Игра по истории Древнего Востока с ответами, 5 класс

Конспект игры по истории для учащихся 5 класса «Загадки Древнего Востока»

Муза Клио (ведущая). Итак, начинаем нашу игру. На обсуждение вопросов и заданий у вас одна минута. Ответы надо писать коротко и быстро на листочках с номером вопроса, листочки лежат на ваших игровых столах.

№ 1. Учёные говорят, что история начинается именно в этой стране. Народ этой страны больше любил строить, чем воевать, и образ созидателя, по их мнению, больше подходил правителю, чем облик воина. Правители этой страны нередко повелевали запечатлеть себя в особой «позе строителя» - с чертежом здания, разложенным на коленях, с небольшим ведёрком сырой глины, поставленным у ног. Назовите название этой древней страны.

№ 2. Вопрос также посвящён этому потрясающему древнему государству. Шумеры высоко ценили мудрость, которая, по их мнению, была сосредоточена в...

В какой части головы, по мнению древних шумеров, сосредоточена мудрость?

№ 3. Известно, что, прежде чем предстать перед фараоном Египта, Иосиф был лишён того, что являлось привилегией фараона (хотя у самого фараона это был всего лишь муляж). О чём идёт речь?

№ 4. Царей какой страны охраняли крылатые пятиногие быки? Что ещё необычного было в их облике?

№ 5. В Месопотамии в III веке до н. э. возникли так называемые «дома табличек» - э-дубы. Чем занимались в них?

№ 6 - театрализованный вопрос. Мы внимательно смотрим сценку, после которой вам будут заданы вопросы.

Сценка «Дар Поднебесной»

Служанка. Как ты прекрасна, моя Принцесса! Но и твой жених, правитель Малой Бухары, хорош! А сколько он привёз дорогих подарков!

Принцесса. Ты собрала мои вещи? Ничего не забыла? А подарки... Я тоже не с пустыми руками еду, мой дар будет дороже всех его даров!

Служанка. Что ты задумала, моя госпожа? Неужели ты хочешь?..

Принцесса. Да, я хочу подарить стране моего любимого то, что есть только на моей родине!

Служанка (испуганно). Но, госпожа, за их вывоз грозит смертная казнь! Да и где ты спрячешь их? Тебя обязательно обыщут, несмотря на то, что ты принцесса!

Принцесса. Я уже спрятала их! Они в моей причёске! И ради моего жениха я готова рискнуть даже жизнью!

Вопрос: Что именно спрятала отважная Принцесса в своей причёске?

№ 7. Как известно, на Древнем Востоке было сделано огромное количество открытий. Ваша задача - распределить эти открытия по странам, в которых они появились впервые:

1) бумага;

2) хлопчатник;

3) шёлк;

4) порох;

5) рис;

6) компас;

7) лак;

8) сахарный тростник;

9) прибор, предсказывающий землетрясения;

10) прозрачное стекло;

11) клинопись;

12) первые письменные законы;

13) йога;

14) иглоукалывание;

15) первая чеканная монета;

16) чай;

17) шахматы;

18) пурпурная краска;

19) фарфор;

20) колесо;

21) прямоугольная планировка улиц и городов;

22) «арабские» цифры;

23) древнейший алфавит;

24) нуль.

Китай

                         

Индия

 

Шумер

 

Ассирия

 

Лидия

 

Финикия

 

№ 8. Это буддийское божество считалось в Древней Японии покровителем детей и путников. Назовите его имя.

№ 9. Как мы уже знаем, первые письменные законы появились в Шумере, а вот древнейшие законы какой страны и какого государства дошли до нас полностью?

№ 10. Внимание, «Исторический ларец»! В ларце лежит то, что египтяне называли матерью жемчуга. У вас минута, чтобы назвать то, что лежит в этом ларце.

№ 11. В какой стране голубь был священной птицей? Символом и живым воплощением какой богини была эта птица?

№ 12. Вы сейчас получите карточки. Ваша задача - определить, что является «лишним», то есть выпадающим из общего логического ряда. Вам надо подчеркнуть «лишнее» слово. Вы получите дополнительный балл за каждое объяснение, почему оно «лишнее».

1) Междуречье, Месопотамия, Двуречье, Вавилония, Индия;

2) пиктография, иероглиф, каллиграфия, клинопись;

3) Мардук, Иштар, Будда, Лао-цзы, Брахма, Шива. Вишну.

№ 13. «Хуанди» по-китайски - «император». Этот император был первым в династии Цинь, которая смогла наконец-то объединить Китай. Чтобы защитить страну от гуннов, он приказал строить Великую Китайскую стену. Назовите полное имя этого императора и то, что нашли археологи при раскопке его могилы.

