Конкурсы

Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ в школе

Уроки ОБЖ и патриотическое воспитание

Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь.

М А. Балабан

Если патриотизм - это олицетворение любви к Отечеству, сопричастность с его историей, составляющая духовно-нравственной основы личности, гражданская позиция и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине, то военно-патриотическое воспитание призвано готовить подрастающее поколение к достойному служению Отечеству, защищать интересы страны. А это многокомпонентное образование, соответствующее всей системе требований общества и его Вооруженных Сил.

К числу ценностей, на которых основывается военно-патриотическое воспитание, относится:

• гражданский долг - постоянная внутренняя потребность в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям государства;

• воинский долг - система социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы народа и защищать Родину, верность военной присяге, всему тому, что выражено в Законах Конституции РФ, воинских уставах;

• воинское мастерство - уровень профессиональной подготовленности к выполнению военной службы в мирное время, в период подготовки и ведения боевых действий;

• профессионализм - степень овладения военных специальностей и умением успешно выполнять поставленные задачи.

И, наконец, признаем объективную взаимосвязь военно- патриотического и умственного воспитания; последнее формирует культуру умственного труда, значение которой огромно в свете современных высоких требований военной службы, предполагающих наличие у каждого воина способности оперативно находить оптимальные решения в экстремальных условиях. Ведь сама воинская служба для юноши - это уже экстремальная среда, где необходима психологическая и физическая подготовка.

Не умаляя роли внеклассной внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, считаем, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса.

Если каждый общеобразовательный предмет объективно располагает большим патриотическим потенциалом, зачем тогда, спрашивают многие, специальный раздел в предмете ОБЖ? Считаем, что этот раздел программы призван закрепить уже имеющиеся у учащихся знания, связанные с предвоенной подготовкой, привести их в систему, дополнив новыми знаниями (в объеме, соответствующем социальному заказу); научить применять на практике полученные на уроках знания и умения, иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера.

А что думают по этому поводу наши выпускники, которым скоро предстоит идти служить в армию?

Что нужно изменить в школе, чтобы лучше готовить школьников к военной службе? Такой вопрос был задан старшеклассникам на военно-спортивном слете.

- Надо полностью изменить систему преподавания раздела ОВС в школе. (Плотников А., 11 кл., Мангут.)

- Сделать процесс военно-патриотической подготовки не только полезным, но и интересным.

- В корне изменить отношение учителей - преподавателей других предметов и администрации школы к предмету ОБЖ.

- Увеличить количество часов и больше проводить практических занятий.

- Возродить во всех школах физкультуры, профильные отряды и клуб «Допризывник».

Трудно не согласиться: перед нами дельные, конструктивные предложения тех, кому предстоит идти на воинскую службу.

Урок по разделу ОВС является особенным звеном системы военно-патриотического воспитания школьников, то есть охватывает, в отличие от других предметов, не весь контингент учащихся школы. Кроме того, эта специальная программа предполагает не только военную подготовку, но и психологическую. Урок носит как обучающий, так и воспитывающий, развивающий характер. Для обеспечения более полной реализации функций учебного процесса необходимо определить исходные методологические позиции.

Приведем как пример построение урока.

Тема: Воинская присяга. Боевое Знамя воинской части

Тема занятий

Военная присяга. Боевое Знамя воинской части

1

2

Цель урока

Сформировать убежденность учащихся в том, что в военной присяге воплощены законы Конституции, лучшие патриотические чувства.

Раскрыть значимость этих чувств для будущего воина, гражданина (честность, правдивость, храбрость и мужество, высокая бдительность и преданность Родине и народу, дисциплинированность).

Углубить знания школьников по истории военной присяги и порядке ее принятия, о Боевом Знамени (Флаге корабля), символе воинской чести, доблести и славы.

Закрепить умение доказательно отстаивать свои взгляды и убеждения

Психологическая характеристика ситуации урока

Оказывать воздействие на эмоциональную сферу учащихся при показе героизма, мужества воинов, проявившихся в ходе выполнения присяги, при защите солдатом Боевого Знамени

Воспитательно-дидактические средства, методические приемы, применяемые на уроке

Постановка учебно-познавательных заданий. Сообщения учащихся с использованием материалов поисковой деятельности. Работа с учеником и рабочей тетрадью. Экскурсия в воинскую часть по заданной теме. Разбор реальных ситуаций военной службы, использование элементов урока - дискуссия. Использование знаний учащихся, полученных на уроках истории и литературы. Сюжетно-ролевая игра. Групповые упражнения

Предложенный нами проект урока наглядно показывает, что урок формирует не только систему знаний и умений, но и обеспечивает развитие личности будущего воина. Цели урока соответствуют общим целям военно-патриотического воспитания: конкретны, реальны и взаимосвязаны, динамично развивающиеся и дополняющие друг друга.

Воспитательный эффект учебного процесса значительно повышается, если он протекает во взаимосвязи с системой внеклассной работы.

Специфика допризывной подготовки как особого звена системы заключается в том, что в ее рамках решаются задачи морально-психологической, военно-физической подготовки. Потенциал такой подготовки огромен, тем более важно оптимально использовать его в целях формирования гражданственных, патриотических и нравственных качеств личности.

Научить школьников видеть и слышать голос героической истории Отечества - первостепенная задача педагога. Поставить подростков в положение активных исследователей, увлечь их и заставить посмотреть вокруг себя не с потребительским чувством, а чтобы увидеть рядом с собой тех, кто является носителем боевых и героических традиций Родины - ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, ветеранов Вооруженных Сил России, чтобы как можно больше узнать о прошлом Отечества, научиться так же любить Родину, как ее любили их деды и прадеды, чтобы не разорвать связи времен и поколений, чтобы молодое поколение нового столетия по-настоящему считалось Наследниками Великой Победы. Прошлое Родины - это ключ к пониманию настоящего, это ориентир в будущее!

Рекомендуем посмотреть:

Проектная технология на уроках ОБЖ

Конспект интегрированного урока по ОБЖ и химии в 11 классе

Конспект интегрированного урока биологии и ОБЖ в 8 классе

Активные формы познавательной деятельности на уроках ОБЖ

Системный подход к обучению ОБЖ

Нет комментариев. Ваш будет первым!