Конспект НОД в старшей группе на тему «Звуки [3], [3'] в гостях у Золушки»
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей, подготовительной к школе группе (5-7 лет) по теме "Звуки [3], [3'] в гостях у Золушки".
Данный материал будет полезен логопедам, воспитателям. Это конспект итогового занятия, направленного на фонетико - фонематическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
— Познакомить с оппозиционными по твердости-мягкости звуками [з-з'], учить различать их, закрепить умение характери¬зовать звуки, учить выполнять звуко-слоговой анализ слова, познакомить с буквой «з», закре¬пить навык чтения и письма.
— Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память, логическое мышление.
— Воспитывать умение действовать в подгруппе слаженно, уважать и слушать товарищей, педагога.
Предварительная работа:повторение сказки «Золушка».
Оборудование: кукла Золушка, шкатулки с картинками, симво¬лы звуков, буква «з», игра «Ук¬рась платье», карандаши, картина «Зима», схемы звукового анализа слов, буквы, мяч, игра «Зашифрованное слово».
Ход занятия
Организационный момент
Логопед загадывает детям загадку: «Догадайтесь, из какой сказки наша гостья? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, еще она потеряла хрустальный башмачок». (Педагог показывает детям игрушку — Золушку в платье с заплатами.)
Психогимнастика.
Логопед предлагает детям вспомнить сказку и показать, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, изобразить злую мачеху и ее дочек, показать, какое доброе лицо было у Волшебницы. Затем педагог просит детей помочь Золушке выполнить задания, которые приготовила для нее злая мачеха, чтобы и она могла побывать на балу.
Определение темы занятия.
Логопед показывает детям две шкатулки и сообщает, что там на¬водятся картинки, которые необхо¬димо назвать и постараться опре¬делить одинаковый звук в словах. Сначала дети называют картинки из первой шкатулки: зонт, зубр, замок, заяц. Определяют, что оди¬наковый во всех словах звук [з]. Далее называют картинки из вто¬рой шкатулки: зима, зебра, корзина, газета. Дети определяют, что одинаковый в этих словах звук [з']. Логопед спрашивает у детей, с ка¬кими звуками они будут знакомиться сегодня и какие звуки будут им помогать выполнять задания злой мачехи? (Звуки [з], [з']).
Характеристика звуков.
Логопед сообщает следующее задание злой мачехи, просит про¬изнести звук [з] и посмотреть на свою артикуляцию (работа с зеркалами). По наводящим вопросам педагога дети дают полную ха¬рактеристику звуков [з], [з']. Ре¬бята рассказывают о том, что де¬лают губы, какое положение при¬нимают зубы, язык. Сообщают о том, как звучит звук [з]. (Твердо.) Какая фишка нужна для обозна¬чения этого звука? (Синяя.) Какая мягкая пара у звука [з]? Какая фишка нужна для обозначения этого звука? (Зеленая.) Почему?
Знакомство с буквой
Педагог знакомит детей с бук¬вой «з». Читает четверостишие:
«На эту букву посмотри: она совсем как цифра... три».
— На что еще похожа буква «з» ? Нарисуйте ее в воздухе, на ковре, изобразите с помощью пальцев.
Физминутка.
Игра «Наоборот»
Чтобы работалось весело и быстро, педагог предлагает поиг¬рать в игру «Наоборот». Если учитель называет твердый слог, дети, наоборот, — мягкий, если он называет мягкий, дети — твер¬дый. Например «за — зя».
Игра «Укрась платье».
Логопед сообщает детям о том, что необходимо украсить платья сестер узорами, подбирая фигуры с картинками для каждого пла¬тья. Логопед спрашивает детей, какой звук должен слышаться в названии картинок на платье сес¬тры Злюки? ([з].) А на платье се¬стры Разини? ([з'].)
Для того чтобы выполнить бы¬стрее это задание злой мачехи, дети делятся на две команды. После выполнения задания про¬водится взаимопроверка.
Работа по индивидуальным карточкам
Следующее задание злой маче¬хи заключается в том, что каждо¬му ребенку надо рассмотреть свою картинку, определить, где в сло¬ве слышится звук [з] или [з'] (в начале, середине или в конце сло¬ва), и закрасить нужным цветом нужную клеточку в схеме слова. Детям предъявляются картинки: зонт, заяц, зебра, ваза, роза, га¬зета. После выполнения задания дети проводят взаимопроверку.
Звуковой анализ слов.
Логопед просит посмотреть на картину (зима) и догадаться, что это за слово? Подсказка — в этом слове слышится один из звуков, с которыми сегодня познакоми¬лись ребята. Дети делят слово на слоги, называют первый, второй слоги, выполняют звуковой ана¬лиз слова зима. Один ребенок ра¬ботает у доски и дает полную ха¬рактеристику звуков в слове.
Игра «Разгадай слово».
Педагог предлагает следующее задание. На карточке зашифрова¬но слово — лезарко. Каждая буква разного цвета. Чтобы получилось слово, необходимо ориентировать¬ся на подсказку в виде цветных вертикальных полос, которые стоят я том порядке, в котором надо поставить буквы. Дети разгадывают слово зеркало. Логопед достает небольшое зеркало и сообщает, что теперь Золушка может привести себя в по¬рядок, чтобы отправиться на бал, и ребятам надо выполнить последнее задание злой мачехи.
Игра «Зашифрованное слово».
Задание заключается в том, что каждый из ребят получает карточ¬ку с зашифрованным словом, которое должен разгадать и напечатать его в своей тетрадке (на карточках слова, где каждая буква разного цвета, слово зашифровано цветны¬ми палочками, каждая из которых соответствует какой-то букве и стоит в необходимом порядке). Слова: «БУЗ» (зуб), «ЗОКА» (коза), «ТОНЗ» (зонт), «АЗАВ» (ваза), «ЗАРО» (роза), «БРУЗ» (зубр).
Итог занятия
Золушка появляется в красивом платье, благодарит ребят то, что они помогли ей и она может отправляться на бал.
Логопед просит детей показать, какое настроение у Золушки сейчас. Спрашивает о том, какие звуки помогли им справиться с заданиями злой мачехи?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения
Конспект НОД в старшей логопедической группе
Конспект занятия в старшей логопедической группе
Конспект индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия. Старшая группа
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»
Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»
Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»