Цели: расширить знания детей о творчестве А.П. Гайдара; учить анализировать поступки героев, добру, коллективизму; воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения; обучать составлять рассказ на заданную тему; развивать умения использовать пословицы в тексте, составлять план; совершенствовать творческие способности детей; упражнять в словесном рисовании; расширять кругозор обучающихся; формировать устойчивый интерес к чтению; развивать память, речь.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), Выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ научно-познавательного текста, выделение в нем главной мысли,
— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, карточки с заданиями, фрагмент художественного фильма по повести А. Гайдара «Тимур и его команда» (по возможности).
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Причина
«Причина» — какое удобное слово!
Оно выручает лентяя любого.
Оно объясняет,
Оно покрывает.
Оно от стыда и позора спасает.
Не сделал,
Забыл,
Тяжело,
Далеко...
Причину найдешь —
И дыши глубоко!
С совестью мир,
Не запятнана честь...
Чего-то там нет,
Но причина-то есть!
Ребята, ребята.
Вы завтра — мужчины.
Не надо причин!
Не ищите причины!
В. Викторов
- Прочитайте стихотворение жужжащим способом.
— Прочитайте медленно (еще: шепотом, с ускорением, выразительно).
- Во время речевой разминки вы читали стихотворение «Причина». Как вы поняли его смысл? (Высказывания детей.)
- Прочитайте название произведения, которое будем сегодня изучать.
— Знакомо вам это произведение? О чем оно? (Прогнозирование содержания текста.)
— Определите задачи урока.
III. Проверка домашнего задания
(Чтение стихотворения наизусть.)
— На сколько частей вы разделили стихотворение? Какой план у вас получился? (1. Зимние забавы. 2. Сказка. 3. Сон.)
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте имя писателя, чье произведение будем изучать.
— Знакомо ли вам это имя?
— Какие его произведения вы читали? (Рассказ учителя о писателе.)
Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) (1904—1941) - один из самых любимых и читаемых ребятами писатель, признанный классик детской литературы. Его юные годы прошли в Арзамасе Нижегородской области. Этот период его жизни в художественной форме описан в автобиографической повести «Школа».
В 1919 г. А. Гайдар после окончания курсов получил звание красного командира, в 15 лет командовал ротой, а в 17 лет — полком. А. Гайдар сражался на многих фронтах Гражданской войны, неоднократно был ранен, болел тифом. В 1924 г. по состоянию здоровья вынужден был оставить армию. Стал писателем и журналистом.
Почти все произведения А. Гайдара предназначены для детей, от первой повести «Р.B.C.» (1926) до последних произведений: «Тимур и его команда» (1940) и «Горячий камень» (1941).
С самого начала Великой Отечественной войны А. Гайдар стал настойчиво добиваться возвращения в армию. В июле 1941 г. он был послан на фронт корреспондентом «Комсомольской правды». Он остался на Украине, временно захваченной фашистами, сражался в партизанском отряде и погиб героической смертью в бою, спасая товарищей. На могиле Гайдара на берегу Днепра установлен памятник.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Знакомство с произведением А. Гайдара «Тимур и его команда»
(Чтение учителем и хорошо читающими учащимися.)
— Какие чувства вы испытали при чтении? (Словарная работа.)
— Какие слова и выражения были непонятны? Аккордеон — музыкальный инструмент, похожий на гармонь. Замшелый — покрывшийся плесенью, мхом.
Эскадра — часть военного отряда, находящегося под командой одного начальника.
Дивизион — основное подразделение войск в армии.
VII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VIII. Подведение итогов урока
— Интересно ли вам было познакомиться с Тимуром?
— Появилось ли у вас желание прочитать всю повесть?
Домашнее задание
Подготовить чтение текста без ошибок.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Драчун Петя
Петя драться любит очень,
С ним играть никто не хочет.
На друзей не дуйся, брат, —
Сам ты в этом виноват!
