Вид проекта: информационно- исследовательский
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь - май)
Участники проекта: дети 6- 7 лет
Проблема, её актуальность
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице. Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представления о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.
К. Д. Ушинский писал, что «
образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».
Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях получают ранения и гибнут дети. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят из-за беспечности, безответственного отношения со стороны взрослых к их поведению на улице, по неосторожности детей, из–за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д., беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.
Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятности нежелательных происшествий с ним на дороге.
В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению Правил дорожного движения.
Цель проекта
формирование навыков безопасного поведения на улице и по дороге в детский сад
Задачи:
1)Углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее
2)Расширять знания детей о ПДД для пешеходов и пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице
3)Продолжать знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями
4)Расширять знания детей о видах транспорта
5)Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения
6)Составить и отработать индивидуальный безопасный маршрут из дома к детскому саду
7)Воспитывать в детях грамотных пешеходов
8)Развивать моторику рук
Прогнозируемый результат реализации проекта «Дорога и дети»
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
- знание правил безопасного поведения на улицах .
- умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
- умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
- способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
- представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Этапы работы над проектом
Цель: определить основные направления работы.
Подбор материала по Правилам дорожного движения (приобрести новинки методической и детской литературы, найти современную познавательно-развивающую информацию о ПДД для дошкольников, оформление подписки на детский журнал «Путешествие на зелёный свет», подбор раскрасок по ПДД для дошкольников.
Изучение Положений о региональных и муниципальных конкурсов по ПДД для дошкольников, подбор необходимого материала, пособий, оборудования, проведение предварительной работы, разработка конспекта мероприятия, презентации.
Создание развивающей среды для изучения ПДД – центр ПДД.
Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях.
Просмотр видеоматериала.
Знакомство с литературными произведениями: С. Михалков «Светофор», «Скверная история», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…», «Постовой», «Продуктовая машина»,О. Бедарев «Если бы…», Н. Носов «Автомобиль», В. Головко «Правила движения», (авторские сказки воспитателей)
Энциклопедия «Как вести себя на улице» Г.П. Шалаева
Слушание СD диска «Дорожные приключения» с участием Е. Весника Энциклопедии «Авто¬мобили», «Само¬лёты», «Техника»., «Военная техника» и др. «Мяч» С.Маршак. «Кто храбрей» А.Гангов. «Самокат» Н.Кончаловская.
«Машина моя», «Это еду я бегом» В. Берестов . «Велосипедист» С.Михалков. Г. Варшавский «Про Петра и про Егора, про сигналы светофора» , С. Михалков «Шагая осторожно», А. Эльдман «Эти ребята приятели были»; И. Яворская «Дети и дорога», А. Дорохов «Шлагбаум» и т.д.
Изготовление дидактических игр по ПДД.
Дидактических:
«Подумай – отгадай»,
«Красный – зеленый»,
«Какой это знак?»,
«Кто больше знает?»,
«Собери машину»,
«Угадай-ка»,
«Отгадай-ка»,
«Объясни»,
«Тормозной путь»,
«Подбери к ситуации соответствующий знак»,
«Дорожные ловушки» и т.д.
Подвижных:
«Воробышки и автомобиль»,
«Цветные автомобили»,
«Ловкий пешеход»,
«Пешеходы и транспорт»,
«Фигурное вождение велосипеда,
самоката» и т.д.
Подбор методического, демонстрационного, дидактического материала для кружка «Светофор»
Проводится первоначальный мониторинг знаний детей, выявляются пробелы в знаниях, составляется план работы кружка «Светофор»
Цель: провести мероприятия проекта по профилактике детского дорожного травматизма.
1.
Участие в региональном конкурсе «Безопасное колёсико» (сентябрь 2011 года).
Цель конкурса - совершенствование деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения на дороге при управлении транспортным средством, привитие дошкольникам устойчивого интереса к изучению Правил дорожного движения.
