Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Зимняя жизнь птиц и зверей. УМК «Перспектива»

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Зимняя жизнь птиц и зверей»

Цель: показать, что зимой жизнь животных полностью не замирает: обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям зверей, о питании птиц и зверей зимой.

Планируемые результаты: учащиеся научатся рассказывать об образе жизни и питании зимующих птиц, подкармливать птиц зимой; узнают о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, атлас-определитель «От земли до неба», тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии животных (сойка, ворона, галка, сорока, воробей, снегирь, грач, тетерев, глухарь, куропатка, рябчик, клест, медведь, сурок, бурундук, заяц, лось, кабан, лиса).

Примечание: заранее подготовленный ученик рассказывает о птицах зимой.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания

— Узнайте растение по описанию. Для чего оно используется?

У растения широкие, немного округлые листья. Они кожистые, как бы прошитые для крепости толстыми жилками. Осенью появляется высокая ножка с колоском на конце. Клейкие семена цепляются с кусочками грязи на обувь или на копыта домашних животных - так и расселяются по земле. Цветки мелкие, неприметные, а листья к земле прижаты. Неспроста они так растут. Летом солнышко печет, а под листьями растения влага сохраняется. Растению только этого и надо. Когда же влаги будет много, листочки приподнимаются и она испаряется. (Свежий лист подорожника останавливает кровотечение; высушенные, измельченные листья используют при кашле.)

Говорят, у этого растения целая тысяча маленьких листочков. Не только листочков, но и цветков у него множество. Они образуют красивый плоский букетик. Обычно цветки бывают белыми или лиловыми. Но в горах можно встретить розовые и даже темно-красные корзинки. У растения длинные резные листья, будто маленькие ветки ели. Даже из-под снега видны его засохшие пахучие корзинки. Всю зиму в них хранятся семена. (Настойку тысячелистника принимают перед едой для улучшения аппетита.)

Ветки растения покрыты шипами. Кора у него блестящая, красно-бурая. Осенью на кустарниках созревают плоды — словно красные, оранжевые и желтые бусины развесили на ветках. Внутри их множество желтых ворсистых семян. Они полезны, в них много витаминов. Из плодов делают соки, готовят сиропы и кисели. (Плоды шиповника употребляют для общего укрепления организма.)

Цветок растения похож на маленькое солнышко. Несколько цветков крепятся к одному стебельку, а над ними отогнуто небольшое бледное крылышко — прицветковый лист. После цветения появляются плоды — маленькие орешки. Растение — хороший медонос. {Цветки липы заваривают при простуде.)

3. Фронтальный опрос

— Назовите правила сбора лекарственных растений.

— Назовите лекарственные растения вашей домашней аптечки. Какие растения собраны вашими родными в природе, а какие — куплены в аптеке?

III. Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных».)

— Догадались ли вы, какова будет тема урока?

Сегодня мы будем говорить о жизни птиц и зверей зимой.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 32 учебника.)

— Какие птицы осенью не улетают на юг?

— Каких птиц мы видели на экскурсии в лесу (парке)?

— Как называются птицы, которые остаются на зиму с нами?

— Почему они не улетают?

— Каких птиц мы видим ежедневно зимой?

2. Работа по учебнику

С. 32-33

— Рассмотрите рисунок. Какие птицы на нем изображены?

— Почему эти птицы не улетают на зиму? (Ответы учеников.)

— А каких птиц художник не изобразил, но они зимуют вместе с нами? (Ответы учеников.)

— Найдите их в атласе-определителе, просмотрев с. 174—183. (Сойка, ворона, галка, сорока, кедровка (в Сибири), воробей.)

(Учитель показывает фотографии птиц.)

— Что вы знаете об этих птицах? (Ответы учеников.)

— А чем они питаются, оставшись на зиму с нами? (Семенами растений, ягодами рябины, калины, боярышника, личинками насекомых, спрятавшихся в трещинах коры деревьев. Воробьи, вороны и галки всеядны. Они часто питаются отходами на помойках.)

