Цели: ввести обучающихся в мир литературы о ратных подвигах нашего народа; воспитывать патриотические чувства, любовь к нашей Родине, к народу, гордость за них; развивать память, речь.
Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли,
— ответы на вопросы на основе литературного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к близким людям.
Подготовка к уроку: дети читают рассказы, стихи, очерки, исторические повести, статьи из справочной литературы по теме Урока. Учитель наблюдает за подготовкой, чтобы знать, как выстроить предстоящий урок. Можно использовать литературу:
Полуян Е. Святополк Окаянный. М.: А-ГРАФ, 1996.
Гордин Я. Полтавская битва. М.: Малыш, 1989.
Митяев А. Адмирал Нахимов. М.: Малыш, 1988.
Алексееве. Рассказы о маршале Жукове. М.: Малыш, 1977.
Алексеев С. Рассказы о маршале Коневе. М.: Малыш, 1982.
Воскобойников В. Девятьсот дней мужества. М.: Малыш, 1987.
Твардовский А. Рассказ танкиста. М.: Детская литература, 1983.
Внуков Н. На чужих крыльях. М.: Детская литература, 1983.
Мустафин Р. Красная ромашка. М.: Малыш, 1988.
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
(Краткий обзор книг, самостоятельно отобранных и прочитанных учащимися.)
— Коротко сообщите, о чем рассказала книга. Подумайте, с каких книг мы начнем рассказ и как оформим нашу выставку.
(Расставляют книги, начиная с изданий о давних событиях. Ученики кратко говорят, о чем книга, и ставят на нужную полку.)
— Я вижу книгу из серии «Введение в историю». Кто прочитал ее? Какой отрывок из книги хотите нам рассказать? (Примерный ответ. Книга называется «Святополк Окаянный». Написала ее Елена Полуян. Художники М. Петров, К. Ишин. Издана в Москве в 1996 г. Святополк Окаянный (около 980—1019 гг.) — старший приемный сын киевского князя Владимира. Расправившись со своими братьями, незаконно завладел киевским престолом. За это получил прозвище Окаянный. Убиенные братья Борис и Глеб были канонизированы русской церковью как святые мученики. Из Киева Святополка изгнал Ярослав Мудрый.
Мне понравился отрывок, в котором говорится, как... (рассказ ученика).)
— Кто еще приготовил рассказы о том далеком времени? (Ответы детей.)
— Я вижу на выставке книгу, на обложке которой Петр I. Что скажете о ней? (Примерный ответ. Эту книгу написал Яков Гордин. Называется она «Полтавская битва». Проиллюстрировал художник В. Перцов. Книга вышла в московском издательстве «Малыш» в 1989 г. 27 июня 1709 г. русская армия под командованием Петра I одержала блестящую победу над войском шведского короля Карла XII в битве под Полтавой. Полтавское сражение переломило ход Северной войны в пользу России. Двадцать один год длилась война между Россией и Швецией за возвращение русских северных земель на берегах Балтийскою моря, захваченных шведами. О Полтавском сражении и рассказывает эта книга...)
— «Житие свое не дорого, только бы жила Россия» — эти слова Петра I стали лейтмотивом книги Анатолия Васильевича Митяева «Ветры Куликова поля. Рассказы о воинской доблести предков». Кто читал ее и может о ней рассказать? (Примерный ответ. Книга посвящена борьбе России с внешними врагами на протяжении девяти веков, с IX по XVIII. Автор прослеживает рост воинского умения наших предков и становление русской государственности, прямо связывая усиление влияния России в мире с ее военной мощью. В книге представлена галерея прославленных русских полководцев, описаны крупнейшие сухопутные, а потом и морские сражения прошлого. Однако это не исторический боевик, а увлекательные уроки военной истории, показывающие справедливость той борьбы, которую вели наши предки.)