№ 14. Как известно, все ассирийские цари знали грамоту, но в небольшом объёме, достаточном для военного командования и учёта налогов. Но знаменитый, в том числе своей библиотекой, Ашшурбанипал был самым грамотным из всех ассирийских царей. С чем это связано?

№ 15. И вновь театрализованный вопрос. Внимательно смотрим сценку и готовимся отвечать на вопросы к ней.

Сценка «Китайский врачеватель»

На сцене: восседает на троне Эмир, выражение его лица грустное. Входит Визирь.

Визирь. О мой великий повелитель! На рассвете в твоём городе появился купец из далёкого Китая. Он утверждает, что привёз необычные дары...

Эмир (перебивает). Неужели этот несчастный думает меня чем-то удивить?

Жена Эмира (обращается к Эмиру). О свет моих очей! Вели привести этого купца. Он не удивит нас шелками и фарфором, но китайцы славятся и своими врачевателями. Возможно, он сможет излечить нашу дочь, у неё появятся силы, и наша девочка вновь начнёт радоваться жизни и танцевать!

Эмир. Что ж, вели привести этого купца!

Входит Купец.

Купец. О великий из великих! Весть о твоей учёности и мудрости достигла моей родины - Великой Поднебесной. Но до меня дошла и грустная весть: твоя красавица дочь больна, и вот уже год никто не видел, как она танцует!

Эмир. Если ты излечишь мою дочь, я озолочу тебя. Если же-у тебя ничего не выйдет, я продам тебя на невольничьем рынке.

Жена Эмира. Сейчас я приведу нашу красавицу. Помоги ей, Купец! Ведь целыми днями она не встаёт с постели, у неё нет сил даже погулять в саду среди благоухающих роз!

Входит Принцесса.

Принцесса. Ну зачем вы меня тревожите?

Купец. Я счастлив помочь тебе, о прекрасная из прекраснейших! Выпей этот напиток, и ты почувствуешь, как силы наполняют тебя!

Принцесса (пьёт). Какой горький, вяжет рот! Я скорее умру от этого напитка, чем вылечусь! Вот только... запах... Такой странный!

Купец. Лекарство редко бывает приятным на вкус. А ты заешь его рахат-лукумом...

Принцесса. Ты хочешь удивить меня рахат-лукумом?

Купец. О, это необычный рахат-лукум! В него добавлены лепестки японского цветка. Его срывают на 9-й день цветения, смешивают со смолой сосны и добавляют в сладости. Получается отличное средство от старости и грусти. Съешь его, луноокая, и ты почувствуешь, как радость жизни возвращается к тебе.

Принцесса ест рахат-лукум. Звучит музыка, она начинает танцевать.

Жена Эмира. Спасибо тебе, добрый человек! Ты получишь за исцеление нашей Принцессы столько золота, что станешь самым богатым купцом под этим небом!..

Клио (обращаясь к исполнителям сценки). Большое спасибо, ребята! А теперь вопросы:

• Что за напиток, восстанавливающий силы и придающий бодрость, дал купец принцессе?

• О каком цветке, который в Японии называется кику, то есть «солнце», и символом которого он и является в этой стране, идёт речь в сценке? Кстати, этот цветок очень популярен и у нас и продаётся в любом цветочном магазине.

№ 16. Блицконкурс.

Клио. Сейчас я приглашаю по одному представителю от каждой команды. Для удобства представители будут выходить по очереди, согласно номеру команды. Вы должны будете ответить на 5 вопросов. Отвечать надо очень быстро. За каждый правильный ответ вы заработаете для команды 1 балл. Выбирайте карточку с вопросами. Внимание, вопросы:

1.

1) Река «тысячи бедствий» в Китае.

2) Священный цветок в Египте и Индии.

3) Основной строительный материал в Междуречье.

4) Самое большое надгробие в мире.

5) Основатель буддизма.

2.

1) Великий китайский философ, который жил в V веке до н. э.

2) Самоё зелёное чудо света.

3) Царский цветок в Китае.

4) Священное животное в Индии.

5) Как называется древняя письменность в Междуречечье?

3.

1) Священный жук в Египте.

2) Цвет одежды жрецов Индии.

3) Символ власти в Индии.

4) Царь, при котором Иерусалим стал столицей Израиля.

5) Название китайских чиновников.

4.

1) Эталон женской красоты в Древнем Египте.

2) Название самых высоких гор в мире переводится как «жилище снегов». Что это за горы?

3) Как называется древняя письменность египтян?

4) Как называли китайцы свою страну?

5) Цвет одежды касты воинов в Индии.

5.

1) В США - штат, в России - область или край, в Древнем Египте - ...

2) Где берёт начало Нил?

3) Название этой китайской реки переводится как «жёлтая».

