Автор: Шерстобитова Ирина Владимировна, воспитатель I категории МБДОУ №113 г. Архангельск
Авторская программа психологического сопровождения педагога «Путь к успеху»
Аннотация: Авторская программа по сопровождению педагогов - стажеров в ОУ послужит помощником специалистам ОУ для сплочения педагогического коллектива в современных условиях модернизации образования, программа рассчитана на 2 года.
Тема: «Психологическое сопровождение деятельности педагога – стажиста в сфере внедрения ИКТ в ДОУ»
Участники программы: педагоги со стажем работы от 15 лет
Срок реализации программы: 2 года
Актуальность и социальная значимость психологического сопровождения инновационной деятельности педагога в ДОУ.
Сегодня одним из актуальных вопросов в сфере образования остается информационные технологии (далее ИТ), которые так активно внедряются и развиваются в жизнедеятельности современного человека. Для обозначения понятия «информационные технологии» в педагогической литературе используются разные подходы. Мы будем ориентироваться на общепринятое определение ИТ как процессы, методы поиска, сбора, формирования, хранения, обработки, представления, предоставления, передачи, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации. В нашей стране существует ряд государственных документов, в которых говорится о том, что внедрение и развитие ИТ в образовании – одно из приоритетных направлений государственной политики.
Современная практика образования характеризуется активным включением большинства педагогов в инновационную деятельность. Под инновационной педагогической деятельностью понимается освоение педагогами новых, инновационных способов организации образовательного процесса, использование в воспитании детей современных методик и технологий. Но не все педагоги ДОУ в силу отсутствия умений пользоваться ИТ, готовы к серьезной поисковой работе, разработке авторских программ, проектов, современных педагогических технологий, позволяющих совершенствовать образовательный и воспитательный процессы с помощью ИКТ. Таким педагогам необходима психологическая подготовка к осуществлению грамотной деятельности по использованию ИТ в своей работе.
Овладение ИКТ и применение этих знаний, умений и навыков в педагогической деятельности у большинства педагогов - стажистов (педагогический стаж 15 и более лет) может быть связана со значительными психологическими проблемами: эмоциональные переживания педагога, негативное состояние, вызванное инноватикой, тревога, страх и другое. Если одни педагоги, включаясь в инновационную деятельность, постоянно стремятся к самосовершенствованию, самообразованию, повышению уровня своей профессиональной компетентности в вопросах реализации или разработки инноваций, то другие педагоги могут воспринимать это как дополнительную нагрузку, которая требует затрат личного времени и усилий и не приносит удовлетворения собственным педагогическим трудом. На наш взгляд, в первую очередь, у таких педагогов необходимо формировать мотивацию для участия в овладении современными ИТ и их применении в дошкольном учреждении. В связи с этим, было решено разработать для таких педагогов программу психологического сопровождения.
Цель программы: Способствовать активному участию педагогов - стажистов в внедрении и применении ИТ в дошкольном учреждении.
Задачи программы:
1. изучить уровень готовности педагогов - стажистов к инновационной деятельности;
2. формировать мотивацию педагогов - стажистов к активному применению ИТ в педагогической деятельности;
3. развивать способности педагогов к инновационным преобразованиям, к преодолению инновационных барьеров;
4. формировать у педагогов потребность в непрерывном саморазвитии, самообразовании;
5. создать условия для сплочения педагогического коллектива, укрепления эмоционально благоприятных взаимоотношений среди педагогов ОУ.
Формы работы: семинар – практикум, круглый стол, консультация, мозговой штурм, групповая дискуссия, деловая игра, тренинги, педагогический фестиваль, мастер – класс.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. Готовность педагога применять свой высокий уровень ЗУН в области ИКТ
2. Готовность педагога продуктивно взаимодействовать с инновационным опытом коллег, обобщать и распространять свой опыт в области инноваций
3. Готовность педагога воспринимать критику, гибко реагировать на различные ситуации и контролировать свои действия
4. Формирование адекватной самооценки личности педагога
5. Овладение педагогом социально – коммуникативными компетенциями, навыками налаживания эффективного взаимодействия в коллективе
6. Педагог будет иметь высокий уровень навыков работы с различными информационными технологиями.
Критерии эффективности реализации программы:
1. Осознание необходимости педагогами в овладении и применении ИТ в педагогической деятельности;
2. Готовность педагогов к участию в творческой деятельности по нововведениям в ДОУ;
3. Уверенность педагогов в том, что нововведения оказывают эффективный результат в личностном и профессиональном росте;
4. Высокий уровень технической готовности педагогов к выполнению работы, связанной с ИТ;
5. Позитивная оценка педагогов своего предыдущего опыта работы в инновационной деятельности;
6. Готовность педагогов к дальнейшему саморазвитию и самообразованию.
Содержание программы:
I. Диагностический этап
Цель: выявить уровень готовности педагогов к инновационной деятельности в ДОУ и изучить способность педагогов к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности.
Диагностический пакет представлен следующими методиками:
1. Методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (модификация методики Т.В. Морозовой)
Цель: выявить спектр условий, которые оказывают влияние на развитие инновационной деятельности педагогов.
2. Карта педагогической оценки способностей педагога к инновационной деятельности
Цель: показать уровень готовности педагогов к инновационной деятельности.
3. Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина)
Цель: изучить способности педагога к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности.
4. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко)
5. Анкетирование педагогов, анкета «Выявления уровня владения ИТ»
Цель: выявить уровень владения и представления педагогов о информационных технологиях.
Дополнительные: методика измерения ригидности (гибкости) личности (Н.В. Киршеев, Н.В. Рябчиков); методика контроля / самоконтроля педагогических воздействий (Л.М. Митина).
II. Основной этап: Реализация программы «Путь к успеху»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ
Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников
Перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания детей 4-5 лет
Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