Цели: закрепить знания по теме; учить вникать в смысл прочитанного, рассуждать, размышлять, отстаивать свою точку зрения.
Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные:
- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли,
— ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Мы знакомимся с былинами по книгам, поэтому считаем их литературными произведениями - такими, как поэма, например. Но это не так. Былины — это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения.
Закатилось красное солнышко
За горушки высокие, за моря за широкие,
Рассаждалися звезды частые по светлу небу...
Любители народного творчества, его собиратели оставили много воспоминаний о том, как исполнялись былины. Одно из них принадлежит В.Н. Харузиной; в конце XIX в. она слушала исполнение былин их знатоком Никифором Прохоровым.
Исполнитель, пишет В.Н. Харузина, «с улыбкой обвел взглядом всех присутствующих и, заметив в них нетерпеливое ожидание, начал петь. Лицо старика-певца мало-помалу изменялось, исчезло все лукавое и наивное. Что-то вдохновенное выступило в нем: голубые глаза расширились и разгорелись, ярко блестели в них две мелкие слезинки, румянец пробился сквозь смуглость щек, изредка нервно подергивалась шея.
Он жил со своими любимцами — богатырями, жалел до слез немощного Илью Муромца, когда он сиднем сидел тридцать лет, торжествовал с ним победу его над Соловьем-разбойником. Иногда он прерывал себя, вставляя от себя замечания.
Жили с героем былины и все присутствующие. По временам возглас удивления невольно вырывался у кого-нибудь из них, по временам дружный смех гремел в комнате. Иного прошибала слеза, которую он тихонько смахивал с ресниц. Все сидели, не сводя глаз с певца, каждый звук этого монотонного, но чудного, спокойного мотива ловили они».
- Ребята, у нас сегодня не обычный урок, а урок-дискуссия. Что это значит? Что такое дискуссия? (Ответы детей.)
Дискуссия — спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.
- Итак, о чем же мы будем сегодня спорить, какой вопрос обсуждать, вы узнаете из таблицы на доске.
Аргументы |
Согласны ли вы с тем, что в былинах поется о том, что происходило на самом деле? |
Аргументы «против» |
|
|
|
III. Работа по теме урока
— А сейчас подумайте над вопросом, приведенным в таблице, и запишите аргументы «за» или «против». Обсудите в паре, и если вы согласны с товарищем, то впишите новые аргументы, которые вы нашли вместе.
— Кто написал аргументы «за»? Назовите их.
(Дети называют, а учитель выписывает несколько аргументов на доску.)
— Кто написал аргументы «против»?
(Учитель также выписывает их. Все происходит без доказательств и комментариев педагога. Затем ведется дискуссия по составленной таблице.)
— Кто согласен с выражением: слова «былина» происходит от слова «быль», т. е. в этих старинных песнях поется о том, что происходило на самом деле?
На Севере былины называли старинами, старинками. Как видим, и былины, и старины — слова, обозначающие то, что когда-то произошло, что привлекло к себе внимание, запомнилось и осталось в памяти народа. Значит, то, о чем рассказывают былины, правда?
(Так начинается дискуссия. Дети приводят аргументы «за» и «против», пользуясь книгами, работая самостоятельно или в паре.)
Неужели Илья Муромец стрелял в Соловья-разбойника, а Добрыня Никитич бился со змеем?.. Вопрос этот не такой простой.
Однажды рыбаки, ловившие рыбу на Ильмень-озере, что у Новгорода, в сетях обнаружили сапог из необычного для нашего времени материала и совершенно непривычной формы. Сапог был из сафьяна (искусно обработанной кожи), с тонким изогнутым каблуком и высоко загнутым кверху носком. Ученые- археологи сначала решили: подделка!
Каково же было их изумление, когда, изучая былины, они обнаружили такое описание сапог богатыря:
...Сапожки из зелена сафьяна,
Вот шилом пяты, носы востры.
Вот под пяту воробей пролети.
Около носка хоть яйцо прокати!
В былинах мы найдем много исторически достоверных примет. Кто не знает, например, старинное вооружение воинов: меч, щит, копье, шлем, кольчугу, — все это есть и у богатыря. В былинах воспевается Киев-град, упоминаются Чернигов, Муром, Галич и другие древнерусские города; в ряде былин события развертываются в древнем Новгороде... Былины настолько достоверны в деталях реальной жизни, что по описаниям в них ученые восстанавливают старинный облик зданий, судят о том, как жили наши предки.
