Урок игра по истории, 5 класс. Древний Рим

Урок путешествие по Древнему Риму в 5 классе

Роль Музы Клио (ведущей игры) исполняет учитель.

№ 1. Как известно, в первые годы своего существования Рим вёл очень много войн. Подчиняя себе соседей, Рим столкнулся с этрусками, которым очень не нравилось усиление Рима. Однажды этрусский царь Порсена собрал огромное войско, разбил римлян в бою, а затем осадил город. В городе начались болезни и голод, силы защитников иссякали. Тогда один юноша по имени Муций пробрался в лагерь этрусков с целью убить Порсену. Но ошибся и заколол кинжалом писаря царя. Муция схватили и привели к царю. Муций рассказал ему, что триста римских юношей поклялись убить Порсену, а ему первому выпал жребий. Порсена пригрозил сжечь Муция на костре. Римлянин подошёл к жаровне, положил руку на горящие угли и не снимал её, пока она не сгорела. Поражённый царь отпустил Муция и снял осаду Рима. Он понял, что победить город, который защищают такие, как Муций, невозможно. Римляне дали Муцию почётное прозвище Сцевола. Что означает это прозвище?

№ 2. Римляне многое заимствовали у этрусков в религии, устройстве власти, строительстве, военном деле, в быте и одежде. Как и этруски, они считали божественной покровительницей своего народа... Кого почитали эти два древних народа своей божественной покровительницей?

№ 3. И ещё вопрос, связанный с религией этрусков. Они считали, что мудрость богов сочетает в себе непосредственность детей и опыт старости. У них, как и у других народов, были священные книги. Создателем этих книг считался бог Таг. Как выглядел этот бог?

№ 4. Следующее задание посвящено крылатым выражениям, пришедшим из Древнего Рима. В каком значении они употребляются в наше время?

1) Пиррова победа.

2) Перейти Рубикон.

3) Золотая середина.

4) И ты, Брут?

5) Белая ворона.

6) Горе побеждённым.

7) Отложить до греческих календ.

8) Отправиться в Елисейские поля.

9) Здоровый дух в здоровом теле.

10) Марсово поле.

№ 5. Внимание, блицконкурс! Я приглашаю по одному представителю от команд. Вы должны ответить на 5 вопросов. Отвечать надо очень быстро. За каждый правильный ответ вы заработаете для команды один балл. Выбирайте карточку с вопросами:

1.

1) На берегу какой реки возник Рим?

2) Как назывался первый в списке сената?

3) Имя богини, покровительницы домашнего очага.

4) Как называлось народное собрание плебеев, которое принимало законы для них?

5) Древнейшая римская дорога, связавшая Рим с Капуей.

2.

1) Название полуострова, на котором находится Рим.

2) Как звали последнего римского императора?

3) Богиня удачи у римлян.

4) Прозвище последнего римского царя Тарквиния.

5) Произнесите на латинском языке «Я запрещаю».

3.

1) Как назывался правящий слой знати из богатых патрициев и родовитых плебеев?

2) Как назывались торжества в честь военных побед?

3) На какой срок весталки давали обет безбрачия?

4) Прозвище отца Ганнибала полководца Гамилькара.

5) Кого в Риме называли матроной?

4.

1) Назовите имя римского сенатора, настаивавшего на разрушении Карфагена.

2) Как римляне называли завоёванные территории?

3) Назовите имя первого римского императора.

4) Что означает слово «патриции»?

5) Кого римляне называли пенатами?

5.

1) Что означает в переводе с латинского языка слово «император»?

2) Имя первого диктатора Рима.

3) Бог войны у римлян.

4) Как называли богатых римлян, покровителей бедных?

5) Как назывался римский водопровод?

№ 6. Дети в римской семье воспитывались в строгости. Когда ребёнок рождался, его обмывали и клали к ногам отца - главы семейства. Что должен был сделать отец в знак признания ребёнка, после чего тот становился полноправным членом фамилии - семьи?

№ 7. В храме какой богини жили гуси, спасшие Рим тем, что начали гоготать при приближении врагов?

№ 8. После быстро одержанной победы над понтийским царём Фарнаком при Зеле в 47 году до н. э. Юлий Цезарь отправил своему другу очень короткое сообщение о ней. Светоний в биографии Цезаря рассказывает, что эти слова, ставшие крылатыми, были написаны на доске, которую несли в триумфальном шествии Юлия Цезаря в Рим. Назовите эти слова!

№ 9 - театрализованный вопрос. Внимательно смотрим сценку, в ней допущены две исторические ошибки.

Сценка «Праздник Доброй богини»

На сцене появляются две девушки.

1-я римлянка. Какое солнце! Растопит всю мою косметику! Я впервые иду на этот праздник, и мне хочется выглядеть как можно лучше! Я так волнуюсь!

2-я римлянка. Да, солнце сегодня особенно печёт... В прошлом году праздник Доброй богини проводился у сенатора Квинта, какие там были угощения! А какие жертвоприношения были приготовлены для нашей Доброй богини!

Появляется супружеская пара.

