Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Погода. УМК «Перспектива»

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Погода» (практическая работа с термометром)

Цель: формировать понятие «погода».

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать виды термометров и пользоваться каждым, измерять температуру и записывать показания термометра, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, куклы Мальчик и Девочка, аудиозапись песни «У природы нет плохой погоды» (муз. А. Петрова, сл. Э. Рязанова), термометры (уличный, медицинский, водный, почвенный, цифровой).

Примечание: заранее подготовленные ученики рассказывают о природных явлениях.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания

— Отгадайте загадки. Распределите явления природы по сезонам.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит.

Солнце взойдет —

Гвоздь упадет. (Сосулька.)

 

Подходила, грохотала,

Стрелы на землю метала.

Нам казалось, шла с бедой,

Оказалось — шла с водой.

Подошла и пролилась,

Вдоволь пашня напилась. (Туча.)

 

Серебристый занавес

С неба вдруг спустился.

Серебристый занавес

Каплями пролился.

Уронила занавес

Тучка, представляешь?

Что за чудный занавес.

Может, угадаешь? (Дождь.)

 

Вижу я часто,

Хочу вам признаться,

Как поднебесье

Умеет смеяться.

Под облаками оно

Изогнется —

Весело очень

Искрится-смеется.

Может быть, вы

Догадались уж сами,

Что веселит его

Так временами? (Радуга.)

 

Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки. (Луна.)

 

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней.)

 

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем. (Воздух.)

 

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала, сыпала

На поля, озерушки

Белый снег да перышки. (Снежная туча.)

 

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем — не найдем. (Роса.)

 

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек

Тонких, как стекло;

Звездочки холодные,

А земле тепло! (Снежинки.)

 

Одеяло белое не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось. (Снег.)

 

— Сердит! — закрыв лицо рукой,

Сказал прохожий глухо.

— Ударил как! — ворчал другой,

Поглаживая ухо.

Шла мимо бабушка с клюкой,

В платок упрятав нос,

Она сказала:

— Ишь какой,

Кусается, как пес.

И я скорей лицо прикрыл

Воротником пальто:

В тот день и впрямь сердитый был...

Вы догадались кто? (Мороз.)

А. Бродский

3. Фронтальный опрос

— Назовите последовательность смены времен года.

— Можно ли начать перечисление с другого времени года?

— Что такое природные явления? Приведите примеры.

— Расскажите, какую картинку вы нарисовали к сказочному объяснению смены времен года.

(Далее учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 32 учебника. Учитель от имени куклы Мальчика задает вопросы. Ученики от имени куклы Девочки отвечают на них.)

— Что является главным, отличающим погоду в разное время года? (Температура воздуха.)

III. Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись песни «У природы нет плохой погоды» (муз. А. Петрова, сл. Э. Рязанова) в исполнении А. Фрейндлих.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о погоде.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Что такое погода. Ответить на этот вопрос не так-то просто. Все знают, что это такое, но не каждый может объяснить. Для этого надо разобраться, из чего складывается погода.

Во-первых, это температура воздуха. Каждый может по своим ощущениям сказать, что сегодня холодно, тепло или жарко.

Во-вторых, это облачность. Если на небе видны лишь отдельные облака и светит солнце, говорят, что сегодня ясно. Если облаков много и они часто закрывают солнце, говорят: переменная облачность. Если же все небо затянуто облаками и солнца не видно, говорят, что сегодня пасмурно.

В-третьих, это осадки. К ним относятся дождь, снег, град.

В-четвертых, это ветер. Он может быть слабым или сильным. Очень сильный ветер называется ураганом. Разным бывает и направление ветра. Его определяют по той стороне, откуда ветер дует. Например, северный ветер дует с севера, южный — с юга.

Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра — это и есть погода.

(Учитель составляет на доске схему.)

Это основные слагаемые погоды. К ним можно добавить и такие природные явления, как радуга, туман, иней.

Погода может быть теплой или холодной, сухой или дождливой, ветреной или спокойной. Все эти изменения вызываются изменением состояния воздуха, окружающего землю, его нагреванием или охлаждением. Погода играет важную роль в жизни человека: она может задержать отправление поездов и самолетов, уничтожить урожай и многое другое.

2. Работа по учебнику

С. 32—33

— Рассмотрите рисунки и фотографии. Какие явления погоды изображены? Расскажите о них.

(Заранее подготовленные ученики рассказывают о погодных явлениях.)

3. Практическая работа «Термометр»

— Отгадайте загадку.

Вселенная, время, календарь

Живет за рамой

Человек стеклянный.

Любую погоду

Вымеряет с ходу.

Поступает просто —

Отмеряет ростом. (Термометр.)

