Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рабочая программа по русскому языку 2 класс, школа России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ - 2 КЛАСС (ПНШ)
Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
• Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования.
• Авторской программы по предмету «Русский язык» (Программа по русскому языку (Авторы: Н. Г. Агаркова, М.Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А.Байкова, Н.М.Лаврова) («Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2013 г. – В 2 ч. Ч.1.);
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта НОО, сделавшего упор на формирование универсальных учебных действий (УУД), на использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни и концепцией УКМ «Перспективная начальная школа».
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий, в ней учитываются межпредметные и внутрипредметные связи, логика учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Цели программы

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
• познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
• социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием.
Согласно учебному плану образовательного учреждения во 2 классе 136 ч. (4 ч. - в неделю, 34 учебные недели)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
Содержание учебного предмета
Фонетика и орфоэпия
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика
Различение звуков и букв: буква как знак звука. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Морфемика и словообразование
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
•сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в положении под ударением;
•сочетания чк — чн, чт, щн,
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на
ограниченном перечне слов);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ь и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имен существитель¬ных (ночь,
рожь, мышь);
• безударные падежные окончания имен существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин );
• безударные окончания имен прилагательных;
• раздельное написание предлогов с личными местоимени¬ями;
• не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица
единственного числа (пишешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
• знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Развитие речи с элементами культуры речи
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Виды учебной деятельности
Самостоятельная работа, фронтальная работа, исследование, творческая работа, самопроверка, контрольная работа

Планируемые результаты
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:
• Определять в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги;
• Соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся получат возможность научиться:
• Правильно употреблять приставки на- и о- в словах: надеть, надевать, одеть, одевать;
• Правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающиеся научатся:
• Различать изменяемые и неизменяемые слова;
• Различать родственные слова и формы слова;
• Находить значимые части слова;
• Выделять в слове окончание и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
• Выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
• Сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;
• Мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;
• Обнаруживать регулярные исторические чередования, видимые на письме;
• Разграничивать разные слова и разные формы одного слова.
Раздел «Лексика»
Обучающиеся научатся:
• Выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
• Определять начальную форму существительных, прилагательных, глаголов;
• Изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
• Изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам.

Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
• Различать предложение, словосочетание и слово;
• Находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
• Определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
• Находить в предложении основу и неглавные члены;
• Задавать вопросы к разным членам предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
• Проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
• Выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
• Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
• Определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
• Различать на письме предлоги и приставки;
• Употреблять разделительные ь и ъ знаки;
• Находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.

Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающиеся научатся:
• Определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
• Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
• Грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
• Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;
• Соблюдать орфоэпические нормы речи;
• Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
• Писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.


Материально-техническое обеспечение
Методические пособия для учащихся:
• Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник;
• Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник;
• Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 3. — М.: Академкнига/Учебник;
• Байкова Т.А., Ерышева Е.Р., Малаховская О.В. Русский язык. Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. 2 класс.— М.: Академкнига/Учебник.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п Тема урока
Повторение материала — 8 ч.
1 Толковый словарь. Обратный словарь
2 Словари «Пиши правильно» и «Произноси правильно» Словарь «Происхождения слов»
3 Фонетика и орфография. Звукобуквенная зарядка.
4 Развитие речи с элементами культуры речи.Какие бывают предложения.
5 Главные и не главные слова в предложении.
6 Главные и не главные слова в предложении.
7 Главные и не главные слова в предложении.
8 Входная контрольная работа

Морфемика и словообразование - 25 ч.
9 Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое текст.
10 Окончания слов –названий предметов
11 Что такое словосочетание.
12 Что такое словосочетание.
13 Основа слова и его окончание.
14 Развитие речи с элементами культуры речи.Что такое текст.
15 Основа слова и его окончание. Нулевое окончание.
16 Слова-названия предметов, у которых нет окончаний.

17 Слова-названия предметов, у которых нет окончаний. Род неизменяемых и изменяемых слов-предметов.
18 Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое текст.
19 Слова-названия предметов, у которых нет окончаний.
20 Слова-названия предметов, у которых нет окончаний.
21 Слова-названия предметов разного рода.
22 Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое текст. Работа с картиной Т. Мавриной «Васильки на окне»
23 Слова-названия предметов разного рода.
24 Неурочное занятие «Тайны русского языка»
25 Начальная форма слова.
26 Начальная форма слова.
27 Развитие речи с элементами культуры речи.Азбука вежливости. Как писать письмо.
28 Начальная форма слова.
29 Начальная форма слова
30 Это слово и другое слово.
31 Слово и формы этого слова. Родственные слова.
32 Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение «Утята»
33 Слово и формы этого слова. Родственные слова.

Лексика - 7 ч.
34 Слова, у которых несколько значений.
35 Развитие речи с элементами культуры речи.Тема и основная мысль текста.
36 -37 Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся.
38 Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся.
39 Слова и их дальние родственники.
40 Развитие речи с элементами культуры речи. Тема и основная мысль текста.