4) В какой стране находится Долина царей?

5) «Царём царей» на Востоке называли...

6.

1) Название этой китайской реки переводится как «голубая».

2) Как называются каменные доски с заповедями, полученными Моисеем на горе Синай?

3) Сколько, как правило, было ступеней у храмовых башен - зиккуратов?

4) Где, по представлению египтян, жили боги?

5) Египтяне считали, что у этого бога две лодки: ночная и дневная. Кто этот бог?

№ 17, С Востока пришли замечательные крылатые и образные выражения. Многие из них - библейские. Ваша задача - написать, в каком значении они употребляются в наше время.

1) Вавилонское столпотворение.

2) Валаамова ослица.

3) Волк в овечьей шкуре.

4) Валтасаров пир.

5) Иерихонская труба.

6) Каинова печать.

7) Книга за семью печатями.

8) Краеугольный камень.

9) Ждать как манны небесной.

10) Сады Семирамиды.

11) Соломонов суд.

12) Сфинксова загадка.

Клио. Команды получают карточки с заданием, а я поиграю со зрителями. Вы можете заработать для своих команд дополнительные баллы.

Игра со зрителями:

1) Эта знаменитая библейская легенда начинается такими словами: «На всей земле был один язык и одно наречие...». Что это за легенда?

2) По библейскому мифу, когда евреи шли по пустыне в землю обетованную, они голодали. Что спасло путников?

3) Это финикийское божество было очень жестоким, требовало человеческих жертв. Его имя стало нарицательным, есть даже крылатое выражение «Приносить жертву...». Назовите имя этого божества, ставшего символом жестокости.

4) По библейскому мифу, Бог явился Моисею в пламени чудесно горящего, но не сгорающего куста. Куст какого растения это был?

Клио. А сейчас я задам вам древнекитайские загадки.

5) Голова есть, а шеи нет, всё тело в льдинках, есть крылья, а не летает, нет ног, но всё же передвигается.

6) Когда стоит - ростом поменьше, когда сидит - ростом побольше.

7) Днём они бегают, бегают,

Днём они заняты очень.

Рядами травинок, рядами тростинок

Они закрываются ночью.

№ 18. Древняя китайская легенда гласит. Однажды император Фу Си - наполовину человек, наполовину змей, прогуливаясь по берегу Хуанхэ, увидел, как из вод реки появился дракон, а на спине его отчётливо виднелись непонятные знаки. Император срисовал их, а потом заметил, что они схожи со следами птичьих лапок на прибрежном песке. Император погрузился в глубокое раздумье, смотрел на рисунки, сравнивал и вдруг радостно воскликнул. Так был изобретён...

Что изобрёл легендарный китайский император?

№ 19. В 1881 году через границу одного государства привезли предметы, которые вскоре оказались в музеях Франции и Англии. Самое интересное в этой истории - то, что на границе за них заплатили пошлину как за сушёную рыбу. Что это были за предметы?

№ 20. В библейском мифе о Всемирном потопе Ной, спасавшийся с семьёй и животными в ковчеге, желая узнать, убыла ли вода, выпустил ворона. Ворон вернулся, так как вода ещё покрывала землю; возвратилась и выпущенная голубка. Через семь дней голубка, выпущенная вторично, вернулась в ковчег с веточкой в клюве, что показало Ною, что вода убывает. Ветка какого дерева была в клюве голубки?

№ 21. Знаменитый японский поэт и философ Це Сю изображён на одной из древних картин, которая называется «Охотники за сакурой». Понятно, что речь идёт о времени цветения сакуры, а любование цветущей сакурой - священное действо для японцев. Попробуйте догадаться, что значит «охотиться за сакурой»?

№ 22. В разгар одной из битв персы вдруг прикрылись кошками, как щитами, и их враги не стали стрелять. Сражение с каким народом древности персы выиграли таким необычным способом? За объяснение своего ответа вы можете получить дополнительный балл.

№ 23. И снова «Исторический ларец»! В нём лежит то, что на Востоке является мерилом богатства.

№ 24. В этом мифе рассказывается, как дочь финикийского царя выкрал Зевс, приняв образ белого быка и предложив девушке покататься. Но как только царевна села на быка, он кинулся в море и доплыл до острова Крит, где она стала женой Зевса и родила ему трёх сыновей. Имя этой финикийской царевны вам хорошо известно, оно есть на всех географических картах. Это ещё один подарок древних финикийцев. Кстати, сюжет этого мифа очень часто использовался художниками. Назовите имя этой царевны.

№ 25. Эта игра (её название на индийском языке звучит как «гатуранга» - «четыре рода войск») была придумана для царей и военачальников и должна была учить искусству мудро править людьми. Что это за игра?