— Для чего используют термометр? (Для измерения температуры воздуха.)

(Учитель показывает уличный термометр.)

— Отгадайте загадку.

Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или уложу в кровать,

Или разрешу гулять. (Термометр.)

— Для чего еще используют термометр? (Для измерения температуры тела.)

(Учитель показывает медицинский термометр.)

Есть термометры для измерения температуры воздуха в комнате (комнатный), воды (водный), почвы (почвенный.) В современном мире люди пользуются цифровыми термометрами.

(Учитель показывает цифровой термометр.)

Рассмотрим, как устроен уличный термометр. Он состоит из корпуса, шкалы, стеклянной трубочки, наполненной жидкостью. В конце трубочки есть утолщение, которое называется резервуаром. При нагревании жидкость расширяется, выходит из резервуара в трубочку, столбик ее удлиняется, показывая температуру. При охлаждении жидкость сжимается, собираясь из трубочки в резервуар.

4. Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 22)

— Работая в группе, изучите устройство уличного термометра на с. 22. Покажите и назовите его части.

В середине шкалы вы видите ноль. Это граница между градусами тепла и градусами холода. Цифры, стоящие выше ноля, показывают количество градусов тепла. Ниже ноля — количество градусов холода.

— Найдите на шкале ноль, цифры, показывающие количество градусов тепла и холода.

При нагревании столбик термометра поднимается вверх. Расстояние, которое он проходит от замерзания до кипения, разделили на 100 частей и каждую часть назвали градусом.

Температуру выше ноля называют положительной и записывают со знаком «+».

(Учитель просит одного из учеников посмотреть на показания комнатного термометра.)

— Какая температура в классной комнате? Записываем так: +20° или 20° тепла.

В мороз столбик термометра опускается ниже ноля. Такую температуру называют отрицательной и записывают со знаком «-» (-10° или 10° мороза.)

Задание 2 (с. 22)

— В чем вы видите сходство и различие между уличным, комнатным, водным и медицинским термометрами? Сравните их. (Примерный ответ. В медицинском термометре шкала начинается с 34° и заканчивается 42°. Выше температуру человек перенести не сможет. На уличном термометре шкала от —40° до +50°. Это связано с огромной территорией нашей страны, в которой есть районы с низкой и высокой температурой воздуха. На шкале водного термометра от 0° до 100°. Вода при температуре 0° замерзает, при температуре 100° кипит. Температуру льда и пара нам измерять не надо.

— Опишите шкалу комнатного термометра.

Задание 3 (с. 22—23)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой в группе.)

Задание 4 (с. 23)

— Прочитайте, выполните задание.

(Ученики измеряют температуру воды в стаканчиках с горячей и холодной водой водными термометрами, температуру воздуха — комнатными термометрами.)

— Температуру тела измерьте дома.

— Запишите показания в таблицу.

(Учитель контролирует правильность выполнения задания.)

Задание 5 (с. 23)

Ответ: термометр — это прибор для измерения температуры.

5. Беседа

Как предсказывают погоду. Во многих местах на земле есть метеорологические станции (метеостанции), где ученые ведут наблюдения за погодой. Название «метеостанция» образована °т слова «метеорология» — наука о погоде.

— Как люди наблюдают за погодой? (Ответы учеников.)

Для наблюдений за погодой используют воздушные шары — зонды. Морские суда оснащают специальным оборудованием. Используют также метеорологические самолеты. А в космосе работают метеоспутники. Ученые научили этот спутник следит за погодой и четко докладывать по радио свои наблюдения. Спутник летает высоко, за сутки успевает облететь планету несколько раз — и никакой ураган, буря, шторм на море, гроза не могут укрыться от его зоркого глаза. Стоит только в каком-нибудь районе собраться тучам, как на Землю немедленно летит донесение: «Движется грозовой фронт!» Перемещается холодный воздух на юг, спутник предупреждает: «Ожидается похолодание!»

Все собранные сведения ученые обрабатывают с помощью компьютеров и составляют прогнозы погоды. Прогнозы — это научные предсказания. Их составляют на завтра, на несколько дней или недель вперед.

6. Работа по учебнику

С. 34-35

— Рассмотрите фотографию и рисунок на с. 34 учебника. Как называют ученых, предсказывающих погоду? (Метеорологи.) Если скоро снег пойдет,

Если будет гололед,

Обо всем метеоролог

Точно знает наперед.

И прогноз погоды нужен

Каждый день в жару и стужу.

Выходя из дома, знать нам надо,

Что же ждать: дождя иль града?

На любой такой вопрос

Даст ответ его прогноз.

Н. Кнушевицкая

- Что используют для предсказания погоды? (Зонды, метеорологические корабли, метеорологические самолеты, метеорологические космические спутники.)