Фонетика и орфография — 23 ч.
41 - 42 Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме.
43 Развитие речи с элементами культуры речи. Главное переживание текста. Работа с картиной
Т. Мавриной «Костёр во дворе»
44 Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме.
45 - 46 Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме.
47 Развитие речи с элементами культуры речи. Тема и основная мысль текста.
48 Тайна написаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
49 Написание слов названий предметов мужского и женского рода с основами на шипящий звук.
50 Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной А.Рылова «Полевая рябинка»
51 Родственные слова и формы слова
52 Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо.
53 Повторение по теме «Лексика»
54 Повторение по теме «Синтаксис»
55 Повторение по теме «Орфография
56 Контрольная работа за 1 полугодие
57 Работа над ошибками. Повторение пройденного
58 Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение
59 Повторение по теме «Орфография»
60 Неурочное занятие «Чудесные превращения слов»
61 Развитие речи с элементами культуры речи. Как написать поздравление?
62 Задание для членов клуба «Ключ и заря»
63 Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение «Весенний звон»

Морфология — 8 ч.
64 Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы
65 - 66 Учимся определять начальную форму слов. Словарная работа.
67 Развитие речи с элементами культуры речи. Что мы знаем о тексте хокку?
68 - 69 Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов.
70 Развитие речи с элементами культуры речи. Что мы знаем о тексте?
71 Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы

Морфемика и словообразование — 38 ч.
72 Как делаются слова, что такое суффикс. Суффиксы слов называющих
предметы
73 Развитие речи с элементами культуры речи. Деление текста на части.
74 Как делаются слова. Что такое суффиксы слов, называющих предметы?
75 Неурочное занятие « Картинный словарик»
76 Как делаются слова. Что такое суффиксы слов, называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧК, ЧН.
77 Как делаются слова. Суффикс слов, называющих предметы и признаки.
78 Развитие речи с элементами культуры речи. Деление текста на части.
79 Как делаются слова. Суффикс слов, называющих предметы и признаки.
80 Контрольная работа по теме « Безударные гласные и парные согласные в корне»
81 Развитие речи с элементами культуры речи. Деление текста на части. Работа с картиной Матисса «Разговор»
82-83-84 Как делаются слова. Снова суффикс слов, называющих предметы.
85 Развитие речи с элементами культуры речи.Работа с картиной К. Петрова-Водкин «Утренний натюрморт»
86 Что такое обращение?
87 - 88 Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки.
89 Развитие речи с элементами культуры речи.Азбука вежливости. Как писать письмо. Поздравительная открытка к 8 марта.
90 - 91 Написание частицы НЕ со словами, называющими действия.
92 Неурочное занятие «Как я знаю русский язык»
93 Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение. Как писать изложение.
94 Написание частицы НЕ со словами, называющими действия.
95 - 96 Состав слова
97 Развитие речи с элементами культуры речи. Типы текстов. Описание и повествование.
98 Состав слова.
99 - 100 Образование слов с помощью приставки и суффикса.
101 Контрольная работа по теме «Как делаются слова. Что такое суффиксы слов, называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧК, ЧН»
102 Работа над ошибками. Правильное употребление приставок НА- , О- в словах «надеть, одеть», «надевать, одевать»
103 Развитие речи с элементами культуры речи. Типы текстов. Описание и повествование.
104 Правильное употребление приставок НА- , О- в словах «надеть, одеть», «надевать, одевать»
105-106 Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.
107 Развитие речи с элементами культуры речи. Типы текстов. Научный и художественный текст.
108-109 Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

Фонетика и орфография — 27 ч.
110 Разделительный Ь знак.
111 Развитие речи с элементами культуры речи. Типы текстов. Научный и художественный текст.
112 Разделительный Ъ знак.
113-114 Написание разделительных Ь и Ъ знаков.
115 Неурочное занятие «Секреты орфографии»
116 Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Н. Рериха «Стражи ночи»
117-118 Написание разделительных Ь и Ъ знаков.
119 Контрольная работа по теме «Написание разделительных Ь и Ъ знаков»
120 Работа над ошибками. Повторение пройденного
121 Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение. Работа с картиной Ван Гога «Подсолнухи»
122 Чередование согласных в корнях слов: чередование настоящего звука с нулевым звуком. Непроизносимый согласный звук-нулевой звук.
123-124 Непроизносимый согласный звук-нулевой звук.
125 Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение. Работа с картиной Ван Гога «Церковь в Овере»
126-127- 128 Непроизносимый согласный звук-нулевой звук.
129 Непроизносимый согласный звук-нулевой звук. Проверочная работа.
130 Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение «Ступеньки»
131 Итоговая контрольная работа
132 Работа над ошибками. Непроизносимый согласный звук-нулевой звук.
133-134 Непроизносимый согласный звук-нулевой звук.
135 Развитие речи. Повторение изученного
136 Повторение пройденного за год
Скачать Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка для 2 класса «Чередование согласных в корне слова» Конспект урока русского языка с применением когнитивной технологии обучения, 2 класс Анализ заданий учебников русского языка 2 класса Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Похожие статьи:

Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение

Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов

Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова

Проверочный диктант с дескрипторами для 2 класса

Рабочая программа по математике, 2 класс (Перспективная начальная школа)
Опубликовано: 2698 дней назад (7 декабря 2016)
Просмотров: 1592
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!