Организация самостоятельной деятельности на уроках ОБЖ

Организация и управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения ОБЖ

Главная отличительная черта современного урока - выполнение школьниками творческой самостоятельной работы. Следовательно, школьникам необходимо время на самоподготовку, которая включает работу с несколькими источниками информации и оформляется в виде творческого отчета (письменно или устно). По своей организации деятельность современного школьника напоминает деятельность студента, который готовится к взаимодействию с преподавателем на практическом или семинарском занятии.

К сожалению, в средней школе отсутствует планируемое время на самостоятельную работу, что явно противоречит требованиям современного образования и остро ставит проблему дефицита учебного времени, необходимого для качественного выполнения заданий самостоятельной работы.

Поиск путей решения проблемы дефицита времени привел к тому, что передовые преподаватели, развивая творческую личность школьника средствами предмета ОБЖ, стали изменять как форму организации учебной деятельности, так и структуру изучения содержания учебного предмета. Использование современных педагогических технологий обучения школьников и управления их познавательной деятельностью привели к трансформации урока как формы организации учебного процесса в учебное занятие. Понятие «учебное занятие» шире понятия «урок». Урок мы рассматриваем как частный случай учебного занятия. Учебное занятие характеризуется двояко: как организационная форма обучения и как временный отрезок процесса обучения, способного отразить все его особенности.

Как основная организационная форма учебного занятия целиком подчиняется всем закономерностям процесса обучения.

Творческие самостоятельные работы позволяют учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников.

К организации самостоятельной деятельности обучающихся на учебном занятии предъявляются следующие требования:

1) самостоятельная работа на любом уровне деятельности школьника;

2) каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы;

3) самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика;

4) уровень сложности задания для самостоятельной работы соответствует зоне ближайшего развития ученика;

5) содержание работы, форма ее выполнения вызывает интерес учащихся, желание эту работу сделать;

6) выполнение работы обеспечивается педагогической поддержкой и управлением деятельности школьника, ориентацией ученика на успешный результат.

В зависимости от цели и содержания учебного занятия в педагогической практике используется сочетание различных форм организации самостоятельной работы: фронтальной, индивидуальной, групповой, парной, коллективной. Успех познавательной деятельности учащегося во многом зависит от тщательности ее подготовки преподавателем, его умения организовать самостоятельную работу, управлять деятельностью школьников, уделять внимание классу в целом и каждому ученику.

Рассмотрим один из вариантов творческой, самостоятельной работы учащихся, используя методику разработки реферата.

Методика работы над рефератом

Работа над рефератом является методом организации учебно-познавательной деятельности, развивающей творческую мыслительную деятельность ученика, формирует аналитическое мышление, развивает навыки публичных выступлений, оценивает интенсивность самостоятельной работы.

В основу реферата входят: замысел, план и написание. Замысел - это выделение проблемы, формулировка темы. План предполагает сам процесс работы над рефератом (сбор информации, доказательств, примеров, сопоставление и доказательство фактов). Само действие - это написание, оформление работы, выступление с рефератом, ответы на вопросы, корректировка работы, обобщение и выводы.

Самостоятельная работа по военно-патриотической тематике сопровождается постановкой заданий, побуждающих самих учащихся к поисковой деятельности, решению проблем. Практически на всех темах раздела ОВС можно использовать реферативную работу, заменяя традиционный опрос на уроке, или ввода в объяснение новой темы реферативных сообщений учащихся, таким образом осуществляя принцип опережающего обучения.

Общая последовательность шагов в реализации технологии (по Дж. Шваба) следующая:

Шаг 1. Учащиеся узнают о содержании предстоящей работы.

Преподаватель знакомит учащихся с темой, содержанием предстоящей работы.

Шаг 2. Учащиеся выстраивают свое понимание замысла творческой работы.

Преподаватель осуществляет постановку проблемы, при которой школьники сталкиваются с затруднениями в написании работы. Затруднения могут быть связаны с поиском дополнительной литературы, данных, их трактовки, осмысления, построения выводов.

Шаг 3. Учащиеся выдвигают трудности научного познания как проблему для своей работы.

Преподаватель побуждает учеников к поиску возможных решений.

Шаг 4. Учащиеся намечают и реализуют свой собственный вариант построения плана сбора материала и описания содержания.

Преподаватель осуществляет консультирование по теме реферата.

Таким образом, реферативные работы должны предусматривать:

• раскрытие заявленной темы;

• наличие анализа;

• обобщение выводов;

• грамотное изложение материала и своей точки зрения.

Большое значение имеет защита (выступление) реферата. Это хороший речевой тренинг. Школьник должен обосновать тему, раскрыть проблему, сделать обоснованные выводы, показать культуру речи. Преподаватель оценивает содержание реферата, оформление работы (титульный лист, план, сноски, список литературы). Помощь в работе над рефератом могут оказать и родители. Это укрепляет связь с родителями, повышает значимость работы и помогает в профориентации.

На современном этапе обучения появились новые проблемы. Использование компьютера, Интернета, с одной стороны, расширяет информацию, помогает хорошо оформить работу; с другой - позволяет копировать чужие работы, книги, учебную литературу, и становится все труднее определить личный вклад автора в свою работу.

В работе над рефератом перед преподавателем стоят следующие задачи:

• составить рекомендательный список литературы;

• сделать обзоры библиографических пособий;

• разработать интересную тематику работ, позволяющую проводить самостоятельные работы;

• привлекать к защите рефератов учащихся среднего звена, а не только старшеклассников.