3. Работа с загадками

— Отгадайте загадки.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

 

Солнце греет у порога –

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам... (грачи).

— Что вы знаете об этих птицах? (Ответы учеников.)

Снегирь - перелетная птица, которая гнездится на севере и прилетает к нам только на зиму. С наступлением весны снегири улетают на север. Грачи стали оставаться на зимовку в городах в связи с потеплением климата и приспособились питаться отходами в стаях с воронами и галками. И все же большинство грачей улетает в теплые края.

Чтоб здоровье было лучше,

Пух роняя в сосняке,

Кувыркаюсь я на сучьях,

Как гимнаст на турнике. (Тетерев.)

 

Петь люблю рассветной тишью,

И влюблен я в песнь свою

Так, что ничего не слышу,

Когда только запою. (Глухарь.)

 

Очень многих удивляю

Тем, что я в лесном краю

Лишь одна из птиц меняю

Шубу на зиму свою. (Куропатка.)

 

Появилось вдруг

Откуда

Это крапчатое

Чудо?

Ну, конечно,

Рябчик —

Крапчат,

Оттого и назван —

Рябчик!

Ночь провел он

В снежной норке,

А с рассветом,

Снег взметнув,

В тихой чаще

Рябчик зоркий

Чистит перья,

Правит клюв.

(Учитель показывает фотографии птиц.)

— Что вы знаете об этих птицах? (Ответы учеников.)

В начале зимы эти птицы питаются ягодами брусники и клюквы, семенами растений, травами. Когда снег становится глубоким, то они переходят на древесный корм - почки и сережки берез и лещины, хвою, кончики веток. Тетерева охотно склевывают шишкоягоды можжевельника. Для того чтобы грубый корм перетирался и усваивался, эти птицы осенью глотают камешки, которые остаются у них в желудках. Ночуют они обычно в снегу, в который ныряют с дерева и устраивают себе камеру. В снежной пещерке спать теплее и надежнее: птичий враг филин не достанет. Волка и лисицу издали слышно — шаг зверя по насту хоть и осторожен, да скрипуч. Рябчик в холодные зимы вообще почти весь день проводит в снежном доме (до 20 ч в день), вылетая только покормиться. Куропатки в снегу не ночуют. Они сбиваются в плотный комок, согревая друг друга.

Кто там прыгает, шуршит

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым —

Кле! Кле! Кле! — поет со свистом. (Клест.)

— Что вы знаете об этой птице? (Ответы учеников.)

4. Работа по учебнику

С. 33

— Прочитайте текст.

— Важно, что клесты — единственные птицы, которые выводят птенцов зимой. Почему? (Зимой у клестов есть пища.)

Клест — необычная птица. У клестов птенцы действительно появляются в разгар зимы, когда трещат морозы. Но они не замерзают. Родители строят глубокое, с толстыми стенками гнездо. Внизу гнезда толстая подстилка, с боков — стены, толщиной до 3 см, а сверху — заботливая мамаша. Сев на первое яйцо, самка уже не слетает с гнезда до тех пор, пока птенцы не покинут его. Корм ей и птенцам все это время приносит самец.

Клесты выкармливают своих птенцов семенами хвойных растений. Семена эти вызревают осенью и до марта остаются в шишках. В марте же, когда шишки начинают раскрываться, птенцы уже подрастают и начинают добывать себе пищу самостоятельно. Вот и получается, что декабрь и январь — самые удобные месяцы для гнездования: и еды вокруг много, и птенцы успевают подрасти к весне.

А еще у клестов очень необычный клюв. Он крестообразный. Основная пища клестов — семена хвойных растений. И клювы этих птиц приспособлены для вылущивания этих семян. У новорожденных птенцов клювы такие же, как и у других птиц. Пока пищу приносят родители, клювики остаются прямыми. Но как только они начинают самостоятельно лущить шишки, клювы постепенно меняют форму: верхняя половина загибается вниз, а нижняя — вверх.

Вот такая интересная птица прилетает в наши леса зимой!

(Рассказ учителя о «зимнем братстве» птиц. См. материал для учителя к уроку.)