1-я римлянка. Ой, смотри, сенатор Фабий со своей супругой!

2-я римлянка. Добрый день, Сенатор! Приветствуем вас, уважаемая Ларенция!

Сенатор. Как вы прелестны, юные девы! Вы тоже отправляетесь на праздник Доброй богини?

1-я и 2-я римлянки. Да!

Ларенция. Надеюсь, покровительница плодородия и женской добродетели не оставит вас своим вниманием.

Сенатор. Встретимся на празднике, красавицы.

Клио (обращаясь к исполнителям сценки). Спасибо нашим артистам. Напоминаю вопрос: Какие исторические ошибки были допущены в этой сценке?

№ 10. Как известно, рабов в Риме было огромное количество благодаря постоянным войнам и захватам пленных. Их продавали на рынках наряду с животными. Считалось особенно выгодным покупать детей. Почему?

№ 11. В последние годы существования республики в Риме, во время второй гражданской войны Гней Помпей, Марк Красе и Юлий Цезарь заключили союз - триумвират. Как называли этот «союз трёх мужей» современники?

№ 12. Этот человек не был патрицием и не мог рассчитывать на высокие должности. В отличие от Демосфена имел прекрасный голос и умел держаться перед публикой. И тем не менее, упорно учился ораторскому искусству. Ему принадлежат слова: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Сенат присвоил ему титул «Отец отечества». Он выступал на стороне противников Юлий Цезаря, считая установление единоличной власти «убийством отечества». Его судебные и политические речи стали образцами ораторского искусства для современников и потомков. Он известен и своими философскими трудами. Молодых людей он наставлял упорно учиться и делать добрые дела. Был убит сторонниками империи. Назовите его имя. Кстати, это он назвал греческого историка Геродота «отцом истории».

№ 13. В годы правления Октавиана Августа, первого римского императора, творили великие римские поэты и писатели, которым покровительствовали сам император и его друг, богатый римский всадник. Благодаря его деньгам талантливые люди могли заниматься творчеством, не заботясь о хлебе насущном. Имя этого покровителя талантов стало нарицательным. Вам осталось только назвать его имя.

№ 14. В городе Помпеи, погибшем во время извержения Везувия, а сейчас превращённом в музей под открытым небом, обнаружили в тротуарах вставленные кусочки белого мрамора. Попробуйте догадаться - для чего?

№ 15. Греческий корабль назывался триера. А как назывался римский боевой корабль?

№ 16. Римляне ревностно соблюдали традиции. Одной из традиций было начинать и заканчивать обед определёнными блюдами. С чего начинался и чем заканчивался обед древних римлян?

№ 17. Этот император был исключением среди римских императоров. Он был настолько скромным человеком, что, написав один из величайших философских трактатов под названием «К самому себе» («Размышления»), никому его не показывал, и нашли эту рукопись только после его смерти. А когда ему принесли связку писем, написанных его врагами, поднявших восстание, он на глазах у всех тут же сжёг эти письма. «Я не хочу, - спокойно сказал он, - разочароваться в друзьях и потерять доверие к людям». Назовите имя этого императора.

№ 18. «Боги Древнего Рима». Сейчас мы проверим, как вы знаете богов Древнего Рима. Для выполнения следующего задания вам мои помощники раздадут карточки. Вам необходимо соотнести имена богов с их функциями, заполнив таблицу.

1) Богиня цветов.

2) Богиня плодов.

3) Бог красноречия, покровитель торговли, вестник богов.

4) Богиня слепого случая, счастья и несчастья.

5) Богиня утренней зари.

6) Верховный бог, громовержец.

7) Богиня мщения.

8) Бог времени, начала и конца.

9) Богиня любви и красоты.

10) Богиня Луны.

Аврора

                            

Венера

 

Флора

 

Янус

 

Диана

 

Помона

 

Меркурий

 

Фортуна

 

Фурия

 

Юпитер

 

Игра со зрителями:

1) Ганнибал знал несколько языков, что помогло ему в командовании армией, в которую входили представители разных народов. А сколько языков он знал?

2) Победитель Ганнибала - римский полководец Сципион - помимо триумфа получил почётное прозвище. Какое?

3) В ближайшем бою римские легионеры применяли особый строй, когда воины с боков и сверху наглухо прикрывались щитами. Как называлось такое построение?

4) Это слово произошло от латинского «гладиус» - меч. Назовите само слово.

5) Восстание Спартака закончилось поражением. Взятых в плен распяли вдоль Аппиевой дороги. Почему в качестве казни было выбрано именно распятие?

№ 19. Что несли, по обычаям римлян, впереди похоронной процессии?

№ 20. Когда император Веспасиан (1 век н. э.) ввёл налог на общественные уборные, его сын Тит возмутился этим. На что отец ответил... Что ответил Веспасиан? Это выражение стало крылатым.

№ 21 - театрализованный вопрос.

Сценка «Сумасбродный император»

Выходят Император и Сенатор.

