Урок литературы в 10 классе
Тема «Традиции Ф.М. Достоевского в социально-философской повести В.Г.Распутина «Живи и помни».
Автор – Бякова А.В.
Данный урок ставит своей целью приобщение к духовно-нравственным ценностям русского народа на примере обсуждения социально-философской повести В.Г. Распутина «Живи и помни» в сравнении с философским романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Задачи урока:
• познакомиться с жизнью и творчеством В.Г.Распутина,
• провести сравнительный анализ произведений Ф.М.Достоевского и В.Г.Распутина с целью более глубокого постижения образов,
• выявить историко-литературные закономерности развития социально-философской прозы в новых исторических условиях,
• совершенствовать умение литературоведческого анализа художественного текста,
• воспитывать чувство гражданственности и патриотизма,
• дать представление о нравственной основе поведения: неприятие предательства, ощущение близости со своим народом,
• развивать навык групповой работы, публичного выступления, самостоятельности суждений.
Тип урока – семинар (позволяет глубоко и разносторонне обобщить материал, воспитывает творческое отношение к учебному труду)
Предварительная подготовка –
• класс разделён на группы или пары, в зависимости от количества детей
• группа выбирает вопрос для самостоятельного изучения
• создание опорного плана-конспекта
• подготовка мультимедийной презентации (по необходимости)
• консультация учителя.
Вопросы для подготовки:
1. Творческий путь В.Г.Распутина.
2. История взаимоотношений Настёны и Андрея.
3. Почему Андрей совершает предательство? Какие черты характера составляют суть его личности?
4. Можно ли назвать образ Гуськова трагическим и почему?
5. Как ведёт себя Настёна, узнав о предательстве мужа? Какие чувства движут её поступками?
6. Как происходит процесс «озверения» Андрея Гуськова?
7. Возможно ли для Андрея нравственное «воскресение» и почему?
8. Какую роль в повести играют сны?
9. Что определяет развязку конфликта? Почему Настёна делает такой выбор?
10. В чём смысл заглавия повести?
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя. Постановка и актуализация темы. Постановка проблемных вопросов, ответы на которые необходимо сформулировать после проведения семинара:
- Как развивает В.Г. Распутин в своём творчестве традиции социально-философской прозы ХIХ века?
- Что сближает и что разъединяет Родиона Раскольникова и Андрея Гуськова?
- В чём преступление Настёны и справедливо ли её наказание?
2. Сообщение учащихся о творческом пути В.Г. Распутина.
Запись в тетрадь основных его произведений:
«Деньги для Марии» (1967 год)
«Последний срок» (1970 год)
«Живи и помни» (1974 год)
«Прощание с Матёрой» (1976 год)
«Пожар» (1985 год)
3.
Обсуждение прочитанной повести: предлагается прокомментировать высказывание В.П. Астафьева, назвавшего «Живи и помни» одной из лучших книг о минувшей войне, отметив её «потрясающую, глубокую трагичность». Учащиеся высказывают своё мнение о прочитанном, опираясь на
вопросы учителя:
1) В чём сила этого произведения?
2) Почему повесть никого не оставляет равнодушным?
3) Почему нас так взволновал финал произведения?
1) Сообщения учащихся. При необходимости они дополняются мнениями других ребят по указанному вопросу, сопровождаются комментариями учителя.
История взаимоотношений Андрея и Настёны.
Педагог подводит учащихся к мысли о том, что трагедия этой семьи в том, что преступление не может быть прощено даже любовью, ибо она разбивается о непонимание, нежелание повернуться к людям (и при этом проводятся первые параллели с романом «Преступление и наказание», где это прощение наступает).
- Что привело Андрея Гуськова к преступлению? Почему герой оказался способен на него? Какова роль детали в понимании этого образа (например, топор)?
- Почему Андрей Гуськов не является для нас трагическим героем? Что объединяет и что разъединяет его с Родионом Раскольниковым?
