Цели урока:
1. Объяснение сущности терроризма.
2. Знакомство с понятием «толпа», ее видами, опасностями, возникающими в толпе.
3. Изучение правил поведения в толпе и во время террористического акта.
4. Развитие навыков совместной работы в классном коллективе.
Оборудование: проектор, плакаты «Терроризм - угроза обществу», карточки с заданиями, памятка.
Организационный момент, постановка цели урока.
Учитель объясняет тему урока, предлагая настроиться на активную работу.
Проверка домашнего задания.
Учащиеся предлагают свои варианты и проекты действий по выходу из ситуаций «Во время дискотеки началась потасовка, вызвавшая давку» и «Вас захватили в заложники хулиганы, ограбившие киоск». Организуется коллективное обсуждение предложенных вариантов.
Обоснование нового материала.
После обсуждения с учащимися ситуации, в которой школьник оказался заложником, демонстрируются фрагменты документального фильма, показывающего опасности в толпе, а также хроники террористических актов, происходящих в стране и за рубежом.
Учащиеся самостоятельно обозначают цели урока: изучение правил действий при угрозе террористических актов и в ситуациях, когда человек оказывается в толпе.
Безопасность в толпе.
Учитель дает определение толпы и ее типов, приводит примеры ситуаций, при которых возникают скопления людей, состояние паники, а также мест, где чаще возникает столпотворение. Объяснение сопровождается демонстрацией фрагментов учебного фильма.
Толпа - социально неорганизованное явление, возникающее в ситуации реальной или предлагаемой опасности, в ситуации ожидания неблагоприятного развития событий.
По характеру поведения выделяются:
• случайная толпа, люди, собравшиеся на месте какого-то происшествия;
• экспрессивная толпа, которая представляет собой группу людей, совместно выражающую протест или радость (митинг, болельщики-фанаты и т. д.).
• действующая толпа, которая проявляет активные действия относительно конкретного объекта (бегство из горящего дома, от взрыва, погромы хулиганами витрин магазинов).
Действующая толпа может быть:
• агрессивной (участники националистических выступлений, погромщики);
• спасающейся (люди, подвергшиеся панике в чрезвычайной ситуации);
• экстатической (люди, доводящие себя до исступления в совместных действиях, например, на стадионах, религиозных праздниках, концертах).
Психологи отмечают, что для толпы характерно состояние аффекта, неконтролируемых действий. Человек, который оказался в толпе, теряет способность рационально мыслить, у него снижается чувство опасности, повышается эмоциональность восприятия происходящего вокруг, внушаемость, подавляется чувство ответственности за собственные поступки, появляется ощущение силы и вседозволенности. Возникает некое чувство «стадности». Как показывает практика, в большинстве случаев у «человека толпы» раскрепощается инстинкт разрушения, который в обычной обстановке подавляется не только силой закона, но и совестью. Довольно часто участники массовых беспорядков впоследствии не могут поверить, что они могли во всем этом принимать участие.
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Где вы можете встретиться с угрозой от толпы?
2. Попадали ли вы в такую ситуацию?
3. Какие психологические качества необходимы человеку, оказавшемуся в толпе?
Учащимся даются рекомендации относительно того, что нужно предпринять, идя в места большого скопления людей:
• не берите с собой острый предмет;
• не берите лишних сумочек, папок, портфелей;
• не надевайте галстук или шарф;
• надевайте удобную обувь, желательно не на высоком каблуке и без шнурков, на молнии;
• застегивайте верхнюю одежду на все пуговицы (молнии), чтобы она плотно облегала фигуру;
• желательно не брать фотоаппарат или кинокамеру;
• мобильный телефон убрать во внутренний карман;
• возьмите с собой документ, удостоверяющий вашу личность;
• заранее узнайте, где находятся запасные выходы, наиболее опасные места (выступы, бордюры, пороги и т. д.).
Действия при угрозе и после террористического акта.
Одной из угроз современности, от которой не застрахован ни один человек, ни одно государство, является терроризм. Над современным обществом постоянно висит угроза террористических актов, направленных против людей.
Террор - запугивание, физическое насилие, вплоть до уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников). Террор может быть индивидуальным, направленным против одного конкретного человека, а также коллективный. Террор выступает как средство достижения различных целей.
Террорист - участник или сторонник актов террора.
Террористический акт - особо опасное государственное преступление, заключающееся в убийстве людей, причинении им тяжких телесных повреждений (террористические акты всегда носят публичный характер). Терроризм - политика и тактика террора, наиболее тяжкое общественно опасное преступление, которое создает угрозу безопасности граждан, общества, государства.
Основными целями терроризма являются:
• нарушение общественной безопасности;
• устрашение населения;
• массовая гибель людей как фактор устрашения;
• физическое устранение общественных и политических деятелей;
• дестабилизация деятельности органов власти;
• свержение существующего общественного и государственного строя в стране;
• акция возмездия в ответ на действия органов власти;
• вымогательство;
• нанесение экономического ущерба.
Способы осуществления террористических актов:
• применение стрелкового оружия;
• проведение взрывов и пожаров;
• захват заложников;
• использование химических, радиоактивных веществ и биологических средств;
• проведение диверсий;
• уничтожение транспортных средств;
• информационно-психологическое воздействие (распространение разных слухов).
Учащиеся приводят примеры террористических актов, совершенных в России и за рубежом.
Закрепление изученного материала (работа в группах).
Учащиеся работают с памяткой «Поведение в толпе» и «Если ты оказался заложником». Обсуждаются предложенные действия, предлагают свои. После этого школьники разрабатывают проект предстоящих действий по выходу из ситуаций: «На концерте, проходящем на городском стадионе, после распыления слезоточивого газа возникла паника» и «Во время проведения праздника на площади возникла паника», которые затем коллективно обсуждаются.
Домашнее задание:
1. Разработать проект действий по выходу из ситуации «Вы оказались в числе заложников в драмтеатре. Начался штурм».
2. Выполнить тестовые задания, обосновав свой ответ.
А. При освобождении заложников сразу же возникла перестрелка. Чтобы пуля не попала в тебя, лучше всего:
а) сразу лечь;
б) оглядеться в поисках укрытия;
в) можно укрыться за ближайшим автомобилем или под ним;
г) проскользнуть в подворотню, подъезд или окно первого этажа.
Вариант ответа: 1) все; 2) все кроме «в»; 3) только «а», «б» и «г».
Ответ: А 2.
Б. Что надо учитывать, укрываясь во время перестрелки?
а) угол обстрела;
б) пробивную способность руки;
в) возможность рикошета.
Ответ: Б 3.
Подведение итогов.
Учащимся задаются вопросы:
- В чем главная опасность толпы?
- Что необходимо знать, чтобы не стать жертвой толпы?
- Что представляет собой терроризм?
- Как можно уменьшить опасность террористического акта?
В заключение учитель напоминает, что главное условие
успешности действий, совершаемых человеком, оказавшимся в толе или в ситуации, связанной с терроризмом, - необходимость проявления бдительности, осторожности, хладнокровия, самообладания, выносливости, выполнения своего гражданского долга.
Активные формы познавательной деятельности на уроках ОБЖ
Системный подход к обучению ОБЖ
Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ в школе
Анастасия Ивановна Ветрова # 17 февраля 2022 в 23:36 +1 | ||
|