Методическая разработка внеклассного мероприятия "Вода - залог здоровья". Начальная школа
Пояснительная записка
Важнейшей ценностью для человека является здоровье. Оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.
Охрана здоровья человека - одна из функций государства. А одной из приоритетных целей образования является сохранение и укрепление здоровья всех участников учебного процесса в школе. Поэтому большая значимость в образовательном процессе принадлежит здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи начального образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
В связи с этим в рамках Всероссийской экологической акции «Вода и здоровье» было разработано и проведено внеклассное мероприятие «Вода – залог здоровья».
Известно, что оптимальным способом решения поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления. Критическое мышление предполагает умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки.
В связи с этим мероприятие разработано с использованием приема «Кластер», который ориентирован на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть способности обучающихся. На этапе рефлексии происходит осознание вновь приобретенной информации.
В мероприятии задействованы обучающиеся 1-4 классов начальной школы-интерната с нарушением слуха и речи, что способствует формированию чувства коллективизма, сопереживания и взаимопомощи.
Материал занятия подобран с учетом психолого-педагогических особенностей, обучающихся с нарушением слуха и речи и уровнем их речевого развития. Задания направлены на углубление и закрепление учебного материала, установление взаимосвязи воды и здоровья и овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родственным признакам. Чередование различных видов заданий позволяет обеспечивать интерес и достаточно быстрый темп работы на занятии.
С целью снятия эмоционального напряжения и повышения работоспособности на занятии проводится физкультминутка.
Структура мероприятия «Вода – залог здоровья» определена целью и образовательными, развивающими и воспитательными задачами и направлена на формирование универсальных учебных действий.
Цели:
• создание условий для формирования знаний о значении воды для организма человека.
Задачи:
Образовательные:
• через практическую деятельность повторить свойства, состояния и необходимость воды в жизни человека;
• осуществлять взаимосвязь личного опыта с окружающим миром;
• закреплять знания и представления детей о способах сохранения и укрепления своего здоровья.
Развивающие:
• вызывать интерес к совместной деятельности по данной теме;
• углублять знания обучающихся по экологии;
• развивать системное мышление.
Воспитательные:
• формировать бережное отношение к собственному организму;
• воспитывать потребность использовать полученные знания в повседневной жизни;
• развивать чувство коллективизма и толерантности.
Предметные результаты:
• знать, свойства и значение воды в жизни человека и природе;
• уметь различать состояния воды;
• описывать связь между свойствами воды и функциями, которые она выполняет в организме человека и окружающей среде;
• освоить основы здорового образа жизни и экологической грамотности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
• умение использовать свой жизненный опыт в практической деятельности;
• умение соотносить новую информацию с уже имеющимися знаниями и личным опытом;
• умение формировать собственную позицию в отношении своего здоровья.
Коммуникативные:
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• умение работать в группе, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• умение принимать разные мнения и обосновывать собственную позицию.
Познавательные:
• умение вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу выполнения деятельности;
• умение использовать логические действия и операции при выполнении заданий;
• рефлексия способов действия и оценка результатов деятельности.
Личностные:
• наличие положительной мотивации к познавательной деятельности в нестандартной ситуации;
• заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в практической деятельности.
В ходе мероприятия использованы:
• технология развития критического мышления;
• технология деятельностного метода обучения;
• технология уровневой дифференциации;
• технология здоровьесбережения;
• методический прием «Кластер»;
• методы: беседа, проблемные ситуации и поиск их решения, ситуация успеха, ИКТ.
Использование современных образовательных технологий, методов и приема обеспечивает личностное развитие ребенка, актуализацию предшествующего опыта и знаний, способствует формированию адекватной самооценки личности, своих возможностей и способностей, обогащению активного и пассивного словаря обучающихся.
С целью повышения интереса младших школьников к приобретению и закреплению знаний в процессе мероприятия используется мультимедийная презентация. Она позволяет осуществить смену видов деятельности, снять эмоциональную и психологическую нагрузку на учащихся на занятии. Мультимедийная презентация на занятии используется с соблюдением рекомендаций, указанных в Постановлении Министерства Здравоохранения РФ от 03 июня 2003 г. N 118 "О введении в действие санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340 – 03.