5. Рассуждение по опорной схеме: (запись в тетрадь)
Если у Родиона Раскольникова цель преступления - помочь бедным и несчастным людям, то у Андрея Гуськова - спасти собственную жизнь.
Преступление Раскольникова подчёркивает добрую человеческую натуру героя: он не может пересилить себя, цель противопоставлена средствам. Гуськов, наоборот, не хочет нести ответственности за свои поступки, перекладывает груз вины на Настёну, обостряются отрицательные качества героя. Поэтому Раскольников глубоко страдает от разобщённости с людьми, а Гуськов обижен на людей за свою судьбу
Вывод:
Раскольников - трагический герой, способный вызвать сопереживание у читателя
Гуськов - не трагический герой, вызывающий осуждение и неприятие у читателей.
6. Работа с текстом. Ребята зачитывают из «Эпилога» (Ф.М. Достоевский) и повести Распутина цитаты, отвечающие на следующие вопросы:
1) Как намечается путь воскресения измученной души Раскольникова?
2) Как относится Раскольников к Соне?
3) Как относится Гуськов к Настёне?
4) Какие примеры могут доказать нам, что проходит процесс «озверения» Андрея? (убийство козы, воровство, «дружба» с волком, желание сжечь мельницу, убийство телёнка).
7. Рассуждение по опорной схеме: Почему Настёна, покрывающая дезертира-мужа, вызывает скорее жалость, чем презрение?
Настёна пытается сохранить семью, потому что ждёт ребёнка, остро чувствует природу, глубоко страдает за себя и мужа
Андрей разрушает природу, грубо и жестоко относится к жене. Убийство телёнка – стремление к вседозволенности
Читатель испытывает жалость к героине .
Читатель испытывает презрение к герою.
8.
Сны в понимании внутреннего мира героев и идейного смысла
произведения. Можно привести примеры из разных произведений.
9. Осмысление финала. В чём трагедия Настёны? Обратить внимание на мастерство писателя в создании героев - образ Настёны постоянно усложняется на фоне бледнеющего образа Андрея.
Героиня отдает жизни намного больше, чем жизнь даёт ей.
Стыд – одно из самых ярких проявлений нравственного самосознания.
11. Подведение итогов.
Учащимся предлагается насколько цитат и высказываний (наглядно представленных): они выбирают, зачитывают и обосновывают, почему именно эту цитату они выделили в качестве своего читательского вывода.
«Сладко жить, страшно жить, стыдно жить…» (В.Распутин)
«Самый тяжкий стыд и великое мучение – это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив» (М.Горький)
«Я писал не только и меньше всего о дезертире…а о женщине» (В.Распутин)
«Повесть Распутина не о дезертире, а о русской женщине, великой в своих подвигах и несчастьях, хранящей корень жизни» (А.Овчаренко)
«Живи и помни, человек, в беде, кручине, в самые тяжкие дни и испытания: место твой – с твоим народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразумением ли, оборачивается ещё большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя» (В.Астафьев)
12. Рефлексия. Учащиеся высказывают своё мнение об уроке, о проблеме, которая обсуждалась на нем, дают оценку сообщениям товарищей.
13. Домашнее задание.
Советуем почитать:
- В. Быков «Обелиск», «Волчья стая», «Сотников»
- Б. Васильев «Завтра была война», «В списках не значился»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по литературе в 10 классе. Русский характер в творчестве Лескова
Семья в романе Толстого "Война и мир"
Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе в 9 -11 классах
Дидактические материалы по литературе, 10 класс
Похожие статьи:
Литературный спектакль для старшеклассников. Сценарий
Урок литературы, 10 класс. Творчество Достоевского
Урок литературы «Петербург Достоевского по роману «Преступление и наказание»», 10 класс
Урок литературы, 10 класс. Сочинение по драме «Гроза». Конспект
Урок литературы, 10 класс. Наташа Ростова