воздух. Скажите, что можно увидеть, почувствовать в осеннем лесу.
- Каких птиц можно услышать?
- Какие животные дают о себе знать?
Такую красоту мы должны сохранить, чтобы ею любовались и наши дети.
Сегодня на уроке мы будем говорить об охране природы осенью.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
- Какие дары готовит для нас осенний лес? Что можно принести домой из леса? (Грибы, орехи.)
Вот как раз и гриб!
(Учитель делает вид, что наклоняется и поднимает изображение гриба-барана, прикрепляет его к доске.)
Красная книга. Если вам очень повезет, то в конце лета у основания стволов и пней старых лиственных деревьев вы сможете встретить «грибной куст» с сильным приятным запахом. Гриб-то один, а «веточек» с кудрявыми шляпками у него великое множество. На одном экземпляре гриба насчитывается до 200 шляпок. Плодовое тело взрослого гриба достигает 50—80 см в диаметре, масса — 10 кг и более. А вся эта громадина вырастает за каких-то 8—10 дней. Найдет удачливый грибник такой «букет» — и можно Домой идти с богатой добычей. Гриб-то съедобный, только как его донести? Ни в какую корзину не поместится.
— А теперь познакомимся с орехом, который вряд ли кто-то из вас пробовал.
(Учитель переворачивает прикрепленный к доске листок с изображением водяного ореха и рассказывает об этом растении.)
На тихой глади неглубокого озера или речного залива, хорошо прогреваемых солнцем, можно увидеть розетку плавающих листьев чилима. Летом среди них появятся цветки с четырьмя белыми лепестками. Цветки появляются только в утренние или вечерние часы. Осенью созревают плоды — необычные «рогатые» орехи. Эти орехи с острыми рогами не едят ни рыба, ни утка, ни ондатра. Поздней осенью листья и стебель растения сгнивают, а орехи падают на дно, зимуют, а весной прорастают.
Внутри плода белое вкусное семя. Раньше орех продавали на рынках возами. Но сейчас чилим занесен в Красную книгу как исчезающее растение.
- Посмотрите - по озеру плывут птицы. Они далеко, придется взять бинокли.
(Ученики вслед за учителем делают из кулачков «бинокли», «настраивают» их.)
Теперь можно рассмотреть этих красивых уток. Их зовут мандаринками.
(Учитель показывает фотографию уток.)
Мандаринка - небольшая птица массой 400-700 г. Считается самой красивой уткой в мире! Самец носит свой наряд весной и зимой. А летом и осенью он по окраске не отличается от самки. Мандаринки не крякают, как остальные утки, а попискивают или негромко свистят. Единственные из всех уток живут на деревьях, причем их дупла могут находиться на высоте более 6 м. Птенцы выпрыгивают из дупла, приземляются, пользуясь слабыми крылышками и перепонками на лапках.
В России мандаринка гнездится по течению реки Амур, в Уссурийском крае. Зимует в Японии и в Южном Китае. Питаются эти утки семенами, желудями, зерновыми, посещая озимые поля, мелкими насекомыми и рыбой.
- Мы познакомились с грибом, орехом и птицей. Кто запомнил их названия? Что между ними общего? (Они редко встречаются в природе. Причиной их исчезновения стала неразумная хозяйственная деятельность людей.)
— Что такое Красная книга? (Ответы учеников.)
Во многих странах созданы Красные книги, которые содержат сведения о редких растениях и животных. Красная книга России полностью называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений». Ее обложка красного цвета. Выбран красный цвет не случайно. Ведь красный цвет — светофор тому пример — сигнал тревоги, опасности.
Книга предупреждает об опасности исчезновения с лица Земли многих видов животных и растений. В Красную книгу внесены те животные, которых на Земле осталось очень мало: охраняйте, люди, животных, оберегайте, а если надо, то и помогайте им!
В Красную книгу России попали снежный барс и фламинго, дикий осел кулан и беркут, джейран и белый журавль стерх, бухарский олень, лебеди и многие-многие другие звери и птицы.
Есть еще и Международная Красная книга. Она была издана в 1966 г. и имела очень необычный вид. У нее была красная обложка, а страницы разноцветные: красные, желтые, белые, серые, зеленые.
На черных страницах рассказывается о животных и растениях, которые исчезли, на красных содержится информация об исчезающих животных и растениях, на желтых — о животных и растениях, численность которых сокращается, на белых — редкие виды животных и растений, на серых — мало изученные животные и растения, на зеленых — животные и растения, которых удалось спасти.
- Ребята, что в наши дни угрожает живой природе? (Вырубка лесов, загрязнение водоемов, воздуха, почвы, исчезновение растений и животных.)
- Приведите примеры растений и животных из Красной книги.
(Заранее подготовленные ученики рассказывают о растениях и животных Красной книги. Учитель показывает фотографии редких растений и животных.)
2. Сообщения учащихся
3. Работа по учебнику
С. 114-115
— А теперь представьте себе, что все знакомые нам растения, животные попали в Красную книгу. Как будет выглядеть тогда наша Земля? (Ответы учеников.)
— Что зависит от нас, чтобы такого не случилось? (Мы можем не ломать деревья, не рвать цветов, не ловить бабочек, экономить питьевую воду...)
