Цели: познакомить обучающихся с новым разделом; обучать правильному чтению стихов и художественных произведений о Родине, о подвигах, о славе; учить анализировать тексты, определять опорные слова, создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений, работать в паре, группе.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные:
— умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока),
— умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений,
— осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях), деление полномочий в группе при планировании проекта о Родине; личностные: воспитание любви к Родине, гордости за свою страну; анализ лирических произведений в стихотворной форме (наблюдение, настроение, пейзаж, средства художественной выразительности).
Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Родина
Родина — слово большое-большое!
Пусть не бывает на свете чудес.
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок... и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком.
И на щечке родинка —
Это тоже Родина.
Т. Бокова
— Понравилось вам стихотворение?
— Прочитайте медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте выразительно.
III. Актуализация знаний
— Какой раздел мы закончили изучать? («Истоки литературного творчества».)
— Рассмотрите нашу выставку. Как ее можно назвать?
— Расставьте буквы в определенном порядке, чтобы получилось слово.
ДИОРАН
— Какое слово получилось? (Родина.)
— Сегодня мы начнем изучение нового раздела учебника. Прочитайте на с. 56, как он называется. («О Родине, о подвигах, о славе».)
IV. Работа по теме урока
— Как вы думаете, какие произведения могут быть здесь помещены? (Предположения обучающихся.)
— Прочитайте на с. 56 учебника, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе. (Поступок, подвиг.)
— Как вы понимаете эти слова?
Поступок — решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.
Подвиг — героический, самоотверженный поступок.
— Прочитайте диалог Ани и Вани.
— Что вы из него узнали?
— Что нам говорит профессор Самоваров?
— Прочитайте следующий диалог Ани и Вани.
— О чем они говорят?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте текст из речевой разминки еще раз. Почему он называется «Родина»?
— Расскажите, о чем говорит нам автор этого стихотворения.
— Что вы могли бы добавить? Перечислите.
— Прочитайте стихотворение.
Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зеленая
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.
Г. Ладонщиков
— Что вам в нем особенно понравилось?
— Как можно озаглавить это стихотворение?
— О какой Родине говорит нам автор?
— Верно, у человека есть большая и малая Родина. Как вы это понимаете?
— Как называется та Родина, которая для всех одна? (Россия.)
— Прочитайте слова профессора Самоварова. Какой вы представляете себе свою Родину?
— Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.
• Родину, как и родителей, на чужбине не ищут.
• Береги землю родимую, как мать любимую.
• Своя сторона не бывает холодна.
• На родной стороне и камешек знаком.
— Прочитайте высказывания о Родине известных людей. На с. 57 учебника найдите цитату из письма А. Пушкина к П. Чаадаеву.
Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от нее. (К. Ушинский.)
Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и родина. (К. Ушинский.)
Это святая обязанность — любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать. (М. Шолохов.)
— Объясните эти высказывания. Как вы их понимаете?
— Согласны ли вы с ними? Почему?
VII. Рефлексия
— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— Какой раздел учебника мы начали изучать?
— С какими произведениями работали?
— Что для вас значит слово Родина?
Домашнее задание
Прочитать пословицы и поговорки на с. 57, объяснить их смысл. Написать мини-сочинение на тему «Что значит для меня моя Родина?» или сочинить стихотворение.
Автор: Кутявина С. В.
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Мифы Древней Греции
Урок литературного чтения в 4 классе. Пословицы разных народов
Урок литературного чтения в 4 классе. Библия
Нет комментариев. Ваш будет первым!