— Почему зверям так же трудно зимой, как и птицам? (Нет корма.)

(Учитель заполняет схему на доске.)

— Назовите зверей, которые делают запасы на зиму. (Белка, мышь, бобр, хомяк, выхухоль...)

— Назовите зверей, которые впадают в спячку. (Медведь, сурок, суслик, бурундук, барсук, еж, змея, жаба...)

— Каких зверей мы с вами видели на экскурсии? (Ответы учеников.)

Лесные звери очень боятся попадаться на глаза человеку. Даже если они и живут в ближайшем лесу и даже иногда на окраинах города, при приближении человека прячутся или убегают.

— Кто зимой не спит и ищет корм? (Заяц, лось, волк, кабан, ласка, лиса.)

(Учитель в ходе беседы прикрепляет фотографии зверей к соответствующей части схемы.)

С. 34-35

— Прочитайте об этих животных в учебнике.

5. Сообщения учащихся

Зайцы. Питаются они веточками осины, березы, а также клена, дуба, орешника. С веток более толстых сгрызают только кору. Едят и сухую траву, правда, не очень охотно. Не откажутся они и от сена, лежащего в стогах. Иногда зайцы зимой наведываются в сады, где обгрызают кору с молодых деревьев, поэтому люди на зиму обвязывают стволы плодовых деревьев. День заяц проводит в укромных местах — под поваленным стволом, под пнем или в кустах. В сильные морозы роет в снегу глубокие норы. Спит, не закрывая глаз. От хищников зайца спасают ноги. Он легко передвигается зимой, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему провалиться. Посмотрите на следы зайца. Когда заяц убегает от хищников, он заносит задние ноги за передние, поэтому большие отпечатки получаются впереди, а маленькие — сзади.

Лоси. Народ называет лося лесным великаном. Медленно бродит он зимой среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Если встретит поваленную осину, обгладывает кору. На ночь и в непогоду лось прячется в углубления в снегу. У отдыхающего лося из укрытия видны только голова и спина, покрытая особенно густой шерстью. Ноги он прячет под теплое брюхо.

Лисы. Русский народ называл лису Лиса Патрикеевна. Примерно лет шестьсот назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец». А поскольку лиса издавна считалась в народе зверем хитрым, то и получила отчество Патрикеевна. Она ловит зайцев, особенно зайчат. Но главная ее пища — мелкие грызуны: мыши и полевки. Такую охоту называют мышкованием. Мышиный писк лиса слышит за 100 м — такой отличный у нее слух. От непогоды и от врагов прячется в норе, которую устраивает на склоне оврагов и холмов.

— Почему эти звери не делают запасы или не ложатся в спячку? (У зверей есть корм.)

V. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять —

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Раз, два, раз, два,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал,

Зайка — прыг — и ускакал.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 18)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

Задание 2 (с. 18)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

VII. Рефлексия

Тест

1. Выберите признак, не относящийся к зиме.

а) воздух морозный, его температура почти всегда ниже нуля

б) многие звери впали в зимнюю спячку

в) часто кружат метели

г) в воздухе кружат насекомые              +

2. Кто не впадает в зимнюю спячку?

а) медведь              в) белка             +

б) еж                        г) сурок

3. Укажите зимующую птицу.

а) ласточка                   в) воробей             +

б) журавль                    г) скворец

4. Какое животное меняет окраску к зиме?

а) медведь             в) лиса

б) лось                    г) заяц              +

(Учитель оценивает результаты теста. Затем учащиеся работают по вопросам в рубрике «Обсудим» на с. 35 учебника.)

— Какие птицы всю зиму держатся вблизи человеческого жилья?

— Почему они зимуют рядом с человеком?

— Как можно помочь птицам перезимовать?

VIII. Подведение итогов урока

— Вот и подошел к концу урок, посвященный жизни птиц и зверей зимой. Что самое главное вы узнали?

— Что кому показалось важным, интересным? Что удивило, обрадовало?

— Может быть, что-то непонятно?