- На с. 35 нарисованы приборы, которые используют на метеорологических станциях. Попробуйте объяснить, для чего они служат и как работают. (Ответы учеников.)

- Проверьте себя на «Страничках Умного Совенка» (с. 121).

V. Физкультминутка

Заяц в лес на новоселье

Приглашает на веселье.

(Руки на поясе, повороты вправо и влево.)

В лес к нему пойдем сейчас,

Он в гости ждет сегодня нас.

(Шагать по кругу.)

Ножки топ, топ, топ —

Мы идем за поворот.

Ручки хлоп, хлоп, хлоп —

Развеселый мы народ!

Ножки выше поднимаем —

По сугробам мы шагаем.

(Поднимать высоко колени с продвижением вперед.)

Солнцу в небе улыбнись,

(Руки вверх, подняться на носочки.)

А деревьям поклонись.

(Наклониться вперед.)

Прыгнем мы через канаву,

(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.)

К зайцу мы идем в дубраву!

(Шагать по кругу.)

VI. Закрепление изученного материала

- Прочитайте словами: +6°, — 8°, — 25°, +14°, 0°.

- Запишите числами: двадцать пять градусов тепла, три градуса мороза, ноль градусов, четырнадцать градусов тепла, тридцать градусов мороза, семь градусов выше ноля, двадцать градусов ниже ноля.

VII. Рефлексия

- Какое задание вам понравилось выполнять больше всего?

- Оцените свою работу на уроке.

(Далее учащиеся работают по вопросам в рубрике «Подумаем!» на с. 35 учебника.)

- Назовите известные вам народные приметы, помогающие предсказывать погоду.

Приметы к ясной погоде

• Заходящее солнце ярко-красное.

• Вечером и ночью обильная роса, которая утром быстро высыхает.

• Соловей поет всю ночь.

• Комары и мошки в вечернее время толкутся столбом.

Приметы к дождливой погоде

• Воробьи купаются в пыли.

• Кузнечиков не видно и не слышно.

• Комары сильно кусаются.

• Сено сильно пахнет.

VIII. Подведение итогов урока

- Кукла Девочка будет задавать вопросы, кукла Мальчик — отвечать на них.

(Учитель передает куклу желающим.)

- Что является определяющим в погоде разных сезонов: лета, осени, зимы, весны?

— Какие виды термометров вы узнали?

— Из каких частей состоит термометр?

— Почему у комнатных термометров шкала короче, чем у уличных?

— Какова нормальная температура тела человека?

Сделаем вывод. Итак, погода — это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра. Ученые ведут постоянные наблюдения за погодой и составляют прогнозы погоды.

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 32—35), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 35).

2. Выполнить задания 4 (с. 23), 2, 4 (с. 24-25) в рабочей тетради.

Материал для учителя

Снег

В воздухе всегда содержится большее или меньшее количество водяных паров. Когда воздух вместе с паром поднимается в заоблачные выси, с ним происходят странные явления. Обычно пар при охлаждении превращается в воду, а вода на морозе замерзает, образуя лед. В заоблачных высотах водяной пар, не успев перейти в воду, мгновенно превращается в крохотные кристаллики льда. Они малы, как пылинки, ученые называют их алмазной пылью. Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми кристалликами, становятся все больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок.

Когда погода стоит сравнительно теплая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Потому-то и снег часто называют пушистым, мохнатым.

А знаете вы, сколько весит одна снежинка? Так мало, что в одном грамме снега насчитывается несколько тысяч снежинок!

Всегда ли снег бел? А что вы слышали о красном снеге, о зеленом, синем и даже... черном? Красный снег выпадал не раз в Европе, а несколько лет назад его наблюдали в Грузии. Суеверные люди видели в таком снеге какое-то грозное и таинственное предзнаменование. А все дело, оказывается, в одной водоросли красного цвета, которая не боится холода. Называется она первопузырником. Занесет ветер эту водоросль, пригреет потом солнце, и она начинает быстро размножаться на снегу. За несколько часов первопузырник может покрыть большую площадь красным налетом.

Есть и другие водоросли, придающие снегу зеленый и синий цвет. В Татрах (горы в Словакии и Польше) однажды видели черный снег, виновником которого была водоросль.

В 1959 г. на южном склоне Кавказских гор тоже выпал черный снег. В тот день ветер принес из промышленных районов Азербайджана сажу, грязь и другие частицы черного цвета. Они стали центрами образования ледяных кристалликов; так возникли черные снежинки.

