Цели: обобщить знания по разделу; учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мышление и творческие способности.
Планируемые результаты: предметные: выявление специфических особенностей сказки; метапредметные: умения анализировать книги, представленные на выставке, сравнивать их (автор, тема, название), планировать свою деятельность по решению учебной задачи, оценивать свою работу на уроке, работать в группе; личностные: проявление интереса к творчеству А.С. Пушкина, его биографии.
Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки с заданиями.
Подготовка к уроку: класс делится на две команды; команды придумывают название, эмблемы, инсценируют отрывки из сказок; к конкурсу учащиеся должны хорошо знать сказки А.С. Пушкина.
I. Представление команд
(Учитель представляет жюри и дает слово командам для приветствия. Учащиеся называют команды и рассказывают о своих эмблемах.)
II. Разминка
(Вопросы задают по очереди каждой команде.)
1. Где родился А.С. Пушкин? (В Москве.)
2. Когда он родился? (6 июня 1799г.)
3. Как ласково называла его няня? (Мой свет, красно солнышко, милый ангел.)
4. Имя прадеда А.С. Пушкина. (Абрам Ганнибал.)
5. Имя и отчество бабушки Пушкина. (Мария Алексеевна.)
6. С каким царем встретился в детстве А.С. Пушкин? (С Павлом /.)
7. В каком учебном заведении он учился? (В Царскосельском лицее.)
8. Какие песни пела Арина Родионовна А.С. Пушкину? («За морем синица...», «По улице мостовой...».)
9. Какие рассказы любил и боялся слушать маленький Пушкин? (Страшные, о мертвецах.)
10. Что говорила няня, укладывая мальчика спать? (Спи глазок, спи другой, о хорошем думай...)
III. Конкурс «Что за прелесть эти сказки!»
- За три минуты вы должны вспомнить и записать как можно больше названий сказок, которые написал А.С. Пушкин. (Примерный ответ. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
«Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде». Незаконченные сказки: «Сказка о медведихе», «Царь Никита и сорок его дочерей».)
(Представители команд зачитывают свои списки и сдают жюри.)
IV. Конкурс «Домашнее задание»
(Инсценирование сказок.)
V. Конкурс «Узнайте сказку по рисунку»
(Учащимся показывают рисунки и вывешивают их на доску.)
1. Кораблик. («Сказка о царе Салтане...».)
2. Зеркало. («Сказка о мертвой царевне...».)
3. Яблоко. («Сказка о мертвой царевне...».)
4. Зайчонок. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
5. Лебедь. («Сказка о царе Салтане...».)
6. Корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
VI. Конкурс «Знатоки сказок»
А сейчас проверим, как вы знаете содержание сказок, насколько вы были внимательны при чтении.
— Узнайте сказку по следующим словам: «путь-дорога», «терем», «прялка», «солнышко», «месяц», «ветер», «свадьба». («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Вопросы
• Как звали сенную девушку? (Чернавка.)
• Назовите имя жениха молодой царевны. (Елисей.)
• У кого жила царевна в лесу? (У семи богатырей.)
• Как звали собаку семи богатырей? (Соколко.)
• Как богатыри называли царевну? («Коли красная девица, // Будь нам милая сестрица».)
• К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (К солнцу, месяцу, ветру.)
• Где братья похоронили молодую царевну? (Понесли в пустую гору.)
• Что сказала царевна, когда ожила? («Как же долго я спала!»)
— Узнайте сказку по следующим словам: «откуп», «дурачина», «изба», «терем», «жемчуг», «царица», «корыто». («Сказка о рыбаке и рыбке».)
Вопросы
• Сколько лет жили старик со старухой? (30 лет и 3 года.)
• Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза.)
• Что поймал старик в первый и во второй раз? (В 1-й раз — тину, во 2-й раз — морскую траву.)
• Что просила старуха? (Корыто, избу.)
• Кем она хотела стать и стала? (Столбовой дворянкой, вольною царицей.)
• Какое желание рыбка так и не выполнила? (Стать владычицей морскою.)
— Узнайте сказку по следующим словам: «базар», «жадность», «лошадь», «печка», «работа», «оброк», «море», «веревка», «наказание». («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
Вопросы
• За что согласился Балда служить попу славно, усердно и очень исправно? {В год за 3 щелчка по лбу.)
• С кого поп велел собрать недоимки за три года? (С чертей.)
• Какой предмет помог Балде собрать с чертей оброк? (Веревка.)
• Кто бегал наперегонки с бесенком вместо Балды? (Заяц.)
— Узнайте сказку по следующим словам: «рать», «воеводы», «царь», «мудрец», «шатер», «Шамаханская царица», «звездочет», «петушок». («Сказка о золотом петушке».)
Вопросы
• Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (Звездочет.)
• Где сидел петушок, охраняя границы государства? (На спице.)
• Как петушок предупреждал об опасности? (Поворачивался на спице в ту сторону и кричал:« Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»)
• Что просил в награду об услуге мудрец-звездочет? (Исполнить его первую волю как свою.)
• Сколько дней пировал царь Дадон в шатре у Шамаханской царицы? (Неделю.)
• Чем ответил царь Дадон на просьбу мудреца подарить ему Шамаханскую царицу? («Царь хватил его жезлом // По лбу; тот упал ничком, //Да и дух вон».)
— Узнайте сказку по следующим словам: «царь», «бочка», «кораблик», «лебедь», «гонец», «зависть». («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)
Вопросы
• Какую песню пела белка «при честном при всем народе»? («Во саду ли, в огороде».)
• Что за стража обходила дозором славный город? (33 богатыря. )
• Кто возглавил чудесное войско? (Дядька Черномор.)
• В кого превращался князь Гвидон? (Вкомара, муху, шмеля.)
• Кем был злой коршун, который хотел погубить Царевну Лебедь? (Чародеем.)
• Кто подменил грамоты гонцу? (Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой.)
VII. Подведение итогов КВН. Награждение победителей
Вот и все. Последней сказки
Закрываем мы страницу!
В путешествии волшебном
Очень быстро время мчится!
Были вы, друзья, отважны,
Не боялись злых героев.
В жизни, верьте, очень важно
За друзей стоять горою!
Ну а если захотите
В Лукоморье возвратиться,
То чудесные мгновенья
Могут снова повториться.
В этом нам поможет книга!
Стоит в руки ее взять —
И любимые герои
С вами встретятся опять!
До новых встреч!
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Мифы Древней Греции
Урок литературного чтения в 4 классе. Пословицы разных народов
Урок литературного чтения в 4 классе. Библия
Нет комментариев. Ваш будет первым!