Во многих школах мы столкнулись с таким фактом: учащихся не обучают методике работы над рефератом, очень редко используют эту форму работы на уроках, а если и используют, то по принципу «...к следующему уроку, Иванов и Максимова, напишите рефераты на тему...».

Вот почему мы обратили ваше внимание именно на методику разработки реферата. А еще считаем, что метод реферативной работы надо использовать в старших классах. Встает вопрос: при дефиците времени где, когда обучать школьников этой методике? Организуйте «консультационный пункт» (дополнительные занятия), а чтобы привлечь школьников, введите в эти занятия что-то интересное и увлекательное, например разборку и сборку автомата Калашникова. Маленькая хитрость, но срабатывает.

При изучении раздела «Функции и основные задачи современных ВС РФ, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа ВС» рекомендуем ввести рефераты учащихся, которые дополнят изучение нового материала. Группа учащихся, которая работает над рефератами, идет с опережением процесса обучения. Получается союз преподавателя и учащихся в объяснении новой темы.

Для начала преподаватель определяет ряд вопросов, по которым посильно будет выступить учащимся:

• Вооруженные Силы РФ - государственная военная организация.

• ВС России - основа обороны страны.

• Почему и зачем нужна реформа ВС.

Мы понимаем, что вопросы сложные, поэтому надо подобрать для выступлений «сильных» учащихся, снабдить их необходимой литературой, договориться с учителем истории о консультациях для этой группы учащихся. Совместно с учениками разработать план работы над рефератом, помочь из источников справочной литературы выбрать только основное, главное, подкрепить примерами, фактами. Особую трудность школьник испытывает в составлении тезисов. Поэтому учащимся рекомендуется завести словарик для изучения понятий, терминов.

Такая работа занимает по времени около недели. Эффект огромный: школьники не только учатся писать и работать над рефератом, но и приобретают интерес к этому виду деятельности, получают навыки моделирования. К следующему уроку преподаватель привлекает другую группу учащихся, таким образом, в течение года все учащиеся пройдут «школу обучения» методике написания реферата.

В результате реферативной работы учащиеся овладевают следующими приемами:

• формулирование познавательной задачи;

• изучение понятий и правил по разделу предмета;

• поиск фактов, идей, необходимой информации, выявление противоречий, причин и следствий события;

• построение модели рассматриваемого объекта;

• принимание и толкование информации (выявление важных черт и т. д.);

• формулировка выводов.

Самым ценным в написании реферата является высказывание учащимися своего отношения к излагаемой теме, написание заключения, то есть обобщение проработанного материала.

Рефераты чаще используются на уроках, когда преподаватель ставит задачи по воспитанию гражданской зрелости учащихся, формированию положительного отношения к воинской службе, для этого необходимы знания воинского законодательства, правильного представления понятий о воинской дисциплине, долге.

Реферативной формой занятий лучше всего пользоваться после изучения большой темы или целого раздела учебного материала, когда учащиеся уже овладели определенными знаниями.

Например, как бы мы распределили тематику рефератов по разделу ОВС.

Раздел «Организационная структура ВС РФ». Виды ВС, рода войск, их предназначение

Темы рефератов:

• Составные части Сухопутных войск. Проиллюстрировать 4 вида.

• Основные предназначения Ракетных войск стратегического назначения. Раскрыть традиции воинского братства.

• Основные функции ВВС. Выпускники ДОСААФ знаменитые летчики-забайкальцы.

Раздел «Боевые традиции ВС России»

Темы рефератов:

• Патриотизм и верность воинскому долгу - важнейшие качества защитника Отечества.

• Боевое Знамя воинской части - символ воинской чести, славы и отваги.

Раздел «Уставы ВС»

Темы рефератов:

• Дружба, воинское товарищество - основа боевой готовности части и подразделения.

• Ордена - почетные награды за воинские заслуги.

• Ордена России современного этапа ее развития.

• Знамя Победы - символ боевой славы народа.

Ученые прогнозируют, что XXI век будет веком гуманитарной культуры. В современных условиях саморазвитие становится важнейшей педагогической задачей. Организационным обеспечением этого процесса является формирование навыков самоорганизации и самоуправления. Механизм саморазвития базируется на выявлении природных задатков и способностей детей. Педагог в этом процессе выступает как деловой партнер, помогающий ученику, соединяя таким образом управление и самоуправление. Неотъемлемым компонентом педагогической системы является организация наблюдений и фиксирование изменений в саморазвитии детей, развитие индивидуальных особенностей школьника через формы самостоятельной и исследовательской деятельности, каковыми является работа учащихся над сообщением, докладом, рефератом.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Каково место учебного процесса в системе военно-патриотического воспитания учащихся? Назовите ведущие функции учебного процесса в подготовке школьников к защите Отечества.

2. От чего зависит эффективность урока в формировании личности гражданина патриота?

3. По какому принципу вы будете располагать уроки разных типов в системе учебных занятий, направленных на подготовку юношей к защите Родины?

4. Чем отличается построение системы уроков от поурочного планирования? Каковы признаки системы урока?

5. Определите эффективность урока с точки зрения его влияния на военно-патриотическое развитие личности.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного урока биологии и ОБЖ в 8 классе

Проектная технология на уроках ОБЖ

Конспект интегрированного урока по ОБЖ и химии в 11 классе

Системный подход к обучению ОБЖ

Активные формы познавательной деятельности на уроках ОБЖ

Нет комментариев. Ваш будет первым!