– на муниципальном уровне-2 место
2. Просмотр и обсуждение видеоматериала «История создания светофора», (познакомить с историей создания светофора, изготовление плоскостных макетов транспортного светофора)
3. Посещение мини-музея в средней группе «История изобретения велосипеда» (познакомить с историей изобретения велосипеда)
4. Экскурсии по п.Апраксино «Дорожные знаки посёлка», «Транспорт посёлка»
5. Акция совместно с инспектором ГИБДД Костромского района и детьми Апраксинской школы «Подари частичку своего сердца».
Поделки – сердечки изготовили воспитанники детского сада 6- 7 лет - март 2012 года.
6. Проведение мероприятий по плану работы кружка «Светофор»:
«Кто поможет на дороге» - закрепление знаний о начертании и значении дорожных знаков,
«Придумай свой дорожный знак» (рисование)
Обыгрывание дидактических и подвижных игр по ПДД
Практическая совместная и самостоятельная деятельность в центре ПДД
Составление безопасного маршрута из дома в детский сад, исследование опасных участков маршрута, найти способы их избежать, изобразить, какие бы знаки они поставили на этих опасных участках
Цель: обобщение полученного опыта
Участие в региональном конкурсе «За безопасность всей семьёй».
Цель конкурса – совершенствование деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с целью формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дороге, привитие дошкольникам устойчивого интереса к изучению Правил дорожного движения, вовлечение родителей в процесс обучения детей навыкам безопасного поведения на дороге.
1 этап - спортивный праздник «Дорожные старты» (февраль 2012 года) на муниципальном уровне – 1 место
Игровая аттестация детей, посещающих кружок (на компьютере дети решали предложенные электронные тесты на знание ПДД для дошкольников)
Цель: выявление знаний, умений и навыков детей по ПДД . После того, как тест ы были пройдены и получено достаточно баллов, дети получили шуточное удостоверение маленьких водителей.
Создание мультимедийной презентации (демонстрация слайдов и доклад «Из опыта работы»)
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Безопасность» (учебно- методическое пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего возраста) изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2002 г.
2. К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина «Твоя безопасность: как вести себя дома и на улице» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) 2- е изд… М.: Просвещение 2000 г.
3. Л. А. Вдовиченко «Ребёнок на улице» изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2008 г.
4. А. В. Горская «Правила- наши помощники» (учебно-наглядное пособие) изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2006 г.
5. Т.И. Данилова «Программа «Светофор» (Обучение детей дошкольного возраста ПДД) Детство- Пресс 2009 г. С- Пб.
6. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Москва: ТЦ «Сфера» 2007 г.
7. В. Н. Кирьянова «Дорожная безопасность» (учебная книжка-тетрадь) Москва: изд. «Дом Третий Рим» 2005 г.
8. В.Р. Клименко «Обучение дошкольников ПДД»
9. Л.Б. Поддубная «Правила дорожного движения» Корифей - издательско-торговый дом Волгоград
10. «Сказка, которая сохраняет жизнь» Кострома 2004 г.
11. О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения» Москва 2007 г.
СД диск «Дорожные приключения»
12. Детские журналы «Путешествие на зелёный свет»
13. Компьютерные развивающие игры для дошкольников «Дракоша и ПДД», «ПДД для дошкольников»
Рекомендуем посмотреть:
Конкурсно-игровая программа по ПДД в старшей группе «Мой друг-велосипед»
Проект в детском саду «Эти разные мячи»
Информационно- исследовательский проект в подготовительной группе
Проект для детского сада по формированию познавательных способностей «Блоки Дьенеша в гармоничном
Похожие статьи:
Творческий проект в старшей группе по теме «Загадочный мир насекомых»
Педагогический проект во второй младшей группе детского сада
Особенности использования педагогом проектного метода в дошкольном образовательном учреждении
Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Скоро в школу»
Педагогический проект в средней группе «Правила дорожные знай и соблюдай!»