— Прочитаем вывод на с. 35 учебника.

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 32—35), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 35).

2. Выполнить задание 3 (с. 19) в рабочей тетради.

Материал для учителя

Зимнее братство

В предзимнюю пору рождается особое братство — союз лесных птиц, не покидающих снежную родину. И, что примечательно, остаются те, кого, чтобы заметить — приглядеться надо. К примеру, синички. Птахи размером с мышонка, комочек перьев да бусинки глаз — сколько же нужно жизненной силы, чтобы пережить холод и бескормицу долгой российской зимы! Не легче зимняя жизнь и у пищух с поползнями, а уж о корольках, наших северных колибри, и говорить нечего. Как умудряются такие крошки зимовать в российских лесах, уму непостижимо!

Но у птах есть свои секреты, и главный из них — невероятно быстрое усвоение пищи, идущей в основном на обогрев тела. Если есть у птиц корм, мороз им не так уж и страшен. К слову, в восточносибирской тайге синички-пухляки в лютые морозы —50, умудряются летать, искать корм и даже петь, а живущие в наших лесах клесты в годы, урожайные шишками, гнездятся в зиму и даже выводят птенцов на хвойных деревьях.

Но пищу в зимнем лесу найти непросто. В эту пору даже сойки и сороки ближе к людям жмутся.

Не все птицы зимуют в смешанных стайках. Щеглы, чижи, снегири, дрозды, куропатки, тетерева и рябчики проводят зиму в семейных группах. Но им проще — они кормятся зимой растительной пищей: семенами сорных трав, почками и плодами различных растений, пыльцой из сережек деревьев и кустарников, содержащей массу полезных и питательных веществ. Такой пищи в зимнем лесу вдоволь. А вот насекомоядным птицам зимой бывает туго. Вот тут и приходится впору зимнее братство.

Многие из зимующих птиц — некоторые синички, поползни, сойки — еще с осени начинают запасать корм. Правда, часть своих запасов они уже через день-два съедают, но все же много корма остается. К примеру, один-единственный пухляк, скромно окрашенная, серовато-бурая птичка в темной шапочке, ежегодно запасает до 300 тыс. семян сосны, но съедает за зиму не больше пятой части своих запасов. Территориальная группа поползней, московок, пухляков, хохлатых синиц и болотных гаичек каждый год прячет на своей территории от 100 до 200 кг корма. Согласитесь, запасы нешуточные.

Искать утерянные запасы в одиночку хлопотно, а вот стайкой много проще и быстрее. Обнаружит кто-то из птичьей компании под корой, в трещинке ствола или в другом подходящем месте крошечный тайничок, налетает вся стайка. Несколько секунд попировали и полетели дальше, до следующей находки. Так и снуют с утра до вечера, подъедая свои и чужие запасы.

Белоспинный дятел, черный и трехпалый — большие любители живой пищи — для мелких птах находка. Тянутся за таким дятлом шустрой неугомонной стайкой пищухи, поползни, длиннохвостые и хохлатые синички, пухляки, лазоревки, большаки. В самую трудную зимнюю пору и корольки в таких стайках не редкость. Долбит дятел дерево сильным клювом, труха да куски коры во все стороны летят. Крутится птичья мелочь рядом. Синички и поползни все больше с земли оброненный корм собирают, каждую кучку трухи, каждый кусочек коры осмотрят — где кладку вредителей леса отыщут, где личинка подвернется, все в дело идет.

Пищухи с корольками больше с ошкуренного ствола и с ветвей живую мелочь подбирают, какую дятел за малостью размеров проглядел, на их долю оставил.

Но дело не только в корме. В стайке легче от хищника уберечься. И кто знает, может птахам, как и людям, зимнюю беду горевать вместе легче?

По В. Булавинцеву

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Мы - жители Вселенной. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Месяц и год. УМК «Перспектива»

Конспекты уроков по окружающему миру, 2 класс. Наш «космический корабль» - Земля

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Сутки и неделя. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Мы - союз народов России. УМК «Перспектива»

Нет комментариев. Ваш будет первым!