Построение диалога с целью сообщения информации
Описание.
Предлагаю конспект логопедического занятия в 5 классе для детей с системным нарушением речи. Конспект будет интересен учителям коррекционных школ, логопедам, студентам дефектологических факультетов.
Цель.
Учить строить диалог.
Задачи.
Развивать диалогическую речь.
Учить строить диалог с целью сообщения новой информации.
Воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: сюжетные картинки, предметные картинки, карточки.
Ход занятия.
1 Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.
Добрый, добрый день.
Ждут уже вас парты.
Прочь гоните лень.
2. Речевая разминка.
Шьет ежатам ежик шестьдесят шесть сапожек.
Скороговорка произносится с разным темпом и силой голоса.
3. Работа по теме занятия.
Сообщение темы занятия.
Сегодня мы продолжим с вами учиться строить диалог.
Актуализация знаний.
Продолжите утверждения.
Диалог это разговор (двух или более людей)
Разговаривая друг с другом, люди (обмениваются информацией)
Чтобы узнать информацию необходимо(задать вопросы)
Проблемный вопрос.
Что нужно сделать, если у тебя есть важная, интересная информация и тебе хочется ее сообщить?
(Нужно поделиться этой информацией)
Как?
(Подойти и предложить послушать то, что мы хотим рассказать)
Как начать диалог?
(Нужно обязательно поприветствовать своего собеседника)
Как закончить диалог?
(Попрощаться, поблагодарить за полученную информацию)
Сообщение темы занятия.
Тема занятия – диалог. Сегодня мы будем учиться с вами при помощи диалога сообщать новую для собеседника информацию. Будем учиться строить диалог.
Посмотрите на картинку. Из какого мультфильма эта сцена?
(Эта сцена из мультфильма «Трое из Простоквашино»
О чем говорили кот и дядя Федор?
(Кот учил дядю Федора есть бутерброд.)
Инсценировка диалога.
-Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получиться.
- А откуда ты знаешь, что меня дядей Федором зовут?
- Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне все видно.
Беседа.
Какую ошибку допустил кот, начав диалог?
(Кот не поприветствовал мальчика)
Как можно поприветствовать будущего собеседника?
(Здравствуй, привет, приветствую тебя)
С какой целью кот начал этот диалог?
(Чтобы рассказать дяде Федору, как правильно есть бутерброд)
Что должен был сделать дядя Федор, получив от кота такую ценную информацию?
(Он должен был поблагодарить кота словами: спасибо, спасибо большое, благодарю)
Физкультминутка.
Шу-шо-ша – наша школа хороша. (На слоги –хлопки. На слова –встают из-за парт)
Ут-ит-ют – песни птицы нам поют(На слоги –хлопки. На слова –руки вперед.)
Ва-во-ва – вот зеленая трава(На слоги –хлопки. На слова –руки на пояс)
Ут-ют -ут – облака плы-вут (На слоги –хлопки. На слова –руки вверх и в стороны)
Ру-ро-ра – заниматься нам пора(На слоги –хлопки. На слова –садятся на места)
Работа над диалогом.
\Ученикам было предложено дома нарисовать своего домашнего питомца. Опираясь на свой рисунок и демонстрируя его, дети рассказывают о своих домашних животных. Педагог направляет диалог, следит, чтобы участники диалога не перебивали друг друга. \
Ребята, у каждого из вас есть домашние питомцы. Я хочу, чтобы вы рассказали нам о них: как они выглядят, что любят, как вы за ними ухаживаете.
Примерный диалог.
-У меня дома живет кошка Маркиза. Она очень красивая и пушистая. Очень любит играть.
-А как ты ухаживаешь за ней?
- Я ее кормлю. А еще однажды она стащила со стола сосиску и я её отругал.
- А у меня дома живет пес Барон. Он не любит, когда приходят в дом чужие люди и начинает на них лаять. Я его научил подавать лапу.
-А мой Шарик тоже подает лапу и еще он может танцевать на задних лапах.