Император. Они ничего не понимают! Кого они приветствовали? Вот Авл настоящий бегун!.. Как жаль, что у римского народа не одна голова и её нельзя отрубить одним разом!

Сенатор. Это так, только тогда у тебя, мой император, не останется подданных! Да и сенат...

Император (перебивая). Да что мне сенат! Кто вы такие? Я по-зво-ляю вам делать вид, что вы что-то значите! Мой конь умнее всех вас вместе взятых! Кстати, это идея! Я присвою ему звание сенатора, и пусть он заседает вместе с этими глупцами! Ха-ха-ха!

Сенатор. О боги! (В сторону.) Нет предела сумасбродству этого человека! (Обращаясь к Императору.) Мой император, они же возненавидят тебя!

Император. Пусть ненавидят - лишь бы боялись!

Клио (обращаясь к исполнителям сценки). Спасибо нашим артистам. Кстати, этот император выполнил своё обещание. Он присвоил своему коню звание сенатора и приводил его на заседания. Назовите имя этого сумасбродного императора.

№ 22. У древних римлян богини молодости, прелести и веселья, распространяющие радость и очарование, изображались в виде трёх прекрасных девушек. Как их называли три... Итак, как их называли?

№ 23. Этот знаменитый римский поэт, живший и творивший в I в. до н. э., был признан в древности (и особенно в Средние века) носителем высшей мудрости. Именно его средневековый поэт Данте в поэме «Божественная комедия» изобразил как своего путеводителя в странствии по загробному миру. Назовите имя этого поэта.

Клио (после озвучивания правильного ответа). Имя его стало нарицательным и означает «опытный, мудрый путеводитель». Пусть же и для вас он будет мудрым путеводителем по страницам замечательной науки истории!

№ 24. Фортуна - в римской мифологии богиня слепого случая, счастья и несчастья. Будем надеяться, что вам она принесёт только счастье в сегодняшней игре. Она изображалась с повязкой на глазах, стоящей на шаре или колесе и держащей в одной руке руль, а в другой - рог изобилия. Руль указывал на то, что Фортуна управляет судьбой человека, рог изобилия - на благополучие, изобилие, которое она может подарить. А что символизировали шар или колесо?

Подведение итогов.

- Спасибо всем за игру. Желаем вам успехов!

Ответы:

№ 1. Левша.

№ 2. Волчицу.

№ 3. Ребёнок-старец: ребёнок с седыми волосами.

№ 4. Значения крылатых выражений:

1) Победа, которая хуже поражения.

2) Совершить решительный шаг, поступок.

3) Отказ от крайностей, риска.

4) Неожиданная измена друга.

5) Человек, резко отличающийся от остальных.

6) О применении права сильного.

7) Отложить дело надолго, никогда не сделать.

8) Умереть и попасть в загробный мир, где пребывают праведники.

9) Гармоничное развитие физических и духовных сил.

10) Поле битвы.

№ 5. Блицконкурс:

1.

1) Тибр; 2) принцепс; 3) Веста; 4) плебисцит; 5) Аппиева.

2.

1) Апеннинский; 2) Ромул; 3) Фортуна; 4) Гордый; 5) вето.

3.

1) Нобилитет; 2) триумф; 3) 30 лет; 4) Молния; 5) замужнюю римлянку.

4.

1) Катон Старший; 2) провинции; 3) Октавиан Август; 4) «потомки отцов»; 5) домашних богов.

5.

1) «Повелитель»; 2) Юлий Цезарь; 3) Марс; 4) патронами; 5) акведук.

№ 6. Взять ребёнка на руки.

№ 7. В храме богини Юноны.

№ 8. «Пришёл, увидел, победил».

№ 9. Исторические ошибки: на этот праздник допускались только женщины; праздник Доброй богини проходил только ночью.

№ 10. Детей обучали какому-нибудь ремеслу и продавали значительно дороже.

№ 11. «Трёхглавое чудовище».

№ 12. Цицерон.

№ 13. Меценат.

№ 14. В древности кусочки белого мрамора заменяли уличные фонари, так как сверкали под светом звёзд и луны и указывали путь.

№ 15. Трирема.

№ 16. Римский обед начинался с яиц и заканчивался фруктами.

№ 17. Марк Аврелий.

№ 18.

Аврора

5                  

Венера

9

Флора

1

Янус

8

Диана

10

Помона

2

Меркурий

3

Фортуна

4

Фурия

7

Юпитер

6

Игра со зрителями:

1) Пять; 2) Африканский; 3) «черепаха»; 4) гладиатор; 5) распятие на кресте считалось рабской казнью.

№ 19. Несли изображения родственников умершего.

№ 20. «Деньги не пахнут».

№ 21. Калигула.

№ 22. Три грации.

№ 23. Вергилий.

№ 24. Постоянную изменчивость судьбы.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия «Куликовская битва»

Игра аукцион по истории и географии для школьников

Внеклассное мероприятие по истории, 5 класс. Ремесла на Руси

Внеклассное мероприятие по истории 5 класс. Труд земледельцев

КВН по истории и географии

Нет комментариев. Ваш будет первым!