Конспект НОД по развитию речи для старших дошкольников с использованием мнемотехники «Купание медвежат»
Данный материал может оказаться полезным для воспитателей, учителей, родителей. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность, а в результате грамотной работы педагога приводит к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Цель: развить навык работы по развитию речи с применением мнемотехники
Задачи: (программное содержание):
Обучающие:
1. Познакомить детей с новым рассказом Виталия Бианки «Купание медвежат».
2. Способствовать пополнению словарного запаса;
3. Способствовать развитию связной речи;
4. Закрепить умение правильно, последовательно и полно пересказывать впервые услышанный текст.
5. Продолжить наработку навыка работы по мнемокарточкам, развивать ассоциативное мышление;
6. Способствовать обогащению собственного жизненного опыта и развитию кругозора..
7. Закрепить навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения.
Развивающие: Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, логического мыщления;
Воспитательные:
1. Закрепить умение внимательно слушать выступления своих товарищей, уточнять их и дополнять
2. Помочь детям уяснить главное в характере действующих лиц.
Материалы и оборудование:
1. Книга с текстом рассказа В. Бианки «Купание медвежат».
2. Иллюстрации и фотографии с изображением купающихся медведицы и медвежат.
3. Мнемоквадраты с символами
4. Магнитная доска, магниты.
ХОД НОД
1. Мотивационный этап
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с интересным рассказом, который написал Виталий Бианки. Рассказ называется «Купание медвежат». Посмотрите на картинки. Что здесь изображено? А правильно сказать: кто здесь изображен, верно? Почему? (ответы детей). Вам когда-нибудь приходилось наблюдать, как мама-медведица купает своих медвежат? И мне не приходилось. А вот одному охотнику посчастливилось, он видел. Послушайте (1 этап - первичное чтение без предупреждения о пересказе).
2. Деятельностный этап
Воспитатель: Вам понравился рассказ? Кто больше всего понравился и почему? Хотите послушать еще раз?
2 этап — вторичное чтение с установкой на запоминание (я читаю, а вы постарайтесь запомнить).
3 этап — беседа по содержанию текста.
Воспитатель: Ребята, кто шел берегом реки? Кто такой охотник? Что он услышал? Куда забрался и почему?
Откуда вышла медведица с медвежатами? Что такое чаща? Медведица была бурая или белая? Медвежат было сколько? В каком они были настроении? Как медведица схватила первого медвежонка? Что она стала с ним делать? Что значит окунать? Понравилось это медвежонку? Как он отреагировал на это? Что такое барахтаться? Медведица отпустила его сразу?
Что сделал второй медвежонок? Чего он испугался?
Удалось ему убежать в лес? Как наказала медведица его? Что такое надавать шлепков? Что сделала дальше?
Очутившись на земле, медвежата были в каком настроении? Довольны или нет? Почему? Какой был день? Что такое «знойный день»? Почему еще было жарко медвежатам? Вода освежила их?
Что сделали медвежата и медведица после купания? Что такое «скрыться в лесу»? Что сделал после этого охотник?
4 этап - Пауза для подготовки детей к ответу
На этом этапе уместно провести физминутку (дети уже засиделись, немного устали), она включена в подготовку к самому этапу.
Воспитатель: Ребята, а теперь встаньте, наклонитесь вперед, опустите руки, расслабьтесь. Ваши руки — это весла, которые раздвигают волны. Вы стоите в речке, где купаются медвежата, они вас не замечают, они для вас неопасны. А вот вы их видите. Двигайтесь вправо-влево вместе с руками, раздвигайте волны и заодно поглядывайте на то, как медведица купает своих медвежат. Я включу звуки плеска воды, чтобы вы по-настоящему погрузились в происходящее.
А теперь я вам читаю рассказ еще раз, но не просто читаю, а сопровождаю чтение показом мнемокарточек, на которых изображены символы того, что происходит в сюжете. Попробуем?
Пример поэтапной работы с мнемокарточками при пересказе рассказа "Купание медвежат" В. Бианки.
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев.
Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка.
Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
5 этап — пересказ (5 детей пересказывают, можно парами — один начинает, другой продолжает — тогда можно послушать большее количество детей).
А теперь сыграем в небольшую
веселую игру!
Я называю признак (он встречался в рассказе) — вы называете противоположный.
Охотник ЗНАКОМЫЙ — неизвестный
Треск сучьев ГРОМКИЙ — тихий
Медвежонок ВЕСЕЛЫЙ — грустный
Вода ХОЛОДНАЯ — горячая
День ЗНОЙНЫЙ — прохладный.
А теперь к тем же словам подберем близкие по смыслу.
Охотник ЗНАКОМЫЙ — известный
Треск сучьев ГРОМКИЙ — шумный
Медвежонок ВЕСЕЛЫЙ — радостный
Вода ХОЛОДНАЯ — ледяная
День ЗНОЙНЫЙ — жаркий.
По окончании занятия предложить детям нарисовать рисунок (иллюстрацию) к рассказу, нарисовать то, что больше всего понравилось в рассказе.
3. Рефлексивный этап
Дорогие ребята, сегодня мы с вами узнали много нового. Познакомились с интересным рассказом Виталия Бианки. Из которого узнали, что, оказывается, медведица — очень строгая мама. Она, как и ваша мама, всегда знает, как правильно воспитывать своего малыша, заботится о нем, следит за его здоровьем. Ведь если не обкупываться в жару и сидеть в теплой шубе, можно получить тепловой удар и заболеть! Также мы с вами продолжали учиться пересказывать: рассказывать прочитанное, не подсматривая в книгу, то есть по памяти. Очень хорошо это развивает нашу память! Мы узнали много новых слов, а значит, наша речь стала богаче и красивее. А еще мы с вами продолжили интересную работу по применению мнемокарточек при пересказе. Умение использовать схемы, знаки в жизни очень пригодится, ведь знак — короткое обозначение большого смысла.
Рекомендуем посмотреть:
Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы. Тема: «Как зима с весной встречаются»
Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с заиканием: Зимние забавы
Похожие статьи:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения. Ушинский «Лекарство»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Веселые загадки
Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе
Конспект занятия на тему «Взаимоотношения в семье». Старшая группа
Занятие по эмоциональному развитию в старшей группе