Форма урока: обобщающе-иллюстрированный.
Тип урока: комбинированный.
Методика подхода к уроку: формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, установление внутрипредметных и межпредметных связей; развитие у школьников навыков решения учебных задач.
Замысел урока: «Где это только возможно, обучение должно стать переживанием». (А. Эйнштейн.)
Содержание темы построить на логической последовательности познавательных задач, образовательный процесс представить как цель учебных ситуаций, познавательное ядро - учебно- воспитательные задачи, решаемые совместно в учительско-ученическом процессе. Создание условий, при которых учебная задача воспринималась бы учениками как личностно-значимая проблемная ситуация, требующая осмысления и решения. Завершить решение учебных задач самооценкой и коррекцией деятельности.
Организационные условия: «В подростковом возрасте очень важно дать возможность взглянуть на вещи собственными глазами, стать участником и судьей событий». (В. Сухомлинский.)
Убедительная мотивировка, четкая постановка цели деятельности и создание благоприятного психологического климата. Постепенное нарастание уровня знания и умений, то есть от уровня осознания до репродуктивного и конструктивного уровня.
Структура урока: сообщение темы, цели и задач урока; актуализация опорных знаний учащихся; ознакомление с инструкцией; подбор дидактических материалов, средств обучения и оборудования; выполнение работ учащихся под руководством учителя.
Цели и задачи урока:
Обучающие - закрепление знаний об окружающем мире - живой и неживой природе, обобщение единичных новых знаний в систему; активизация использования полученных знаний.
Развивающие - стимулирование мышления учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные - научить бережному отношению к природе; умению работать в коллективе; предвидеть и предупредить опасность.
«Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла». (В. А. Сухомлинский.)
Ожидаемые результаты по освоению содержания урока:
• учащиеся должны усвоить виды лесных и торфяных пожаров;
• сформировать представление о важности бережного отношения к природе;
• осознать опасность и последствия от лесных и торфяных пожаров для людей, народного хозяйства, экологии края.
Оборудование урока:
Для учителя: компьютер как источник учебной информации, активизации и мотивации познавательной деятельности учащихся; карта ____ области с указанием зон и очагов лесных пожаров за 20 ___ -20 ___ гг.; диаграмма лесных пожаров в регионе за последние 10 лет.
Для учащихся: тетрадь, карта микрорайона, где расположена школа с указанием точек возможного возгорания лесных массивов (работа, выполненная дома); карточка с незаполненной схемой «Виды лесных и торфяных пожаров»; лист самоконтроля; две памятки; учебник ОБЖ под редакцией А. Т. Смирнова.
Ролевые позиции учителя на уроке:
• учитель;
• партнер;
• координатор;
• воспитатель.
Эпиграф к уроку:
Человек на то имеет разум и науку, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия.
К. Э. Циолковский
1. Организационный момент.
• Приветствие.
• Сообщение темы, цели и задач урока.
• Мотивация учебной деятельности.
• Подготовка учащихся к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных понятий.
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. Усвоение ведущей идеи.
Вступительное слово учителя.
- Дорогие ребята, прежде чем перейти к изучению нового материала, вспомните, пожалуйста, с каким настроением, с какими намерениями вы приходите в лес. Если для того, чтобы отдохнуть от городской суеты, если идете с открытой душой и добрым сердцем для общения с природой, то милости просим, лесная сказка ждет вас.
Под спокойную мелодию идет демонстрация кадров документального видеофильма, посвященного жизни леса.
Ученица (читает стихотворение на фоне кадров).
...И мы пройдемся медленно по лесу,
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
И будем над цветками наклоняться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтобы увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
На экране — сосновый бор; плакучие ивы над речкой, трепетная березовая роща; поляна, усыпанная луговыми цветами; алые сопки от цветущего багула (рододендрона); могучие кедры; птичье гнездо с птенцами, проворная белочка, прыгающая с ветки на ветку...
Учитель. Лес - это наше национальное богатство. Он играет огромную роль в жизни людей: регулирует водный обмен; поглощает шум, диоксит углерода, твердые частицы пыли и, наконец, производит кислород. 60 % атмосферного кислорода вырабатывает лес, его называют «легкие планеты». Однако сегодня над человечеством нависла угроза оставить будущее поколение без «зеленого золота».