Некоторые персонажи былин носят имена исторических деятелей. Однако нельзя думать, что в былинах все изображено так, как было в действительности. Былины удивляют не только тем, что донесли до нашего времени точные детали, контуры далекого прошлого, но и богатейшей фантазией, полным порой пренебрежением к точности в описании мест действия, времени событий, расположения городов и стран, исторических примет быта. Вот, например, Дюк Степанович заявляет, что он «из Индии богатой, из славного Волынь-города», хотя, конечно же, Волынь-город находится не в Индии. Садко, разбогатев, плывет торговать в Золотую Орду, но каков его путь?
Как поехал он да по Волхову,
А со Волхова он во Ладожское озеро,
А со Ладожского озера выплывал он во Неву-реку,
Как со Невы-реки выехал да на сине море...
Если проследить этот путь, то окажется, что Садко поплыл на своих червленых (красивых, расписных) кораблях в совсем другую сторону от Золотой Орды — в Балтийское море.
— Попробуйте, например, установить время действия в таких стихах былины:
Еще тут князь Владимир не ослушался,
А нахватил он кунью шубочку соболию.
Обувал калоши да на босу ногу
Да побежал по кружалу государеву...
Только опытный глаз историка сможет сразу заметить, что князь Владимир здесь — из эпохи Киевской Руси, «кружало государево» (кабак) — одна из примет Московской Руси, а калоши, которые князь в спешке обувает на босу ногу, появились лишь в XIX в.
Чем же объяснить все это? Прежде всего, тем, что былины - это не летопись, в которую заносились с хронологической точностью даты выдающихся событий, имена их участников и т. д.
Былины — произведения искусства, а потому для них характерен вымысел. Но вымысел этот является поэтической правдой.
Так есть ли правда в том, о чем рассказывают былины? Ну, например, терпели ли русские воины в схватках с врагами поражения? Несомненно. В том же «Слове о полку Игореве» рассказывается о неудачном походе на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича.
Но былины рассказывают о непобедимых русских богатырях — и это тоже правда. Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали в тяжелую годину испытаний дух народа, воспитывали в отроках-юношах любовь к родной земле и ненависть к захватчикам.
Для былин всегда важна не столько правда отдельного факта, отдельного события, сколько правда жизни. Именно поэтому создатели былин не стремились к буквальной точности в воспроизведении исторических событий, дат, имен, географических названий. Конечно, толчком к созданию былины служило какое-либо событие, возможно даже (как считают некоторые ученые), что былинам предшествовали или песни-славы в честь героев, или предания, в которых с большей или меньшей точностью (точнее, чем в былинах) воспроизводились события, герои и т. д. Однако, чтобы стать былиной, они должны были проделать определенный путь развития, обработки, насыщения художественным вымыслом, фантазией, эмоциональной образностью — превратиться в песни «о доблестях, о подвигах, о славе» (слова А. Блока) необыкновенных людей, героев, богатырей.
(В конце урока учащиеся вписывают во вторую колонку таблицы вывод, который они сделали для себя во время урока. У каждого из них он будет свой.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Викторина по теме «Былины»
• Славный защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец.)
• Злодей. Свистел по-соловьиному, кричал по-звериному, шипел по-змеиному. (Соловей-разбойник.)
• Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира. (Добрыня Никитич.)
• Чудовище, которое жило на горе Сорочинской. (Змей Горыныч.)
• Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана у морского царя. (Садко.)
• Хозяин Ильмень-озера, который помог Садко поймать златоперых рыб. (Водяной.)
• Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина. (Алеша Попович.)
• Богатырь, умевший превращаться в различных животных. (Волк Всеславович.)
• Силач, легко выдернувший из земли соху, которую не могла вытащить вся дружина Вольги Святославича. (Микула Селянинович.)
• Могучий богатырь, который не смог поднять суму переметную. (Святогор.)
• Богатырь, заставивший одноголового змея принести живой воды. (Михайло Потых.)
VI. Подведение итогов урока
— Чему научил вас сегодняшний урок?
— Какие выводы вы сделали для себя?
Автор: Кутявина С. В.
Урок литературного чтения в 4 классе. Библия
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Мифы Древней Греции
Урок литературного чтения в 4 классе. История книги
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былины
Урок литературного чтения в 4 классе. Пословицы разных народов
Нет комментариев. Ваш будет первым!