Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь.
М А. Балабан
Если патриотизм - это олицетворение любви к Отечеству, сопричастность с его историей, составляющая духовно-нравственной основы личности, гражданская позиция и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине, то военно-патриотическое воспитание призвано готовить подрастающее поколение к достойному служению Отечеству, защищать интересы страны. А это многокомпонентное образование, соответствующее всей системе требований общества и его Вооруженных Сил.
К числу ценностей, на которых основывается военно-патриотическое воспитание, относится:
• гражданский долг - постоянная внутренняя потребность в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям государства;
• воинский долг - система социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы народа и защищать Родину, верность военной присяге, всему тому, что выражено в Законах Конституции РФ, воинских уставах;
• воинское мастерство - уровень профессиональной подготовленности к выполнению военной службы в мирное время, в период подготовки и ведения боевых действий;
• профессионализм - степень овладения военных специальностей и умением успешно выполнять поставленные задачи.
И, наконец, признаем объективную взаимосвязь военно- патриотического и умственного воспитания; последнее формирует культуру умственного труда, значение которой огромно в свете современных высоких требований военной службы, предполагающих наличие у каждого воина способности оперативно находить оптимальные решения в экстремальных условиях. Ведь сама воинская служба для юноши - это уже экстремальная среда, где необходима психологическая и физическая подготовка.
Не умаляя роли внеклассной внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, считаем, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса.
Если каждый общеобразовательный предмет объективно располагает большим патриотическим потенциалом, зачем тогда, спрашивают многие, специальный раздел в предмете ОБЖ? Считаем, что этот раздел программы призван закрепить уже имеющиеся у учащихся знания, связанные с предвоенной подготовкой, привести их в систему, дополнив новыми знаниями (в объеме, соответствующем социальному заказу); научить применять на практике полученные на уроках знания и умения, иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера.
А что думают по этому поводу наши выпускники, которым скоро предстоит идти служить в армию?
Что нужно изменить в школе, чтобы лучше готовить школьников к военной службе? Такой вопрос был задан старшеклассникам на военно-спортивном слете.
- Надо полностью изменить систему преподавания раздела ОВС в школе. (Плотников А., 11 кл., Мангут.)
- Сделать процесс военно-патриотической подготовки не только полезным, но и интересным.
- В корне изменить отношение учителей - преподавателей других предметов и администрации школы к предмету ОБЖ.
- Увеличить количество часов и больше проводить практических занятий.
- Возродить во всех школах физкультуры, профильные отряды и клуб «Допризывник».
Трудно не согласиться: перед нами дельные, конструктивные предложения тех, кому предстоит идти на воинскую службу.
Урок по разделу ОВС является особенным звеном системы военно-патриотического воспитания школьников, то есть охватывает, в отличие от других предметов, не весь контингент учащихся школы. Кроме того, эта специальная программа предполагает не только военную подготовку, но и психологическую. Урок носит как обучающий, так и воспитывающий, развивающий характер. Для обеспечения более полной реализации функций учебного процесса необходимо определить исходные методологические позиции.
Приведем как пример построение урока.
Тема: Воинская присяга. Боевое Знамя воинской части
Тема занятий |
Военная присяга. Боевое Знамя воинской части |
1 |
2 |
Цель урока |
Сформировать убежденность учащихся в том, что в военной присяге воплощены законы Конституции, лучшие патриотические чувства. Раскрыть значимость этих чувств для будущего воина, гражданина (честность, правдивость, храбрость и мужество, высокая бдительность и преданность Родине и народу, дисциплинированность). Углубить знания школьников по истории военной присяги и порядке ее принятия, о Боевом Знамени (Флаге корабля), символе воинской чести, доблести и славы. Закрепить умение доказательно отстаивать свои взгляды и убеждения |
Психологическая характеристика ситуации урока |
Оказывать воздействие на эмоциональную сферу учащихся при показе героизма, мужества воинов, проявившихся в ходе выполнения присяги, при защите солдатом Боевого Знамени |
Воспитательно-дидактические средства, методические приемы, применяемые на уроке |
Постановка учебно-познавательных заданий. Сообщения учащихся с использованием материалов поисковой деятельности. Работа с учеником и рабочей тетрадью. Экскурсия в воинскую часть по заданной теме. Разбор реальных ситуаций военной службы, использование элементов урока - дискуссия. Использование знаний учащихся, полученных на уроках истории и литературы. Сюжетно-ролевая игра. Групповые упражнения |
Предложенный нами проект урока наглядно показывает, что урок формирует не только систему знаний и умений, но и обеспечивает развитие личности будущего воина. Цели урока соответствуют общим целям военно-патриотического воспитания: конкретны, реальны и взаимосвязаны, динамично развивающиеся и дополняющие друг друга.
Воспитательный эффект учебного процесса значительно повышается, если он протекает во взаимосвязи с системой внеклассной работы.
Специфика допризывной подготовки как особого звена системы заключается в том, что в ее рамках решаются задачи морально-психологической, военно-физической подготовки. Потенциал такой подготовки огромен, тем более важно оптимально использовать его в целях формирования гражданственных, патриотических и нравственных качеств личности.
Научить школьников видеть и слышать голос героической истории Отечества - первостепенная задача педагога. Поставить подростков в положение активных исследователей, увлечь их и заставить посмотреть вокруг себя не с потребительским чувством, а чтобы увидеть рядом с собой тех, кто является носителем боевых и героических традиций Родины - ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, ветеранов Вооруженных Сил России, чтобы как можно больше узнать о прошлом Отечества, научиться так же любить Родину, как ее любили их деды и прадеды, чтобы не разорвать связи времен и поколений, чтобы молодое поколение нового столетия по-настоящему считалось Наследниками Великой Победы. Прошлое Родины - это ключ к пониманию настоящего, это ориентир в будущее!
Проектная технология на уроках ОБЖ
Конспект интегрированного урока по ОБЖ и химии в 11 классе
Конспект интегрированного урока биологии и ОБЖ в 8 классе
Нет комментариев. Ваш будет первым!