Музыка резко обрывается, и на экране появляются мрачные картины, кадры лесных пожаров. Лесная сказка исчезла. Жадные языки пламени пожирают все вокруг. Обуглившие деревья, черная выгоревшая земля. Густой дым закрыл солнце.
Учитель. Вы были свидетелями столкновения добра - мира природы с ее красотой и уникальностью, и зла, которое часто возникает по вине человека.
Вопрос. Мир вокруг нас - какой он, что это такое?
Ответы учащихся. Это живая и неживая природа.
Вопрос. Вспомните, что относится к неживой природе.
Ответы учащихся. Вода, солнце, воздух, почва, полезные ископаемые...
Вопрос. А что вы отнесете к живой природе?
Ответы учащихся. Человека, животных, птиц, рыб, насекомых и растения, лес. Ведь он тоже живой, это мы наблюдали, когда ходили в поход.
Вопрос. Что же в окружающем нас мире является главным богатством природы?
Ответы учащихся. Чистый воздух, чистая вода, цветущие леса.
Вопрос. Можем ли мы сегодня говорить о чистоте окружающей среды?
Ответы учащихся. Нет.
Вопрос. Почему? Перечислите, пожалуйста, природные опасности.
Ответы учащихся. Стихийные бедствия, лесные пожары, загрязнение вод, засухи, наводнения, степные пожары...
Учитель. Назовите главную опасность для леса.
Ученик. Лесные пожары и вырубки, после которых остаются древесные отходы, сучья, сухие ветки, пни. И все это может в любой момент стать горючим материалом для пожара.
Учитель. Вот мы с вами и подошли к основной теме урока. В содержании темы обозначены те вопросы, вокруг которых и пойдет наш разговор {на доске написан план содержания темы).
- Итак, тема нашего урока: «Лесные и торфяные пожары».
3. Знакомство с новым учебным материалом.
Учитель. Вы правы, когда сказали, что наибольшие потери лесов связаны с вырубкой и лесными пожарами. За счет этих факторов в России площадь лесов сокращается в среднем на миллион гектаров в год. Вы только попробуйте представить эту площадь сгоревшего леса! Поэтому защита лесов от пожаров в нашей стране, да и во всем мире, особенно актуальна. Но чтобы уметь защищать лес от пожаров, надо знать о них все. Знать, какие бывают пожары, по каким причинам они возникают, какую опасность в себе несут и как защищаться от лесных пожаров.
Что такое пожар? Что он собой сегодня представляет? Может, только в прошлом огонь был страшен людям? Может современный человек, вооруженный знаниями и мощной техникой, уже справился с этим бедствием? Однако жизнь показывает обратное. Ежегодно в нашей области происходят сотни пожаров, в огне гибнут люди, дома, сельскохозяйственные угодья, животные, тысячи гектаров лесных массивов. Большая часть пожаров возникает по вине человека.
Обратимся к диаграмме, свидетельствующей о количестве лесных пожаров в __________ за 10 последних лет (учитель комментирует цифры). 20 ___ год стал рекордным по количеству лесных пожаров, бедствий от палов сухой травы. Посмотрите на карту _____ области (она вывешена рядом с доской). Красными значками обозначены очаги, районы, зоны лесных пожаров. Картина ужасающая и впечатляющая!
Лесной пожар. Им называют стихийное неконтролируемое горение с распространением огня по лесной территории. Лесные пожары - это один из видов ландшафтных пожаров, а к ним относятся степные, луговые, болотные, тундровые и торфяные. Что служит горючим материалом? Прежде всего подстилающая растительность, торф, сухая трава, валежник, сухой мох, кустарник, подлесок, деревья. Какие виды лесных пожаров бывают? В зависимости от того, что горит, различают три основные вида:
• низовые (когда горит живой покров трав, подлесок, подстилка);
• верховые (горение крон деревьев);
• почвенные, их еще называют торфяными.
Почти любой пожар в лесу начинается с низового и при определенных условиях переходит в подземный или верховой. Низовой пожар можно считать основным видом лесных пожаров. Лесной пожар может переходить из одного вида в другой или является комбинацией двух и даже трех видов. Вы видели на экране практически все виды лесных пожаров и их последствия.
А сейчас откройте учебник на с. _____ и еще раз прочтите статью «Виды лесных пожаров». После знакомства с текстом мы с вами заполним незаконченную схему «Виды лесных пожаров» и запишем ее в тетрадь.