— О какой еще книге этого автора вы знаете? (Примерный ответ. Я хочу рассказать о книге Анатолия Митяева «Адмирал Нахимов». В XIX в. служили во флоте Нахимов-пер- вый и Нахимов-второй. Старший из братьев — Нахимов- первый, Платон Степанович, — был моряком недолго. Он уволился с военной службы и поселился в Москве. А младший брат — Нахимов-второй, Павел Степанович, — не расставался с морем до конца жизни: строил корабли, плавал на них, командовал ими в сражениях. О нем, знаменитом русском адмирале, эта книга. Путь к адмиральскому чину Павел Степанович начал очень рано, одиннадцатилетним мальчиком. С тех пор его жизнь была полна суровых трудов. Увезенный из смоленского села в Петербург, в Морской корпус, мальчик подолгу не видел родных и своего дома. На игры и развлечения времени не оставалось совершенно. В Морском корпусе занятия длились ровно полсуток: четыре часа утром, четыре днем и четыре часа вечером. Будущие военные моряки изучали двадцать наук! Кроме занятий в классах, учение шло в море: прокладывали курсы кораблю, определяя направление по солнцу и звездам. Наводили пушки в цель — и в тихую погоду, в штиль, и при сильном ветре, когда корабль то вздымается на волне, то проваливается в пучину. Ставили паруса, убирали их, быстро взбираясь на мачты и реи по веревочным лестницам-вантам.
Учиться было тяжело. На Павел Нахимов учился прилежно. Ему хотелось командовать кораблем, а первое, что надо было для этого, — знания. Экзамены на чин мичмана Нахимов сдал лучше ста четырех своих товарищей. К высоким оценкам экзаменаторы, старые и суровые адмиралы, прибавили запись: «К службе усерден и знающ».)
— Кто еще хочет рассказать о событиях далекой истории нашей страны? (Ответы детей.)
III. Физкультминутка
IV. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
• Воевать не хотим, но земли своей не отдадим.
• Кто за свое дерется, тому и сила двойная дается.
• Кто на войне не бывал, тот и страху не видал.
(На фоне музыки ученик читает стихи Константина Симонова.)
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
(Дети читают стихи о Советской Армии, рассказывают о книгах Сергея Алексеева «Рассказы о маршале Жукове», «Рассказы о маршале Коневе» из серии «Легендарные герои».)
Сергей Петрович Алексеев (1922—2008) родился на Украине в семье сельского врача. С 10 лет жил и учился в Москве. В 1940 г. после окончания средней школы поступил в авиационное училище. Война застала его
За сорок лет работы в литературе он создал более тридцати оригинальных книг, посвященных истории России на протяжении четырех веков: от середины XVI до середины XX. «Суровый век» Ивана Грозного и крестьянская война под предводительством Разина, петровские преобразования и пугачевское восстание, Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, подготовка и свершение Октябрьской революции, красные и белые в их непримиримой борьбе, знаменитые стройки 1930-х гг. и Великая Отечественная война — все эти события составляют сюжетную основу книг Алексеева.
— Перед нами книга Валерия Воскобойникова «Девятьсот дней мужества». Отправимся в путешествие по ней. Расскажите о первых часах войны семьи Пахомовых. (Примерный ответ. В воскресенье 22 июня 1941 г. Иван Семенович пришел вместе с сыном Алешей и дочкой Дашей в зоосад. Они стояли в очереди на карусели, ели мороженое... И вдруг по радио объявили, что началась война. Фашистская Германия напала на нашу страну. С этой минуты изменилась жизнь советских людей. Прежние дни стали казаться светлыми, беззаботными, их называли «до войны». Новые дни обещали трудности и горе.)
— Как город готовился к обороне? (Примерный ответ. Через несколько дней маме пришла повестка. Она собрала еды на день, взяла кружку, ложку, ватник, лопату и поехала строить военные укрепления. Даша тоже готовила к обороне Ленинград. Отведет братишку Алешу в детский сад и вместе со старшими школьниками строит в городе огневые укрепления: в домах — гнезда для пулеметов, на улицах — баррикады.)
— В Ленинграде столько знаменитых памятников! Взрывы их могут изуродовать. Как их защитить? (Примерный ответ. Рыли глубокие ямы, памятники аккуратно заворачивали в полотно и опускали в эти ямы. Другие памятники обкладывали мешками с песком, обшивали досками. А вот памятники полководцам — Суворову и Кутузову — не стали укрывать. Они так и стояли, словно демонстрировали свое бесстрашие перед вражескими налетами. И удивительно, ни один осколок не тронул их!)
— Что в это время делал отец Иван Семенович? (Сначала он продолжал работать на заводе, а затем вместе с другими отправился на фронт. Он защищал родной город в окопах, которые вырыли жители.)