Драчунов и нытиков
Пусть исправит критика.
В. Волина
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
— О чем оно?
— Выучите стихотворение за 1 мин.
(Учитель следит за временем. Через 1 мин говорит: «Стоп! Слушаем».)
III. Работа по теме урока
— Прочитайте тему урока. Определите его задачу. (Объяснять смысл поступков героев.)
— На какие вопросы мы должны ответить в конце урока? (Выразительное чтение текста, включая чтение по ролям.)
— Чье чтение вам больше всего понравилось?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Проверим, как вы поняли смысл произведения, внимательны ли вы были при чтении. Ответьте на вопросы по тексту.
• Фамилия Тимура. (Гараев.)
• С кем жил Тимур на даче? (С дядей Георгием.)
• Знак, вышитый на темно-синей безрукавке Тимура. (Звезда.)
• На какие дома ставили звезды ребята из команды Тимура? (Примерный ответ. Если на воротах нарисована звезда, значит, из этого дома человек ушел в Красную Армию и дом находится под охраной и защитой команды Тимура. А если лучи звезды обведены широкой черной каймой, значит, красноармеец из этого дома погиб.)
• Где находился командный пункт Тимура? (На чердаке.)
• Что обнаружила Женя на чердаке? (Примерный ответ. Женя обнаружила, что чердак обитаем. На стене висели мотки веревок. Фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта поселка, вся исчерченная непонятными знаками. Тут же стоял перевернутый фанерный ящик. Возле дырявой замшелой крыши торчало большое, похожее на штурвальное, колесо. Над колесом висел самодельный телефон.)
• Учреждение, которое искала Женя, когда сошла с поезда. (Почта.)
• Зачем Женя искала почту? (Ей нужно было отправить телеграмму папе.)
• Фамилия атамана шайки по очистке чужих садов. (Квакин.)
• Как проводила время шайка Михаила Квакина? (Совершала по ночам налеты на сады жителей, а днем гуляла и играла в карты «на тычка», «на щелчка», «на оживи покойника».)
• Воинское звание Жениного папы. (Полковник.)
• Фамилия Жени. (Александрова.)
• Почему Оля невзлюбила Тимура? Как это произошло? (Оля невзлюбила Тимура, так как видела, как он разговаривал с Квакиным, а молочница сказала, что эти мальчишки грабят сады.)
• Дядя сказан, что дела у Тимура темные, а чем же на самом деле занимался Тимур?
— Как вы понимаете смысл пословицы?
Видно сокола по полету, а добра молодца по поступкам.
— Можно ли ее соотнести по смыслу с содержанием нашего произведения? Докажите.
VI. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VII. Подведение итогов урока
— В чем основная мысль произведения?
— Как вы думаете, то, чем занимались ребята, было просто игрой или они делали очень важное и нужное дело? Выскажите свое мнение.
— Всем ли нравилось то, что делает команда Тимура?
Домашнее задание
Подготовить пересказ понравившегося отрывка. Сделать
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Наши руки были в мыле.
Мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
— Прочитайте жужжащим способом.
— Прочитайте способом «птичий базар».
— Найдите глаголы, назовите их.
— Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.
— Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом глаголы.
— Прочитайте с грустью (еще: с радостью, с сердитой интонацией, выразительно).
— Ребята, а вы чем любите заниматься в свободное время? Кто из вас и как помогает своим родителям дома?
— Оказываете ли вы помощь еще кому-нибудь, кроме родных?
III. Работа по теме урока
— Прочитайте тему урока, определите его задачи. Чему мы будем учиться на уроке?
Верно, сегодня мы будем учиться составлять и записывать рассказ на тему «Помощь нуждающимся», аналогичный произведению А. Гайдара «Тимур и его команда».
— Как вы поняли, что за рассказ мы будем составлять?
— Дома вы должны были подготовить пересказ любой части, подготовить иллюстрацию к ней. Оформите, пожалуйста, выставку своих рисунков так, чтобы получился картинный план произведения.
