Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Современные программы дошкольного образования

ПРОЕКТ по теме: «Современные программы дошкольного образования»
Примерная Основная образовательная программа
В данном проекте в качестве примерной основной образовательной программы я рассмотрю программу «Детство».
Программа «Детство» - это вариативная примерная образовательная программа дошкольного образования, которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Руководители авторского коллектива и научные редакторы программы: кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О. В. Солнцева.
Авторы: О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, Н. О. Никонова, Л. К. Ничипоренко, В. А. Новицкая, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова, Р. И. Яфизова.
Целевой раздел программы:
Это программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации - индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Реализация программы нацелена на:
— создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста;
— обеспечение разнообразия детской деятельности — близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе;
— ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.
Содержательный раздел программы:
Базовые идеи программы
1. Идея о развитии ребенка как субъекта детской деятельности.
2. Идея о феноменологии современного дошкольного детства.
3. Идея о целостности развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать и творить образовательного процесса.
4. Идея о педагогическом сопровождении ребенка как совокупности условий, ситуаций выбора, стимулирующих развитие детской субъектности и ее проявлений — инициатив, творчества, интересов, самостоятельной деятельности.
Это комплексная образовательная программа. Ее использование требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способности строить педагогический процесс по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики.
В осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода к детям воспитателю помогут краткие характеристики достижений детей в освоении содержания программы. Каждый ребенок развивается в своем темпе; задача воспитателя — бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста.
Структура программы:
— выделено три раздела: целевой, содержательный, организационный;
— представлены содержание и особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста (раннее детство) и в дошкольных группах (дошкольное детство);
— дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в каждой возрастной группе;
— определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из 5 образовательных областей;
— раскрыты особенности игры как особого пространства развития ребенка;
— описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; способы и направления поддержки детских инициатив; особенности организации педагогической диагностики и мониторинга;
— охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
— даны методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы;
— определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; представлен режим дня во всех возрастных группах, включая период адаптации ребенка к условиям детского сада; раскрыты особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
— в приложении даны примеры парциальных образовательных программ для части программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Организационный раздел программы:
Ведущие условия реализации программы:
Ребенок дошкольного возраста — это прежде всего неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром. Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы — «Чувствовать — Познавать — Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность, проявляясь в интеграции социально- эмоционального, познавательного и созидательно-творческого отношения дошкольника к миру.
Реализация программы нацелена на:
— создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста;
— обеспечение разнообразия детской деятельности — близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе;
— ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.
На современном этапе программа «Детство» представляет собой единый программно-методический комплекс, включающий:
— программу «Детство» для детей от рождения и до 7 лет;
— методическое обеспечение реализации содержания программы в дошкольных образовательных организациях и в семье;
— методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство».
— мониторинг развития ребенка и образовательного процесса в условиях реализации программы «Детство».
Разработан методический комплект к Примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
Собственное мнение о программе:
К достоинствам программы «Детство», по моему мнению, можно отнести то, что авторы делают акцент на приобщении детей к красоте, добром отношении ко всему окружающему, так как важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды.