— В городе есть улица имени Алексея Севастьянова. Кто он и что сделал для Ленинграда? (Примерный ответ. Он летчик. Охранял город на своем самолете. Однажды в бою у него закончились боеприпасы. Фашист легко мог разделаться с ним, а потом сбросить бомбы на город. И тогда Алексей Севастьянов разогнал свою машину, приблизился к врагу вплотную и пропеллером отрубил фашистскому самолету хвост. Вражеский бомбардировщик закувыркался в воздухе и с ревом полетел к земле. Он воткнулся в нее носом на краю Таврического сада, в самом центре города. Летчик выпрыгнул с парашютом.)
— Город был в блокаде. 28 августа в Ленинград пробился последний поезд с хлебом. С 10 ноября многие получали в день 125 г хлеба. Расскажите о дневнике Тани Савичевой. (Ответы детей.)
Ей было 11 лет. Вот страницы из дневника Тани Савичевой. «Женя умерла 28 дек. в 12—30 час. утра 1941 г. Бабушка умерла 25 янв. в 3 час. дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи 1942 г. Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г. Мама 13 мая в 7—30 час. утра 1942 г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Умирающую Таню удалось увезти из блокадного Ленинграда. Но спасти ее не удалось.
— Кто такой немой мальчик? (После одного из сильных обстрелов военный привез в детский дом мальчика. От сильного испуга он молчал. Даша случайно увидела его потом на вокзале, когда детский дом эвакуировали. Она записала адрес, куда они отправлялись. Алеша узнал сестру и заговорил.)
— Даша стала бойцом бытового отряда. Чем она занималась? (Ответы детей.)
Бойцы бытового отряда должны были помочь больным ленинградцам пережить страшное время. Утром Даша обходила жителей дома. Подниматься по лестнице было трудно: пройдет несколько ступенек и отдыхает. Во многих квартирах лежали больные люди. От голода они ослабели, не могли подняться и ждали Дашу. Придет Даша, принесет немного дров, маленькую печку затопит — станет теплее.
Даша получала по карточкам хлеб, аккуратно заворачивала в бумагу и относила им. Больные люди верили девочке, знали — она честная. Никогда в жизни Даша не отщипнула бы от чужого хлеба даже крошечки, хотя есть хотелось очень. Однажды в холодной квартире на четвертом этаже она обнаружила двоих детей. Мальчик и девочка сидели и ждали маму, которая не вернулась домой. Скорее всего, что она погибла или умерла от голода. Она спустилась с детьми вниз, в дежурную комнату, где кипятилась вода для всех жильцов и было тепло. Посмотрела Даша на свой маленький остаток хлеба, разделила его на две части и отдала детям.
Ребята, так боролись люди в тылу. Мне хочется прочитать вам стихотворение Александра Твардовского, которое тронуло меня до глубины души, так же как и строчки книги, о которой вы сейчас рассказали.
— Давай-ка, товарищ, вставай, помогу,
Мороз подступает железный.
На голом снегу лежать на боку
Совсем тебе не полезно.
Держись-ка за шею, берись вот так,
Шагаем в полном порядке.
Замерзли руки? Молчишь, чудак.
Примерь-ка мои перчатки.
Ну как, товарищ? Опять — плечо?
А вот и лесок. Постой-ка.
Теперь пройти нам столько еще,
Полстолько да четверть столько.
Ты что? Оставить тебя в лесу?
Да ты, дорогой, в уме ли?
Не хочешь идти — на себе донесу.
А нет — дотащу на шинели.
— Какие они, наши герои — защитники Родины? (Все они храбрые, мужественные, готовы прийти на помощь товарищам.)
— Ребята, когда они выполняли свой долг или шли на подвиг, легко ли им это давалось? Как вы думаете, было ли им страшно? (Ответы детей.)
Рукопашная — это самый страшный бой, когда с врагом встречались лицом к лицу, в упор расстреливали друг друга, кололи штыками, давили друг друга за горло. Как ярко сказала о нем фронтовичка поэтесса Юлия Друнина:
Я только раз видала рукопашный.
Раз — наяву и тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
V. Подведение итогов урока
— Так почему сражения с врагом всегда заканчивались нашей победой, как бы ни тяжело было ее добыть? Чьими словами мы можем закончить наш урок? (Словами Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»)
Автор: Кутявина С. В.
Урок литературного чтения в 4 классе. История книги
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Мифы Древней Греции
Урок литературного чтения в 4 классе. Библия
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былины
Урок литературного чтения в 4 классе. Пословицы разных народов
Светлана Владимировна Аносова # 16 сентября 2018 в 08:32 0 |