Сценарий представленного мероприятия могут использовать в своей работе педагогические работники образовательных организаций и учреждений дополнительного образования как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Содержание заданий и их последовательность может быть изменена и подобрана с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся и уровнем развития учебных умений и навыков.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, шаблоны капель воды - 3 шт., шаблон тучи, ручки, карандаши, клей-карандаш, смайлики, магнитики, листы бумаги, буклеты, задание «Отгадай слово» - 3шт.
Дополнительная информация
Проведена подготовительная работа. Организованы выставка рисунков по номинациям «Волшебный мир воды», «Я люблю воду», «Разноцветные капли» и конкурс сочинений по номинациям «Зачем нужна вода?», «Вода – это жизнь», «Берегите воду».
Были проведены:
- Экоурок "Вода в природе и жизни человека", на котором ребята узнали, что такое вода, где ее можно увидеть и зачем нужно беречь воду.
- внеклассное занятие "Вода в природе", на котором обучающиеся узнали о свойствах воды и ее значении в природе, закрепили понятие "круговорот воды".
Под руководством педагогов обучающиеся проводили исследования, опыты с водой, ребята узнавали значение воды в жизни человека, а затем разрабатывали проекты и представляли их.
Обучающиеся посетили в ТОГБУК "Областная детская библиотека" мероприятие "За чистоту земли и рек в ответе человек".
Ход мероприятия
I. Вызов
Мотивация обучающихся.
Учитель приветствует учеников, нацеливает на занятие и включение их в активную деятельность на уроке.
Информирование обучающихся.
Ребята, сегодня на занятии мы будем рассуждать, анализировать и делать выводы.
Наше занятие будет интересным и полезным. А вот о чем мы будем говорить, вы сами и узнаете.
Посмотрите внимательно на картинки. Составьте слово из первых букв названия картинок. (Обучающиеся отгадывают название вещества по первым буквам названия картинок).
Сегодня мы будем говорить о воде. Тема нашего занятия «Вода – залог здоровья».
II. Осмысление содержания
Систематизация знаний.
Давайте мы вспомним, что нам известно о воде.
• Что такое вода? Из чего она состоит?
• Где зародилась жизнь? Почему?
• Что является источником воды на Земле?
• Из чего состоит облако?
Заполнение кластера:
Правильно, облако состоит из капелек воды. У нашего облака 3 большие капельки. На каждой капельке есть задание. Чтобы его выполнить, мы разделимся на 3 группы.
Каждая группа получает задание:
1 группа (3-4 класс- дети с нарушением речи) – Состояние воды.
2 группа (1-2 класс – дети с нарушением речи) – Свойства воды.
3 группа (3-4 класс – дети с нарушением слуха)– Значение воды в жизни человека.
Ответ на вопрос вы записываете на капельке.
(Работа в группах. Обучающиеся 1-2 классов выбирают правильные ответы и наклеивают на капельку. Обучающиеся 3-4 классов самостоятельно формулируют ответы и записывают их на капельках. После выполнения заданий ребята вместе с учителем крепят капельки на облако).
Физкультминутка
Информирование обучающихся.
Жизнь людей всегда была связана с водой. Вода для нас – самое привычное и простое вещество. Однако вода таит в себе множество загадок. Учёные до сих пор продолжают исследовать воду и находят все больше интересных фактов.
Главный потребитель воды на Земле — это человек. Наш организм на 65-70% состоит из воды.
• Ребята, а вы знаете сколько человек выпивает воды в сутки?
В день организму взрослого человека требуется почти 2 литра чистой воды. Вода является для человека исключительно важным источником питания. Мы пьём её ежедневно, по несколько раз в день в чистом виде или в виде чая, кофе, сока, киселя. Основную часть этих напитков составляет вода.
• Для чего ещё люди используют воду?
Вода также является источником здоровья. От неё зависит наше физическое состояние.