Также плюсом является то, что большое внимание в программе «Детство» уделяется трудовой деятельности, которая осуществляется как в повседневной жизни в форме групповых и индивидуальных поручений, так и на специальных занятиях.
Серьезное внимание в программе «Детство» уделяется контролю динамики речевого развития дошкольников. Одним из достоинств, программы, на мой взгляд, является то, что, в конце разделов отмечены уровни овладения речью, которые позволяют строить учебно-воспитательный процесс на диагностической основе и таким образом осуществлять поиск наиболее эффективной образовательной технологии.
В целом, программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка.
Парциальные программы
В качестве парциальных программ в данном проекте будут рассмотрены программы «Тропинки» и «Конструирование и ручной труд в детском саду» (проект №7).
Программа «Тропинки»
Автором программы «Тропинки» является Владимир Кудрявцев, доктор психологических наук, профессор.
Главной целью «Тропинок» является создание условий для гармоничного вхождения детей в школьную среду. Это становится возможным благодаря развитию воображения, образного мышления, речевого общения у малышей.
«Тропинки» - комплексная программа, охватывающая все основные направления образовательного процесса в ДОУ: развитие культуры движений и оздоровительную работу; развитие художественно-эстетической культуры; развитие культуры познания; развитие культуры общения. Все эти направления объединяет идея развития творческого воображения ребенка средствами разных видов детской деятельности: двигательной, игровой, изобразительной, музыкальной, коммуникативной и др. Творческое воображение обеспечивает становление психики ребенка в целом. Следствием развития воображения являются высокие творческие достижения в изобразительной, музыкально-исполнительской деятельности и полноценная готовность к школьному обучению.
Программа охватывает такие образовательные области, как музыкальное образование, экономическое воспитание, воспитание толерантности, проектная деятельность и др. Ряд образовательных областей – изобразительная деятельность, художественное конструирование, развивающая математика – получили в «Тропинках» новое отражение. В рамках проекта «Тропинки» расширен возрастной контингент воспитанников: со 2-й младшей группы. В «Тропинках» значительно усилена оздоровительная, психологическая и эстетическая направленность различных сфер образовательного процесса в ДОУ. Педагоги, задействованные на группах развивающего дошкольного образования, непрерывно проходят обучение, участвуют в семинарах, вебинарах, организуемых разработчиками данных программ.
Цель программы «Тропинки» состоит в том, чтобы с помощью развития творческих способностей создать условия для общего психического развития детей трех-шести лет, в частности условия формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению.
Принципы программы:
1 принцип – общность приоритетов творческого развития: реализм воображения, «умение видеть целое раньше частей», надситуативно-преобразовательный характер творческих решений (творческая инициативность), мысленно-практическое экспериментирование.
2 принцип– ориентация на универсальные модели творчества в ходе развития творческих способностей детей.
3 принцип - проблема как основная единица развивающего программного содержания.
4 принцип – разнообразие деятельностных средств воплощения творческих поисков и решений.
5 принцип - «событийное» оформление деятельной жизни ребенка.
6 принцип – единство развивающей и оздоровительной работы с детьми.
Наряду с общей программой в структуру проекта входят более детализированные программно-методические разработки по конкретным направлениям (авторы называют «тропинками» образовательного процесса). В авторский коллектив входят руководитель проекта ученик В.В. Давыдова В. Т. Кудрявцев (реализация идей развивающего образования), к.п.н. Л.Е. Журова (ученица Эльконина), О.С. Ушакова (доктор психологических наук), к.п.н. автор-практик М.Н. Султанова, доктор пед. и псих наук Г.П. Новикова.
К числу разработок относятся программные материалы, непосредственно обеспечи¬вающие работу по отдельным подразделам внутри этих направлений (этико-экологическое воспитание, воспитание эмоциональной культуры, развитие речи и речевого общения, развитие двигательной активности и др.), соот¬ветствующие методические пособия и рекомендации, сценарии-конс¬пекты занятий, рабочие тетради для детей.
Программа «Тропинки» обеспечена дидактическими играми по различным образовательным областям «Социализация», «Познание» (в которых реализуется индивидуальная работа, работа в парах, подгрупповая и групповая работа). В программно-методический комплект входит также пакет средств психологической и педагогической диагностики развития ребенка.
Программа «Тропинки» включает пособия по направлениям:
- развитие культуры общения;
- развитие культуры познания;
- развитие художественно-эстетической культуры;
- развитие культуры движений и оздоровительная работа.
В разделе «Развитие культуры общения» представлены следующие пособия:
О.С.Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет. Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения», Л.Е.Журова «Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет. Программа, методические рекомендации», Рабочие тетради – Л.Е.Журова «Эти удивительные звуки»(4-5 лет), Л.Е.Журова «Тайны слов и звуков» (5-6 лет).
В разделе «Развитие культуры познания»: М.Н.Султанова «Путешествие в страну математики. Методические пособия для воспитателей младшей и средней групп детского сада», рабочие тетради для детей 3-4, 4-5 лет.
Раздел «Развитие художественно-эстетической культуры»: Т.И.Бакланова, Г.П.Новикова «Музыкальный мир», С.Н.Понкратова «Художественный труд».
Собственное мнение о программе:
Считаю, что программа «Тропинки» - это прекрасная инновационная программа. В отличие от некоторых других примерных программ, которые явно давно устарели, эта программа очень современна. Она учитывает лучшие мировые достижения науки, психологические особенности и перспективы личностного роста современных дошкольников. Программа полностью соответствует государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Программа «Конструирование и ручной труд в детском саду»
Автором программы является Людмила Викторовна Куцакова.
Цель программы: развитие конструкторских умений и художественно-творческих способностей детей, ознакомление их с различными приемами моделирования и конструирования.
Программа содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обу¬чения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышле¬ние, воображение, творческие умения, практические навыки, художественный вкус.
В авторском пособии «Занятия с дошкольниками по конструиро-ванию и художественному труду» дана развернутая технология обуче¬ния детей конструированию с помощью конструкторов, бумаги, кар¬тона, строительного, природного, бросового и других материалов. Под¬бор учебного материала для творчества отвечает принципам дидакти¬ки и возрастным возможностям детей.
Автор представляет программу и методические рекомендации для организации работы по конструированию и ручному труду с детьми 2–7 лет. В каждой возрастной группе выделены задачи и содержание воспитательно образовательной работы, раскрыта методика с учетом возрастных особенностей детей.
Основное внимание при организации конструирования и ручного труда уделяется развитию у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенка.
Программа нацеливает педагогов воспитывать в каждом ребенке не исполнителя, а творца. Поэтому необходимо учитывать, что создание построек, конструкций, поделок не должно быть самоцелью. Это прежде всего – средство развития детских способностей (творческих, интеллектуальных, художественных). В связи с этим основной задачей программы по данному разделу являются формирование у дошкольников познавательной и исследовательской деятельности, стремления к умственной деятельности; приобщение к миру технического и художественного изобретательства.
Методика конструирования и художественного труда выстраивается в контексте разных видов художественной деятельности и активно включается в целостный воспитательно образовательный процесс (в ознакомление с окружающим, в развитие речи, в формирование математических представлений и др.). Поскольку, как и все виды творческой деятельности, конструирование и ручной труд основываются на впечатлениях, которые дети получают в процессе воспитательно образовательной работы, их содержание тесно связано с разнообразными строениями, которые ребята имеют возможность постоянно видеть. Чем старше дети, тем шире круг их представлений, отражающийся в конструкциях, постройках, поделках.
Собственное мнение о программе:
Считаю, что это великолепное пособие для воспитателей детских садов для обучения детей конструированию. Основной упор сделан на конструирование из строительных наборов (деревянные кубики), но есть примеры занятий и по конструированию из деталей конструкторов, из бумаги, бросового и природного материала. Книга разбита на разделы по возрастам от 1 до 7 лет. Для каждого возраста составлено порядка двадцати занятий, сгруппированных по темам. В каждой теме три занятия, идущих по усложнению. Мне особенно понравился раздел, посвященный играм и упражнениям по конструированию - много замечательный идей для занятий, есть схемы.

Рекомендуем посмотреть:

Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра Как развивать логическое мышление у дошкольников Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников Программа по музыкальной логоритмике для средней - старшей группы ДОУ

Похожие статьи:

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Эмоциональное развитие старшего дошкольника

Педагогические термины для воспитателей

Как оценить умственные способности ребенка

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему «Овощи» | Картотека игр по ФЭМП для детского сада
Опубликовано: 2666 дней назад (4 января 2017)
Просмотров: 5244
Рубрика: проеты
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!