Цели: продолжить работу по произведению А. Толстого; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; учить делить текст на части, выделять главное, составлять план; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:
- формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ научно-познавательного текста, выделение в нем главной мысли,
— ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника и художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества.
Оборудование: книги и портрет писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте отрывок из стихотворения самостоятельно.
С детством расстаться всегда очень грустно,
Белый кораблик уплыл, не вернешь.
Воспоминаний светлое чувство
Станет сильнее, чем дольше живешь.
М. Рябинин
— Прочитайте жужжащим способом (еще: медленно, шепотом, с ускорением, выразительно).
— Это четверостишие из песни «Остров детства». Прослушайте ее. Как вы поняли смысл текста? (Ответы детей.)
— А что вы можете сказать о таком периоде жизни человека, как детство? (Высказывания детей.)
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
III. Работа по теме урока
— Дома вы прочитали произведение А. Толстого. Начнем со словарной работы. Объясните значение слов.
Каретник — сарай для карет и других экипажей.
Верстак — станок для столярной работы.
Башлык — шапка с двумя длинными концами, которые обматывали вокруг шеи.
Прерия — обширная североамериканская степь.
— Подберите синонимы к словам.
Хмурый — (угрюмый, ненастный).
Сберечь — (сохранить, спасти, сэкономить).
— Подберите антонимы к словам.
Состариться — (помолодеть).
Трудиться — (бездельничать, лениться, лодырничать).
— Прочитайте первую часть, которая называется «Солнечное утро».
— Определите главную мысль этой части.
— Задайте по этой части текста вопросы своим одноклассникам.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте вторую часть — «Аркадий Иванович» — по ролям.
— Проследите по тексту, какие отношения были у мальчика с учителем, с мамой.
— Определите главную мысль этой части.
— Прочитаем третью часть «Сугробы». (Чтение учащимися.)
— Какое настроение у Никиты? Что создает ему такое настроение?
— Хотел ли Никита обмануть учителя?
— Почему Никита увидел так много на улице? Любит ли он свою родную землю?
— С каким настроением испытывал Никита скамейку? Какие слова использовал автор для усиления впечатления? Зачитайте.
— Какие зимние забавы любите вы? А ваши родители?
— Почему Никита взбирается под самый мыс и копает пещеру?
— Определите главную мысль этой части. (Чтение части «Таинственное письмо».)
— Какое письмо все ждали?
— Как вы думаете, о чем оно? (Предположения детей.)
— Восстановите последовательность событий.
□ Воздух защипал в носу.
□ По хрустящим ступеням.
□ Снежные мысы над Чагрой.
□ Скамейка сама пошла с горы.
□ Фигурка Аркадия Ивановича.
□ Снежная пещера.
□ Диалог учителя и Никиты.
(Восстановление деформированного плана.)
— Подготовьте пересказ по полученному плану.
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Ребята, в чем смысл этого произведения? Чему учит нас автор?
— Определите жанр этого произведения. (Повесть - литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе.)
Домашнее задание
Подготовить пересказ от имени главного героя произведения. Придумать продолжение, связанное с таинственным письмом.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
(Отработка навыков разных видов чтения.)
— Учитель у меня в портфеле!
— Кто? Быть не может! Неужели?
— Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его учебником зовут.
В. Берестов
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
— Прочитайте, разделяя на слоги.
— Прочитайте орфографически.
— Прочитайте орфоэпически.
— Подготовьтесь читать выразительно.
— Как вы поняли смысл стихотворения? (Ответы детей.)
— Как вы думаете, от кого зависит, как учится школьник, — от учителя или от него самого?
(Показать учащимся, что, каким бы талантливым ни был учитель, он не сможет научить того, кто не хочет учиться и ничего не делает.)
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
III. Проверка домашнего задания
— Перескажите произведение от имени Никиты.
— Какое продолжение вы придумали? Расскажите.
На прошлом уроке вы определили, что это повесть. Но надо уточнить, что это автобиографическая повесть для детей — одно из самых поэтических произведений А.Н. Толстого. Повесть «Детство Никиты» была написана в 1920 г. во Франции для детского журнала «Зеленая палочка», в 1922 г. опубликована в Берлине, а в Советском Союзе впервые издана в 1923 г. Светлые воспоминания писателя о детстве пронизаны лирическим образом любимой Родины, который возникает во всем: в описаниях природы и быта хутора Сосновки, в рассказах о деревенских ребятах, в чистом, прекрасном русском языке повести. В этом ее основное воспитательное значение.
IV. Работа по теме урока
— Назовите героев этого произведения.
— Вам интересно было узнать о жизни Никиты? (Высказывания детей.)
— Дайте характеристику главного героя произведения. Каким был Никита?
«Детство Никиты» — повествование о первых годах формирования человека. Перед читателем разворачиваются основные события жизни мальчика в течение последнего года перед началом учебы. Жизнь ребенка и жизнь природы, слияние и переплетение этих двух тем создают своеобразный лирический колорит повествования. Никита близок к природе, он как бы растворяется в окружающем его мире. Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика постоянное ожидание счастья, чего-то чудесного, фантастического: «Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе».
— Похож ли Никита на вас, ваших друзей?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Каким человеком был Пахом? Каким ценным качеством он обладал?
— Как относился учитель к Никите: наказывал, обижал, заставлял проявлять терпение, объяснял, шутил, добивался послушания без принуждения?
— Опишите учителя Никиты, используя слова из текста.
— Почему Никите приходилось держать ухо востро? Что означает это выражение? (Остерегаться.)
— Какой была мама Никиты? Как вы это поняли? (Рассуждения обучающихся.)
(Работа над сочинением-рассуждением.)
— Обсудите с другом, какие черты характера вы цените в людях.
— Напишите на эту тему сочинение-рассуждение. На с. 46 творческой тетради даны опорные слова.
VII. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Кто из героев произведения вам больше всего понравился?
— Как вы думаете, писатель рассказал о современной жизни или об уже давно прошедших днях? Обоснуйте свое мнение.
Домашнее задание
Дописать сочинение. Если есть желание, прочитать повесть самостоятельно до конца.
Автор: Кутявина С. В.
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былины
Урок литературного чтения в 4 классе. Пословицы разных народов
Урок литературного чтения в 4 классе. Библия
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Мифы Древней Греции
Нет комментариев. Ваш будет первым!