• Как вы думаете, как вода помогает человеку сохранить и укрепить здоровье?
Существует специальная процедура по укреплению здоровья. Как вы думаете, как она называется?
Правильно, закаливание.
• Ребята, какие правила закаливания вы знаете?
Посмотрите отрывок из мультфильма «Лунтик. Закаливание». А затем вместе составим правила закаливания.
(демонстрация фрагменты мультфильма "Лунтик. Закаливание.
Правила (под руководством учителя составляют правила закаливания):
1. Закаливание водой начинают с обтирания или обливания.
2. Температура воды должна быть +32°, +33°.
3. Нужно намочить в этой воде полотенце и обтереть им грудь, руки, живот, спину... Быстро-быстро. А потом растереться докрасна сухим полотенцем.
4. Теперь мокрым полотенцем надо обтереть ноги. А потом обтереть опять сухим.
5. Через день температуру снижают на 1°.
Ребята, помните: «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит».
• Как вы понимаете эту пословицу?
• Как вы думаете, закаливаться надо каждый день или только один день?
Делать это обязательно каждый день! И вашим результатом будет не только стойкость к болезням, но и бодрость, хорошее настроение, работоспособность. Для укрепления здоровья многие люди посещают бассейн.
Закаливаться нужно только чистой водой. Но чистой воды становится все меньше и меньше.
• Ребята, как вы думаете, из-за чего это происходит?
• Что надо сделать, чтобы вода была чистая?
Каждый из нас должен бороться за чистоту воды. Но для этого нужны правила. Давайте с вами составим их и прикрепим на доску. (Обучающиеся составляют правила по охране воды и прикрепляют их на доску).
1. Не загрязняй реки, озёра, пруды.
2. Не бросай мусор в водоёмы.
3. Не оставляй отходы на берегу водоёмов.
4. Охраняй родники, колодцы.
5. Закрывай водопроводные краны, зря не трать воду.
Давайте прочитаем эти правила.
Посмотрите, всего пять правил, и очень простых, но от их выполнения зависит будущее воды.
Без воды человечество просто исчезнет! Вода – это залог нашего здоровья!
V. Рефлексия
Ребята, посмотрите перед вами много капелек. Выберите капельку и прикрепите ее на облако. (Выбирают смайлик, прикрепляют на тучку).
VI. Подведение итогов
Какое веселое облако у нас получилось! Теперь вы знаете свойства и состояния воды, значение воды в жизни человека и правила бережного отношения к воде.
Ребята, помните, что вода – это не только удивительное вещество, но и залог вашего здоровья! Закаливайтесь и вы всегда будете здоровы! А памятки вам помогут.
Наше занятие подошло к концу. Молодцы! Вы были активными, внимательными, любознательными.
Список учебной и дополнительной литературы
• Воробьева Е. С. «Введение в экологию. Наша прекрасная планета» для 1-4 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово» - 2013 г.
• Дубровская С.В. Правильное закаливание водой; Книга по Требованию - Москва, 2007
• Лаптев А.П. «Азбука закаливания». М.: Физкультура и спорт, 1986.
• Мир живой природы. Иллюстрированная энциклопедия школьника. Составители: Астахова Е.В. и др. Изд. «Ранок», 2012
• Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 4-7 лет - М.: Мозаика-синтез, 2012
• Тарабарина Т.И. Соколова Е.И. И учеба, и игра: природоведение: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003
Рекомендуем посмотреть:
Экологический КВН в начальной школе. Сценарий
Внеклассное мероприятие по экологии для учащихся начальной школы
Внеклассное занятие по экологии в начальной школе с презентацией. Белогрудая куница
Экологическая познавательная программа для учащихся начальной школы
Похожие статьи:
Внеклассное занятие в начальной школе. Биоритмы и биофакторы в природе
Беседа в начальной школе о погоде
Игра по экологии «Звездный час» для младших школьников 3 класса
Конспект занятия «Птицы нашего двора», 2 класс
Внеурочное занятие «Красная книга», 3 класс