Осадки

Когда солнце нагревает воду на поверхности морей, океанов, в реках и озерах, то вода превращается в прозрачный невидимый пар. Вместе с теплыми потоками воздуха он устремляется вверх. Там воздух холоднее, чем у поверхности земли. Охлаждаясь, водяной пар сгущается, и образуются мельчайшие капельки воды. Эти капельки воды кажутся нам с земли белыми облаками, которые переносит ветер. Если эти капельки сольются друг с другом, то они станут крупными и тяжелыми и упадут на землю моросящим или ливневым дождем.

В жаркий летний день вместе с потоками теплого воздуха водяной пар может быстро подняться на высоту 7—9 км. В высоких слоях атмосферы температура очень низкая —40—50 градусов мороза. Капли воды там замерзают, и круглые льдинки — град — вместе с холодным ливневым дождем падают на землю.

Зимой в северных и умеренных областях ветер гонит облака со стороны более теплых океанов и морей к суше. Над сушей облака постепенно охлаждаются, в них образуются мельчайшие легкие кристаллики. На их поверхности оседают и охлаждаются новые частицы водяного пара. И наконец вырастают сложные кристаллы льда, которые мы называем снежинками.

Но водяной пар может охлаждаться и около самой земли. Летними вечерами после жаркого дня в воздухе накапливается много водяного пара. Над лугами и болотами, над реками и озерами, куда стекает более холодный воздух, появляется туман. Он висит низко над землей и оседает на листьях и траве каплями росы.

Зимой во время сильного мороза стволы и ветви деревьев, стены домов становятся очень холодными. Если ветер приносит более сырой и теплый воздух, то деревья, стены, провода покрывает иней. Иней — это тоже снежинки, но они образуются не в воздухе, а на поверхности предметов.

Гроза

Летний день невыносимо душен. Тяжелые кучевые облака клубятся и клубятся, вот они превратились уже в черные тучи, закрыли и голубое небо, и ясное солнце. Минута затишья — и вдруг закружились вихри, а с неба стали капать крупные редкие капли. Потом хлынул целый поток, словно в небе опрокинули разом миллионы ведер воды. Засверкала молния, загрохотал гром, началась веселая летняя гроза.

Что же произошло в небе? Отчего бывает гроза?

Водяной пар, поднявшись с земли высоко вверх, сильно охлаждается и превращается в капельки воды. Капельки сливаются, становятся крупнее, потоки воздуха носят их вверх-вниз, вверх-вниз. А чем выше, тем Голоднее, и вот уже вода превращается в льдинки. Льдинки сталкиваются с капельками, вода обволакивает их пленочкой, которая тоже замерзает. Льдинка делается тяжелее, она падает в нижнюю часть облака, где теплее, и там начинает таять. Но снова подхватывают ее вверх стремительные вихри, и снова сталкиваются льдинки и капельки, и снова вода замерзает, льдинки увеличиваются, тяжелеют.

И вот льдинки уже не могут удержаться в облаке и падают из него вниз. Ближе к земле они тают, и получается дождь. Иной раз они так и не успевают растаять и падают на землю кусочками льда. Идет град! I

А движение капелек и льдинок внутри тучи не затихает. Они ударяются друг о друга, сталкиваются, трутся, заряжаются электричеством. И вот уже верхняя часть тучи несет положительный электрический заряд, а нижняя — отрицательный, между ними проскакивает искра. Молния!

Молния мгновенно нагревает окружающий воздух, он быстро расширяется, и происходит взрыв. Гром!

Отбушует гроза, рассеются темные тучи, станет свежо, легче дышится — ливень обмоет и землю, и небо.

Радуга

После жаркого, душного дня сгустились тучи, полил дождь. Когда он прекратился, над горизонтом засверкало заходящее солнце. И в это время под темной уходящей тучей, словно гигантская дуга, изогнутая к земле, появилась радуга: семь чистых цветов, незаметно переходящих один в другой, — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Что это такое — радуга? Почему в воздухе возникло такое чудо? А причина этого — солнечный свет, как будто бы белый, а на самом деле состоящий из семи цветов.

Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. Но вот на их пути встретилась дождевая капля. А капля по форме близка к призме — геометрической фигуре. Когда луч солнечного света проходит через стеклянную призму или через каплю, составляющие его разноцветные лучи отклоняются на неодинаковые углы. Меньше всего отклоняются лучи красного цвета, больше всего — фиолетового. Белый луч распадается на составные лучи, и на стене за призмой появляется красивый разноцветный «зайчик», а на небе — радуга.

Наружный край изогнутой полосы радуги обычно оказывается красным, за ним к внутреннему краю следуют другие цвета радужного спектра, вплоть до синего и фиолетового.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Мы - жители Вселенной. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Месяц и год. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Мы - союз народов России. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Сутки и неделя. УМК «Перспектива»

Конспекты уроков по окружающему миру, 2 класс. Наш «космический корабль» - Земля

Нет комментариев. Ваш будет первым!