Статья "Социализация дошкольника, воспитывающегося вне семьи"
Профессиональная деятельность в стенах детского дома существенно отличается от работы в детских садах.
Специфика деятельности позволяет выделить некоторые особенности, необходимые при разработке и составлении индивидуальных программ:
• круглосуточное нахождение детей в стенах детского дома, что ограничивает полноценное получение социального опыта;ограниченное коммуникативное взаимодействие с окружающим миром;
• воспитанники, находящиеся на территории детского дома, часто являются детьми с отклонениями в развитии.
Незрелость эмоционально-волевой сферы наших воспитанников обуславливает своеобразие формирования их поведения и личностных особенностей. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на более низкой ступени развития, чем сверстники. Дети детского дома достигают лишь уровня ситуативно-делового общения, в отличие от своих нормально-развивающихся сверстников с внеситуативно-личностным общением со взрослым.
Работа по социализации ребенка - дошкольника должна вестись непрерывно и включать в себя все виды деятельности. Это и воспитательно-образовательный процесс, и бытовая деятельность, и общение с окружающими знакомыми и незнакомыми людьми, и игровая деятельность (особенно совместная с воспитателем сюжетно-ролевая игра), индивидуальное общение со взрослыми, просмотр видео и телепрограмм, ежедневные наблюдения, ознакомление с художественной литературой, с миром за пределами детского дома (прогулки, поездки по городу, в театр, на концерты, в музеи). Огромное внимание следует уделять организации самостоятельной деятельности детей в группе.
Следует подчеркнуть, что ранняя социализация может быть успешной только в случае сочетания специального обучения и сопровождения с детской деятельностью, в процессе которой ребенок закрепляет усвоенные умения и навыки.
Обучение и социальное развитие ребенка - сироты дошкольного возраста включает в себя:
• овладение социальными способами обращения с предметным миром;
• последовательное формирование основных форм общения со взрослыми, формирование навыков взаимодействия со сверстниками, усвоение форм человеческих взаимоотношений;
• формирования адекватного отношения ребенка к самому себе и окружающим, выделение своего "Я" среди других людей, возникновение и становление системы "Я";
• обучение культурно-гигиеническим навыкам, навыкам самообслуживания;
• ознакомление с трудом взрослых, осознание необходимости трудовой деятельности для обеспечения материальных потребностей человека.
Комплексные психолого-медико-педагогические мероприятия с депривированными детьми проводятся в детских специализированных учреждениях. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: воспитателя, дефектолога, психолога, логопеда, муз. руководителя, врача ЛФК. Решающее значение в развитии и формировании речевой и других высших психических функций у данного контингента детей имеет создание благоприятного социально-психологического климата в окружении ребенка. Не менее важное значение имеют организация общеоздоровительных мероприятий и проведение коррекционного обучения на фоне активизации интеллектуальной и творческой деятельности.
Рекомендуем посмотреть:
Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра
Как развивать логическое мышление у дошкольников
Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников
Информационно - аналитическая справка о результатах тематического контроля в детском саду
Похожие статьи:
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Педагогические термины для воспитателей
Как оценить умственные способности ребенка