(Дети расставляют свои рисунки.)
— Послушаем ваши тексты, чтобы вспомнить содержание произведения.
— Составьте из рассыпавшихся букв слово. (Характер.)
РАКТХАРЕ
— Объясните значение слова характер. Воспользуйтесь словарем.
Характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. О характере часто говорят: сильный, волевой, твердый, смирный.
— Где в повести встречается слово характер?
1. В начале повести Женя, глядя на свое отражение в зеркале, думала: «Хорошо! Пусть Ольга старше и пока ее нужно слушаться. Но зато у нее, у Жени, такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер».
2. «— Оля, — вставая, сказал отец, — я не знаю, я не верю, чтобы Женька могла попасть в плохую компанию, чтобы ее испортили, чтобы ею командовали. Нет! Не такой у нее характер!»
(Если дети обратят внимание на разговор о козе, то можно сказать, что и животные бывают с характером.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Опишите Тимура. Какие черты характера вам понравились? Какие поступки он совершил?
— Кому Тимур сказал такие слова: «Взялся сделать — сделай хорошо!» (Так сказал Тимур Коле Колокольчикову, когда тот некрасиво нарисовал звезду на доме молочницы.)
— А сейчас вопросы для тех, кто знаком со всей повестью А. Гайдара. В этой повести встречается слово благородство. Как вы понимаете значение этого слова? (Благородство — высокая нравственность, самоотверженность, честность.)
— Почему доктор Колокольчиков считал, что его внуку не хватает благородства? (Он съел 4 порции мороженого и не поделился с младшей сестрой.)
— Какие слова часто говорил доктор Колокольчиков? («Труд облагораживает человека».)
(Создание собственного текста по аналогии с изученным произведением.)
— С чего можно начать рассказ? («Я очень хотел бы быть в команде Тимура. Я помогал бы...»)
— Какой пословицей можно закончить?
• Не брани и не хвали того, кто не испытан тобою ни в деле, ни в пути.
• Старшим место уступи, младшим помощь окажи.
• Прежде помоги себе сам, а потом и от товарища помощь принимай.
• Не бойся утруждать себя, бойся забыть о помощи другим.
— Придумайте заголовок. Отражает ли он главную мысль рассказа?
(Самостоятельная работа обучающихся. Чтение получившихся текстов.)
VI. Рефлексия
— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VII. Подведение итогов урока
— Прочитайте окончание этой истории. Подумайте, правильно ли поступил Тимур.
— Ребята, чем вам понравилась повесть Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда»? (Главные герои книги такие .же дети, как мы.)
— Какие слова сказала Оля Тимуру в конце повести? («Будь спокоен! Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же».)
Тимур придумал чудесную форму помощи нашей армии. Он со сверстниками окружал большой заботой тех, кого должны были оставить отцы и братья, ушедшие в армию. Смелый, отзывчивый, решительный, благородный в побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении цели, обаятельный мальчуган Тимур стал образцом, по которому хотели равняться, которому решили подражать миллионы ребят, как только познакомились с повестью «Тимур и его команда». Мне очень хочется, ребята, чтобы вы росли такими же добрыми и отзывчивыми, как Тимур и его друзья.
Вскоре после выхода в свет повести появилось новое слово — тимуровцы. Оно осталось в языке нашего народа как пример истинного выражения любви к Родине и деятельной заботы о ней молодых патриотов.
Домашнее задание
Дописать свой рассказ. Подготовиться к уроку внеклассного чтения по теме «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» (книги о сверстниках, о школе).
Автор: Кутявина С. В.
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Мифы Древней Греции
Урок литературного чтения в 4 классе. История книги
Урок литературного чтения в 4 классе. Пословицы разных народов
Наталья Сергеевна Бондарь # 2 декабря 2018 в 15:04 0 | ||
|