Цели:
1. Дать учащимся понятие о непроизносимых согласных.
2. Выработать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными.
3. Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление. Прививать интерес к предмету.
1. Ребята, прежде чем начать урок, я бы хотела прочитать вам письмо, которое пришло нам из леса, от Хозяйки леса. В нем она хотела рассказать о том, что происходит в лесу сейчас. Но по дороге письмо попало в руки страшному деду Буквоеду, и он похитил из некоторых слов буквы.
Если мы сумеем восстановить слова, то они останутся в нашей речи, а если нет, то могут навсегда исчезнуть.
Но дед Буквоед похитил буквы на такие правила, которые мы еще не изучали, но встречались с этими словами в речи. И я думаю, вы догадаетесь, как помочь словам.
Вот такая ответственная задача стоит перед нами.
2. На доске текст:
«Редко светит со?нце. Стоят ненас?ные дни. Гру?но в эту пору в лесу. Отошли ягоды, орехи. Пахнет прелой листвой.
Еще видны кое-где запоздалые поз?ние цветы.
Но вот из-за сизой тучки выглянуло солнышко, и под его ласковыми лучами заулыбалась хмурая картина осени».
(Дети вставляют пропущенные буквы, доказывают правильность написания.)
Выпишите данные слова в столбик. Подчеркните согласные, которые не произносятся.
Обратите внимание, когда же согласный не произносится в слове? (Когда рядом несколько согласных.)
Как можно назвать согласный, который не произносится в слове? (Непроизносимый.)
Какие согласные могут быть непроизносимыми? (Т, д, л.)
Помощь: посмотрите на соседей вставленной буквы. Какие звуки они обозначают - гласные или согласные?
Вывод. Сегодня на уроке мы начинаем изучение темы «Непроизносимые согласные».
А теперь прочитайте правило в учебнике (стр. 76): а) самостоятельно; б) один человек - вслух.
Правильный мы сделали вывод? (Да.)
Молодцы!
Мы справились с задачей деда Буквоеда: сами вывели еще одно правило русского языка, и за это я хочу вас познакомить с одной из народных примет.
На доске: Если осень стоит ненастная, будет дождливая весна. (Дети читают.)
Можно сравнить с нынешней осенью и сделать вывод о будущей весне. Есть ли в этом предложении слова с непроизносимыми согласными?
Ненастная — ненастье, дождливая — дождь.
Спишите предложение, проговаривая каждое слово. Пишите красиво и аккуратно.
3. Поздняя осень была любимой порой А. С. Пушкина, и он писал:
Дни поздней осени
Бранят обыкновенно,
Но мне она мила...
Мы уже знаем много стихов А. С. Пушкина, но сегодня мне хотелось бы посмотреть, как вы помните сказки поэта.
На доске:
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С печальной думой на лице.
Добрый день, князь ты мой прекрасный,
Что ж ты тих, как день пасмурный?
Опечалился чему?
Узнали сказку? Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда мы получим тот текст, который был у А. С. Пушкина.
Запись в тетрадях (с последующим выносом на доску).
С печальной - с грустной.
Добрый день - здравствуй.
Пасмурный - ненастный.
Вывешивается схема-опора.
Но чтобы лучше запомнить правило написания непроизносимых согласных, мы послушаем песенку «Радио-няни».
Слушание.
Выпишите слова с непроизносимыми согласными, которые запомнили.
Прелестный, солнце, празднично, местность, окрестность, сердца, пастбище, грустно, чувствует, здравствуйте.
А теперь, я думаю, вы справитесь с самостоятельной работой (упр. 202).
Составьте предложение с одним из слов, подчеркните подлежащее и сказуемое.
Молодцы! Вы хорошо работали, и, чтобы немного отдохнуть, я загадаю вам загадку.
4. На доске:
Хорошо по лестнице
Нам идти с тобой,
Лестница-чудесница
Бежит сама собой. (Эскалатор)
Слово на доске (не путать с экскаватором). Назовите слова с непроизносимыми согласными. Лестница. Какой согласный не произносится? (Т.) Подберите проверочное слово, чтобы согласный т слышался ясно. Да, таких слов нет.
В нашем языке есть еще 2 слова, в которых нельзя проверить непроизносимые согласные.
Вывешивается таблица. Праздник Чувство
Но если заглянуть в этимологический словарь и узнать историю этих слов, то мы увидим, что эти буквы не зря находятся в данных словах.
а) Слово лестница произошло от древнерусского лествица, от слова лества (лезть) - то, с помощью чего лезут;
б) Как появилась буква «в» в слове чувство, вы узнаете сами, используя этимологический словарь;
в) Слово праздник в древнерусском языке звучало праздь (свободный от работы день), отсюда и буква «д».
Но праздники есть не только у людей, есть праздники и у природы.
«В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первые соловьи. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды».
О какой это поре? (Об осени.)
Хозяйка леса рассказала вам в своем письме о том, что происходит сейчас в лесу, а вы расскажите ей о том, какова поздняя осень в городе, постарайтесь использовать слова с непроизносимыми согласными. (Личное сочинение.)
Несколько человек зачитывают.
5. Итоги урока.
1. Что хотите сказать о сегодняшнем уроке?
2. Что нового узнали?
3. Кто доволен тем, как работал?
В заключение можно еще послушать песню, дети могут подпевать.
Урок русского языка «Заглавная буква в именах собственных», 2 класс
Конспект урока на тему «Слово и его значение», 2 класс
Урок русского языка во 2 классе «Слова с парными согласными»
Нет комментариев. Ваш будет первым!