Учитель на доске заполняет свободные квадраты в схеме по ответам учеников.
Учитель. Задумался ли кто из вас над вопросом «Сколько стоит пожар?». К разговору на эту тему мы приглашаем инспектора пожарной части (если есть такая возможность).
Инспектор пожарной части дает анализ лесных пожаров на территории области. Рассказывает, приводя примеры, о причинах пожаров, акцентирует внимание на человеческом факторе, напоминает о действиях при возникновении лесного пожара, что делать при приближении лесного пожара. На примере какого- либо конкретного пожара знакомит учащихся с информацией: «Сколько стоит пожар?»
Учитель. У вас на столах лежат две памятки. Обратимся сначала к памятке «Что делать при приближении лесного пожара?»
А теперь внимательно прочтите вторую листовку «Обращение к местному населению в связи с лесными пожарами».
Учащиеся изучают памятки.
Учитель. Внимание на экран. Сейчас вы еще раз увидите кадры с лесными пожарами, и мы будем их сопровождать вопросами викторины.
Вопросы викторины:
• Назовите причины лесных пожаров.
• Какие виды лесных пожаров вы видите на экране?
• К какому виду относится пожар в лесу, горючим материалом которого стали опавшие листья, пни, сухие ветки, сухой мох?
• Как можно определить основное направление распространения лесного пожара?
• Вы видите горение без пламени. При каком виде лесного пожара оно возможно?
• Какой вид лесного пожара распространяется быстрее?
4. Подведение итогов урока. Заполнение листа самоконтроля.
Учитель. Итак, что мы с вами нового узнали? Узнали виды лесных пожаров, познакомились со статистикой лесных пожаров в нашей области. Теперь мы знаем, сколько стоит для нас пожар. Вспомнили правила поведения при лесных пожарах, а главное - осознали, что лес нужно беречь. Насколько полно каждый из вас усвоил новый материал, покажет «Лист самоконтроля».
Учащиеся заполняют лист самоконтроля.
Лист самоконтроля
Вопросы по теме «Лесные и торфяные пожары» |
Оценочная таблица |
1 |
2 |
Вид лесных пожаров, при которых горит надпочвенный слой? • низовой; • верховой; • торфяной; • луговой Горят кроны деревьев. К какому виду относится пожар? • степной; • луговой; • торфяной; • верховой Что главным образом губит людей при ландшафтном пожаре? • дым; • паника; • огонь; • воздух; • беспечность Направление движения спасающегося от лесного пожара? • напрямик через дымовую завесу; • по направлению ветра; • в наветренную сторону по ручью Где и как разведете костер? • на пригорке, где ветрено; • в углублении; • обложить кострище камнями; • рядом с кучей заготовленного хвороста; • под деревом; • рядом с палаткой; • убрать сухой мох и траву вокруг кострища Назовите причины лесных пожаров: • пал сухой травы; • молния; • брошенный окурок; • стекло; • незатушенный костер; • поджог Назовите подручные средства тушения пожара вокруг костра • лопата; • зеленый лапник; • песок; • дерн; • одеяло; • куртка; • палка С чего начнете тушение пожара? • с кромки огня; • с центра очага пожара • хаотично, где придется |
В этой графе учащиеся выставляют оценки: Да/нет Ответ «да» - 3 балла Ответ «нет» - 0 баллов |
Стрелками укажите последовательность действий.
Учащиеся заполняют лист самоконтроля.
Учитель. А теперь подсчитаем количество баллов. Если вы набрали свыше 50 баллов, значит, вы усвоили новый материал урока.
5. Проверка домашнего задания.
Учитель. А сейчас мы проверим домашнее задание. Напоминаю: вам нужно было на карте микрорайона отметить те участки территории, где возможно появление ландшафтных пожаров.
Учащиеся называют те участки, которые они отметили на карте. Учитель дает коллективную оценку учащимся за выполненное домашнее задание.
Домашнее задание: составить листовку, обращение или памятку для учащихся нашей школы о правилах поведения в лесу в пожароопасный период.
Конспект интегрированного урока по ОБЖ и химии в 11 классе
Активные формы познавательной деятельности на уроках ОБЖ
Системный подход к обучению ОБЖ
Нет комментариев. Ваш будет первым!