Цели: познакомить с произведением Р. Рождественского; рассказать о начале Великой Отечественной войны; обучать выразительному чтению стихотворений; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные:
— умения эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи, составлять план урока,
— умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений,
— осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях), деление полномочий в группе при планировании проекта о Родине; личностные: осмысление темы «Что значит для меня моя Родина».
Оборудование: выставка книг и репродукции картин по теме урока, портрет поэта, аудиозапись песни Р. Рождественского.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Ученики представляют свои рассказы о войне 1812 г.)
III. Работа по теме урока
Работа с пословицами
— Составьте из данных частей пословицы. Объясните их смысл. (Родина — мать, умей за нее постоять. Человек без Родины, что соловей без песни. На чужбине родная землица во сне снится.)
Родина — мать,... ...что соловей без песни.
Человек без Родины, ... ...во сне снится.
На чужбине родная землица... ...умей за нее постоять.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Откройте учебник на с. 78. Рассмотрите ее. Что вы знаете о Великой Отечественной войне? (Ответы детей.)
— Прочитайте текст на этой странице.
(Дети читают текст.)
— Что вы из него узнали?
— Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Прочитайте, как оно называется. Кто его автор?
— Что вы знаете об этом поэте?
Роберт Рождественский (1932—1994) — популярный советский поэт, переводчик, представитель эстрадной лирики. Родился 20 июня 1932 г. в Алтайском крае, селе Косиха. Мать будущего поэта Вера Павловна Рождественская (Федорова) была до войны директором начальной школы в Косихе, параллельно училась в Омском медицинском институте, который окончила за пять дней до начала войны. Отец Роберта Станислав Никодимович Петкевич в 1941 г. добровольцем ушел на фронт и вскоре погиб. Мать поэта была призвана в армию полевым хирургом в первые же дни войны. Девятилетний Роберт остался на попечении бабушки, которая вскоре умерла. Мать Роберта оформила документы в своей войсковой части, по которым ее сын значился сыном полка, и забрала будущего поэта на фронт. Но по дороге встретила в Москве однополчанина, который уговорил Веру Павловну изменить свое решение. И вместо фронта Роберт остался в Москве, в Даниловском детском приемнике, помещавшемся в стенах бывшего Данилова монастыря.
Двенадцатилетний Роберт, привыкший принимать решения самостоятельно, вскоре поступил в военно-музыкальную школу, где проучился один год. В 1944 г. Вера Павловна повторно вышла замуж — за военного офицера Ивана Ивановича Рождественского — и забрала сына в свой полк, который стоял в Кенигсберге. В силу того, что Иван Иванович был военнослужащим, после войны семья была вынуждена переезжать с места на место. Роберт заканчивает среднюю школу в Ленинграде. В 1951 г. со второй попытки Рождественский становится студентом московского -Литинститута, который успешно заканчивает в 1956 г.
Роберт Рождественский — автор более пятидесяти книг, в том числе на восьми иностранных языках. Наиболее известные произведения: «Моя любовь», «Реквием», «Посвящение», «Письмо в XXX век», «Двести десять шагов». На стихи Роберта Рождественского написаны песни, ставшие популярными: «Воспоминание», «Огромное небо», «Погоня», «За того парня», «Мгновения», «Песня о далекой Родине».
В Москве ежегодно проводится Всероссийский конкурс на лучшую песню имени Роберта Рождественского.
(Чтение стихотворения учителем.)
— Какие чувства вызвали у вас эти строки?
— Послушайте «Реквием» в аудиозаписи.
(Выразительное чтение стихотворения.)
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Какие чувства испытывает автор?
— Что вы о нем узнали на уроке?
Домашнее задание
Найти и прочитать произведения о Великой Отечественной войне.
Автор: Кутявина С. В.
Урок литературного чтения в 4 классе. Библия
Урок литературного чтения в 4 классе. Пословицы разных народов
Урок литературного чтения в 4 классе. История книги
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Мифы Древней Греции
Нет комментариев. Ваш будет первым!