- Как вы охраняете природу? (Ответы учеников.)
— Как мы можем осенью участвовать в охране животных? (Сделать кормушки, собирать корм для подкормки птиц зимой: семечки подсолнечника, тыквы, арбуза.)
(Учитель делит класс на 6 групп. Каждой группе выдается увеличенная ксерокопия одного из значков-предупреждений со с. 114-115 учебника.)
Каждая из наших групп — команда спасателей природы.
В этих значках зашифрованы правила охраны природы осенью, Расскажите о них по этим рисункам. Сначала подумайте сами, а потом проверьте себя по учебнику.
(Каждая группа работает с одним значком, обсуждает свои варианты, находит соответствующий абзац учебника, сообща» учителю о готовности.)
Теперь будьте внимательны. Мы продолжим нашу прогулку, но в какой-то момент я буду показывать природоохранный знак. И те спасатели, кто готовился к рассказу об этом знаке, будут объяснять нам его смысл. Итак, ступаем на тропинку леса, полного растений и животных с их удивительными тайнами и загадками.
(Учитель вновь включает музыкальную запись. Затем сводит звучание на нет и в произвольном порядке показывает значки. Выступление каждой группы учитель завершает чтением соответствующего текста из учебника.)
— Какие еще правила охраны природы осенью вы можете предложить? (Ответы учеников.)
— Вот мы и закончили наше путешествие. Нам остается только опять раздвинуть ветки деревьев и оказаться в классе. Но смотрите — на опушке виднеется домик. Рассмотрите его на с. 114 учебника. Какую сказку он вам напоминает? (Это домик из сказки «Теремок».)
— Кто помнит, какие жители поселились в нем? (Комар, мышка, заяц, лисичка, волк.)
Вспомните, как весело, дружно они в нем жили, как в этом домике-кормушке. Давайте и мы с вами постараемся жить в дружбе с природой, дарить ей добро, заботу. И никогда не будем вести себя в природе так, как сказочный медведь, который пришел и все разрушил. Последний раз оглядимся вокруг, проверим, не оставили ли мы после себя мусор. Все хорошо, можно возвращаться в класс с новыми знаниями и желанием быть помощниками, друзьями природы.
V. Физкультминутка
— Аист, аист долгоногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
— Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой,
Крылышками машем,
Дружно все попляшем.
В небо выше полетели
И за парты дружно сели.
(Ученики выполняют движения по тексту.)
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 3 (с. 68)
(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)
Задание 4 (с. 69)
(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)
VII. Рефлексия
(Учитель показывает фотографии растений и животных.)
- По описанию узнайте растения и животных Красной книги.
У нее белые, иногда чуть желтоватые прозрачные крылья, на которых раскиданы черные и красные с черной окантовкой крупные пятна. Она очень хитра. При нападении птицы падает на спину и угрожающе шипит. На самом деле она скребет лапкой о лапку, а получается звук, похожий на шипение. Но этого достаточно, чтобы враг отступил. (Бабочка аполлон.)
Самый крупный орел. Охотится на телят, косуль, оленей, зайцев, лис, сурков. Обычно выслеживает добычу, паря в воздухе или сидя на вершине скалы. Стремительный бросок — и жертва уже в сильных когтях. (Беркут.)
Постоянно живет в Европе, в том числе и России. Нос длинный, похожий на хоботок. Хвост покрыт роговыми чешуйками, в конце плоский, будто киль. Сам зверек величиной с крупную крысу. Ведет полуводный образ жизни. (Выхухоль.)
У жука огромные усы. Их длина часто бывает больше его самого. Грызет древесину. Особенно ненасытны личинки. В поисках пищи они изгрызают деревья, превращая их в кучу опилок. Самый крупный жук России, достигает в длину 11 см. (Жук-дровосек.)
Его называют царем растений. Само название означает «человек- корень». Этому растению приписывают чудодейственные свойства. (Женьшень.)
Самый маленький журавль. Ростом он меньше метра, да и весит чуть больше курицы. Платье на нем сизо-серое. Голова, шея, грудь в черном Уборе, под глазами, как косички, висят пучки белых перьев. Прилетают эти журавли к нам из Африки и Индии. (Журавль-красавка.)
(Затем учащиеся работают по вопросам в рубрике «Подумаем!» на с. 117 учебника.)
VIII. Подведение итогов урока
— Как вы можете участвовать в охране природы?
- О каких животных и растениях Красной книги узнали на уроке?
— Теперь все вместе, как настоящие товарищи, хором прочитаем текст в рубрике «Сделаем вывод» на с. 117 учебник:
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 114-117), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 117).
2. Выполнить задание 5 (с. 69) в рабочей тетради.
3. Подкармливать птиц, пользуясь рекомендациями памяти «Как подкармливать птиц» (с. 67) в рабочей тетради.
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Месяц и год. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Мы - союз народов России. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Мы - жители Вселенной. УМК «Перспектива»
Конспекты уроков по окружающему миру, 2 класс. Наш «космический корабль» - Земля
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Сутки и неделя. УМК «Перспектива»
Нет комментариев. Ваш будет первым!