Классный час для школьников 5 класса по профориентации «Мир профессий»
Данное занятие предназначено для учащихся пятых классов. Состоит из информационной части, игровых заданий и практической части. В ходе классного часа дети узнают о разнообразии мира профессий, классификации профессий Е.А. Климова, определят свою склонность к определенному типу профессий. Провести такое занятие может как педагог-психолог, так и классный руководитель.
Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся;
Задачи:
1) Ознакомить детей с классификацией профессий;
2) Выявить склонность к определенному виду профессиональной деятельности;
3) Повысить интерес учащихся к различным профессиям и расширить их кругозор.
Оборудование:
1. Листы с напечатанными пословицами и поговорками.
2. Карточки со стихами.
3. Методика Е.А. Климова «ДДО», бланки ответов.
4. Таблицы с примерами профессий каждого типа.
В начале занятия педагог-психолог показывает презентацию учащимся с фотографиями различных профессий. После просмотра задается вопрос детям: «Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на классном часе?»
(Ответы детей) Правильно – о профессиях!
I На сегодняшний день существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них, со своей системой требований к человеку, можно назвать профессией. Какие профессии вы знаете?
(ответы учащихся). Так как профессий очень много, их нужно было сгруппировать или разделить на типы. Сегодня я вам расскажу об одной классификации профессий, ее автор - ученый Е.А. Климов. Мы узнаем, какие типы профессий существуют, с чем они связаны, какие профессии относятся к определенному типу. Кроме этого, мы с вами выполним тест и узнаем, к какому типу профессий склонен каждый из вас. А в завершении урока, вы сами попробуете определить, к какому типу относится определенная профессия.
II Мы с вами уже поняли, что профессий существует очень много, и каждая профессия предъявляет свои требования к человеку. Что необходимо для овладения какой-либо профессией?
(ответы учащихся). Об этом говорится и во многих известных поговорках.
Учащимся раздаются распечатки с текстом. В течение 5 минут они работают с ними, соединяя части поговорок.
Без труда - как без рук
Была бы охота - ремесло к лицу
Без косы - не говори, что не дюже
Берись за то, - и сена не накосишь
Без ремесла - не вытащишь и рыбку из пруда
Взялся за гуж, - только небо коптить
Без дела жить - заладится всякая работа
Всякому молодцу - к чему ты годен
Ответы
-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
-Была бы охота – заладится всякая работа
-Без косы и сена не накосишь
-Берись за то, к чему ты годен
-Без ремесла как без рук
-Взялся за гуж, не говори, что не дюж
-Без дела жить – только небо коптить
- Всякому молодцу – ремесло к лицу
Делается вывод по результатам задания.
III А сейчас мы с вами побудем настоящими поэтами.
Поэтическая игротека. Выдаются тексты четверостиший стихотворения. Задание: «Вставьте пропущенные слова».
Затем желающие зачитывают, что получилось.
Джани Радаре “Чем пахнут ремесла?”
№ 1. У каждого дела запах особый
В булочной пахнет тестом и … (сдобой)
№ 2. Мимо столярной идешь мастерской –
Стружкою пахнет и свежей… (доской)
№ 3. Пахнет маляр скипидаром и … (краской)
Пахнет стекольщик оконной … (замазкой)
№ 4. Куртка шофера пахнет… (бензином)
Блуза рабочего – маслом машинным
№ 5. Пахнет кондитер орехом мускатным
Доктор в халате – …(лекарством) приятным.
№ 6. Рыбой и морем пахнет … (рыбак).
Только безделье не пахнет никак.
Обсуждение.
IV Игра “Подскажи словечко”. В продолжение поэтической темы, я предлагаю вам загадки о профессиях. Чтобы их отгадать, вам нужно правильно подобрать рифму. На доске подсказка: слова – профессии эти.
В море коварном товаров и цен
Бизнес – корабль ведет … (бизнесмен)
От вирусов злобных компьютер наш чист:
Программы и файлы спас … (программист)
Вот вам чертеж, где каждый размер
Новой детали дал … (инженер)
Мне поставила вчера
Два укола … (медсестра)
Как воздушная принцесса
В форме летней … (стюардесса)
Герои легендарные
В огонь идут … (пожарные)
Письма в дом приносит он,
Долгожданный … (почтальон)
Путь его тяжел и долог,
Ищет залежи … (геолог)
У слона иль мышек жар –
Их спасает … (ветеринар)
Лоботрясов укротитель,
В школе учит нас … (учитель)
V Это лишь малая часть известных нам профессий. Говорят, что в мире существует около 50 тысяч профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в большие группы. Как я уже говорила, создателем одной из самых известных классификаций профессий является наш российский психолог, доктор психологических наук Евгений Александрович Климов. В его классификации каждый тип профессий отличается предметом труда, т.е. с чем или с кем человек работает. Всего Евгений Александрович выделил пять типов профессий.
1. Профессии типа человек – техника. Предмет труда – техника. Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель. Наладчик какого-либо оборудования и т.п.
Учащиеся называют свои примеры.
2. Профессии типа человек – природа. Предмет труда – животный и растительный мир (животные и растения, почва и воздушная среда). Это профессии, вязанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями. Пример: эколог, геолог, тракторист, биолог, зоотехник, егерь (лесник).
Учащиеся называют свои примеры.
3. Профессии типа человек – знак (или знаковая система). Предмет труда – схемы, знаки, карты, устная и письменная речь, цифры, ноты. Эти виды деятельности относятся к умственному труду. Пример: бухгалтер, оператор компьютера, физик, кассир и т.д.
Учащиеся называют свои примеры.
4. Профессии типа человек – художественный образ. Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность. Людей этого типа отличает наличие художественной фантазии, талант. Пример: дизайнер, декоратор, певец, актер, художник.
Учащиеся называют свои примеры.
5. Профессии типа человек – человек. Предмет труда – человек, группа людей. Это все профессии, связанные с общением с людьми, с воздействием на других людей. Пример: учитель, воспитатель, тренер, менеджер, юрист.
Учащиеся называют свои примеры.
VI Таким образом, мы познакомились с различными типами профессий и сейчас попробуем узнать, какой же тип профессий подходит каждому из вас. Для этого мы проведем тест. (
Проводится методика «Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова). Обработка. Учащиеся узнают, к какому типу профессий они склонны. Обсуждение.
VII Мы хорошо потрудились, немного повеселились, а теперь настало время проверить себя.
Учащимся задаются вопросы.
Проверим себя!
1.Сколько типов профессий по систематизации Климова вы знаете?
2. К какому типу относится профессия «бухгалтер»?
3. К какому типу относится профессия «менеджер»?
4. К какому типу относится профессия «парикмахер»?
5. К какому типу относится профессия «переводчик»?
6. К какому типу относится профессия «экскурсовод»?
7. К какому типу относится профессия «ветеринар»?
8. К какому типу относится профессия «дизайнер»?
9. К какому типу относится профессия «водитель»?
10. К какому типу относится профессия «учитель»?
Молодцы!!!
Рефлексия занятия.
Рекомендуем посмотреть:
Уходить ли из школы после 9 класса?
Профориентация на уроках географии
Внеклассное занятие для 5 класса по теме: Творческие профессии
Классный час для школьников 5 класса по профориентации
Похожие статьи:
Классный час в 5-6 классе по профориентационной работе с элементами игры
Опросник профессиональных предпочтений
О наиболее популярных профессиях для школьников
Занятие по психологии, 10-11 класс. Профессии
Занятия по психологии для 11 класса. Тема: Профориентация