-У меня дома живет попугай Кеша. Он не умеет пока говорить, но я его учу. А еще он любит грызть яблоко. Я чищу клетку и меняю ему воду.
- А наш Шалун грызет тапочки.
- Шалун это кот?
- Нет, это собачка. Он маленький и живет в комнате. Я гуляю с ним на улице и кормлю его кашей.
- А мой кот Вася ловит мышей .Однажды он принес большую крысу. Он ласковый и любит, когда его гладят.
- А какого он цвета?
- Мой кот рыжий с белыми лапками.
Дыхательная гимнастика. «Одуванчик»
Упражнение выполняется стоя. Сделать глубокий вдох через нос, затем долгий выдох через рот, имитируя сдувание с одуванчика пуха.
Работа с диалогом по тексту. Работа по карточкам.
\Учащимся раздаются карточки с текстом. Первый раз текст прочитывается всеми учениками шепотом, а педагогом вслух. Далее, два ученика читают текст по ролям. \
Прочитайте два диалога. Какой диалог составлен с целью сообщить информацию, а какой диалог составлен с целью получить информацию?
Чтение диалога.
Саша Черный. «Скрут»
- Кто живет под потолком?
- Гном.
- У него есть борода?
- Да.
- И манишка, и жилет?
- Нет.
- Как встает он по утрам?
- Сам.
- Кто с ним кофе утром пьет?
- Кот.
- И давно он там живет?
- Год.
- Кто с ним бегает вдоль крыш?
- Мышь.
- Он капризничает, да?
- Ни- ког- да!
- Как же все его зовут?
- Скрут.
Беседа.
С какой целью был начат этот диалог?
(Некоему человеку очень хотелось знать, кто же живет под потолком.)
Что же он узнал из этого диалога?
(Он узнал, что под потолком живет гном, что живет он уже год, что он пьет кофе с котом, и бегает с мышью вдол , а зовут его Скрут)
Это диалог составлен с целью сообщить информацию или с целью получить информацию?
(С целью получить информацию)
Какие предложения по цели высказывания встречаются в этом диалоге?
(Вопросительные, восклицательные, повествовательные)
Из чего состоит этот диалог?
(Из вопросов и ответов на эти вопросы.)
Чтение диалога.
В.Орлов «Кража»
- Кра! - кричит ворона.
Кража! Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Грош украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку!
-Стой, ворона, помолчи!
Помолчи ты, не кричи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
-Как?- подпрыгнула ворона
и моргнула удивленно-
Что ж вы раньше не сказали?
Кар-р-раул! Кар-р-рман укр-рали!
Беседа.
С какой целью был начат этот диалог?
(Ворона рассказывает о том, что ее обокрали.)
Что же у нее украли?
(Грош украли из кармана, карандаш, картонку, пробку и красивую коробку)
Какие предложения по цели высказывания встречаются в этом диалоге?
(Вопросительные, восклицательные, повествовательные)
Каких предложений больше всего и почему?
(Восклицательных предложений больше всего. Ворона возмущена, недовольна. Она кричит.)
Это диалог составлен с целью сообщить информацию или с целью получить информацию?
(С целью сообщить информацию)
Чем отличаются эти два диалога?
(Первый диалог состоит из вопросов и ответов. Во втором диалоге большая часть слов принадлежит вороне, нет ответов на вопросы.)
4. Итог.
Чему мы учились на занятии?
(Учились строить диалог)
Оценка деятельности учащихся.
Все сегодня молодцы!
Рекомендуем посмотреть:
Коррекционно-развивающее занятие для 1-2 класса
Конспект урока математики для 6 класса коррекционной школы VIII вида по теме: Скорость. Время. Расст
Логопедическое занятие для 3 класса «Различение на письме букв Г и К»
Конспект логопедического занятия для старших школьников «Имена существительные собственные и нарица
Похожие статьи:
Конспект занятия в старшей логопедической группе. Звук К
Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы
Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»