№ 26. Китайский философ Кун-цзы, живший в V веке до н. э., говорил: «По своей природе люди друг другу близки, а по своим привычкам друг другу далеки». Назовите европейский вариант имени этого философа.

Клио. Замечательное высказывание! И я рада, что вы любознательные, пытливые ребята, изучающие историю, культуру, обычаи, привычки разных народов, а это сближает людей, позволяет им лучше понимать и уважать друг друга! Успехов вам!

А сейчас мы попросим членов жюри подвести итоги нашей игры.

Подведение итогов.

- Спасибо всем за игру. Желаем вам успехов!

Ответы:

№ 1. Эта страна - Шумер.

№ 2. Шумеры считали, что мудрость человека сосредоточена в ушах человека: поэтому многие изображения людей отличались у них большими оттопыренными ушами.

№ 3. Речь идёт о бороде.

№ 4. Эти быки охраняли дворец Ассирии. У этих быков были крылья и человеческие головы.

№ 5. Это были школы.

№ 6. Китайская принцесса принесла в дар своему новому королевству яйца шелковичного червя.

№7

Китай

1,3,4, 6, 7, 9, 14, 16, 19

Индия

2,5, 8, 13, 17, 22, 24

Шумер

11, 12, 20

Ассирия

21

Лидия

15

Финикия

10, 18, 23

№ 8. Дзидзо.

№ 9. Это законы вавилонского царя Хаммурапи.

№ 10. Матерью жемчуга египтяне называли перламутр.

№ 11. В Междуречье; символом богини любви Астарты.

№ 12. 1) Индия, все остальные - разные вариации названия одной страны;

2) каллиграфия, ибо это искусство написания иероглифов, всё остальное - виды письменности;

3) Лао-цзы, это китайский философ, все остальные - имена восточных богов.

№ 13. Имя этого императора - Цинь Ши Хуан или Цинь Шихуанди; при раскопке его могилы была обнаружена терракотовая армия - 6 тысяч глиняных (терракотовых) воинов.

№ 14. Ашшурбанипал не был старшим сыном своего отца. Его готовили не к роли правителя и полководца, для которых, считалось, не было необходимости быть очень грамотным, а к роли жреца, и поэтому его учили всем наукам.

№ 15. Напиток - чай, цветок - хризантема.

№ 16. Блицконкурс:

1.

1) Хуанхэ; 2) лотос; 3) глина; 4) пирамида Хеопса; 5) принц Гаутама.

2.

1) Конфуций; 2) сады Семирамиды; 3) хризантема; 4) корова; 5) клинопись.

3.

1) Скарабей; 2) белый; 3) зонтик; 4) Давид; 5) мандарин.

4.

1) Нефертити; 2) Гималаи; 3) иероглифы; 4) Поднебесная; 5) красный.

5.

1) Ном; 2) в Центральной Африке; 3) Хуанхэ; 4) в Египте; 5) царя персов.

6.

1) Янцзы; 2) скрижали; 3) три; 4) на небе; 5) Ра.

№ 17. Значения крылатых выражений:

1) Беспорядок, шум, суматоха.

2) Иронично: молчаливые и покорные люди, неожиданно заговорившие, запротестовавшие.

3) Лицемер, скрывающий свои дурные намерения под маской добродетели.

4) Весёлая, легкомысленная жизнь во времена какого-либо бедствия.

5) Громкий голос.

6) Клеймо преступника.

7) Что-либо непонятное, скрытое, недоступное разумению.

8) Основа, главная идея.

9) Ждать с нетерпением.

10) Нечто чудесное, великолепное.

11) Мудрый и скорый суд.

12) Что-то неразрешимое.

Игра со зрителями:

1) Легенда о Вавилонской башне; 2) манна небесная - пища, которую Бог посылал иудеям каждое утро с неба; 3) Молох; 4) куст терновника; 5) рыба; 6) собака; 7) глаза.

№ 18. Император изобрёл иероглиф.

№ 19. Это были мумии.

№ 20. Ветка оливкового дерева.

№ 21. Философ и поэт со своим юным учеником шёл по Японии с юга на север, где сакура зацветает позже. Кстати, эту картину вы можете увидеть в Музее Востока в Москве.

№ 22. С египтянами; у них кошка - священное животное.

№ 23. Это рис.

№ 24. Речь идёт о мифе о Европе, так звали дочь финикийского царя.

№ 25. Шахматы.

№ 26. Конфуций.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия «Куликовская битва»

Внеклассное мероприятие по истории 5 класс. Труд земледельцев

КВН по истории и географии

Игра аукцион по истории и географии для школьников

Внеклассное мероприятие по истории, 5 класс. Ремесла на Руси

Нет комментариев. Ваш будет первым!