Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта работы старшей вожатой детского дома

Социализация педагогически запущенных детей через развитие творческих способностей (из опыта работы)
Цель:
- совершенствование деятельности по социализации личности воспитанника детского дома в целях его успешной адаптации в самостоятельной жизни посредством развития творческих способностей;
-создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в формирование и раскрытие творческой индивидуальности воспитанника.

Проблемы, связанные с человеческими ценностями,ученые относят к числу важнейших научных, философских, психологических,педагогических проблем т.к. их разрушение неминуемо ведет к кризису личности и общества, выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей. Разрушение ценностных ориентиров в настоящий период не сопровождается появлением сколько-нибудь равноценных новых,что породило многие социальные проблемы: кризис нравственности и правосознания,социальную нестабильность,политическую дезориентацию и деморализацию населения,падение ценности человеческой жизни и многое другое. Разрушение системы ценностей,резкое падение уровня жизни большей части населения,прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе привели к росту социального сиротства.
Изменение социального состава сирот, вызвавшее увеличение среди них количества детей с трудностями в развитии, обучении,поведении,требуют особых педагогических подходов к воспитанию и развитию данной категории детей, включая организацию деятельности по принятию ими социальных ценностей.
Для детей-сирот,воспитывающихся вне семьи в условиях детского дома,формирование системы социальных ценностей приобретает особое значение.
С недавних пор стал широко использоваться термин «социализация», заимствованный из зарубежных психолого-педагогических концепций. Так называют процесс усвоения и воспроизводства человеком культурно-исторического опыта (знаний, умений, норм, ценностей, стилей поведения)того общества, к которому он принадлежит.
Ситуация сиротства и пребывания ребенка в детском доме рассматривается как стрессовая и трагическая, оставляющая глубокий след в его судьбе.
Учреждение,которое призвано выполнять функцию замены семьи для несовершеннолетнего ребенка - детский дом. За воспитанников многое решается и делается взрослыми. Строгий режим дня, постоянный контроль за поведением ребенка,готовая пища,выдача вещей – все это делает его пассивным потребителем, не формирует социальную готовность ребенка к самостоятельной жизни.
В настоящее время особое внимание обращено к теме социализации воспитанников школ-интернатов и детских домов. Подготовить воспитанников к предстоящей жизни,повысить их социальную компетентность в условиях детского дома главная задача педагогов.
Важнейшую роль в социализации человека играет его семья, а также образовательные учреждения, круг общения и средства массовой информации. Дети без семьи лишены главного источника социализации,поэтому их адаптация к обществу,их готовность к самостоятельной жизни,их моральное развитие целиком и полностью зависят от воспитателей,педагогов и психологов. Работа по социализации воспитанников будет эффективной только в том случае,если она проводится непрерывно,последовательно,с учетом психологических особенностей детей; уровня интеллектуального развити; возраста и индивидуальных особенностей детей.
Человек-существо общественное,чем младше ребенок,подвергшийся социальной депривации,тем тяжелее для него эта изоляция. Даже если в дальнейшем в детском доме педагоги помогают развить интеллект, серьезные нарушения личности и общения с людьми сохраняются.В общении такие дети назойливы, в них неутолимая потребность любви и внимания.Им свойственны взрывы эмоций и отсутствие глубоких устойчивых чувств. Они очень ранимы, даже мелкое замечание вызывает бурю эмоций.Чем старше дети,тем быстрее и успешнее проходит компенсация в случае специальной психологической и педагогической работы. У детей,воспитывающихся в детском доме,возникает чувство общности. Благодаря ему,возникает чувство защищенности,безопасности,«безусловного принятия»,которое обычно дает ребенку семья,родной дом.
Чувство «Мы»-значимое чувство,это одно из жизненных опор у детей,растущих вне семьи. В воспитательном процессе его необходимо учитывать,но не замыкаться на нем.Необходимо всемерно развивать связи воспитанников со всем окружающим миром. Но и здесь все хорошо в меру.
Конечно,хорошо,если дети понимают,что они не безразличны для других людей, к ним приковано внимание общества. Но благотворительные мероприятия далеко не лучшим образом влияют на развитие личности детей.У них складывается выраженная потребительская позиция и вытекающие из нее некоторые уродливые формы поведения.Необходимо, чтобы благотворительные акции не порождали позицию потребителя,не подчеркивали особенное положение этих детей,чтоб у них не возникало ощущения,что все перед ними виноваты и теперь замаливают свою вину.
Проблема: неспособность предвидеть последствия своих поступков
-воспитанники детских домов не умеют правильно анализировать ситуацию,предугадывать ее последствия,выходить за пределы текущего момента.Непонимание ведет к ошибочному поведению.
Проблема: низкая самооценка и плохое знание себя
- исследователи отмечают, что у воспитанников детских домов формируются устойчиво низкая самооценка, неуверенность в себе и неверные знания о себе
Проблема: острая потребность в одиночестве:
-обстоятельства вынуждают воспитанников детских домов постоянно общаться с другими детьми. Из-за этого возникает перегрузка от общения,усталость от него. Сверстники становятся друг для друга как бы фоном, постоянным условием жизни. Особенно остро это переживается в подростковом возрасте,когда потребность в одиночестве становится фактором развития личности.
Особую роль в социализации играет внеурочная деятельность. Для детей,у значительной части которых, в процессе социализации имеется препятствие в виде неудачи в учебе, что является следствием различных видов депривации и педагогической запущенности,снижается уровень самооценки, что во многом программирует его дальнейшую жизнь, становится серьезным препятствием на пути его взаимодействия с другими людьми и миром в целом.Внеучебная деятельность предоставляет возможность самоутверждения,саморазвития в других областях,способствуя успешному личностному становлению,выступая при этом главным средством присвоения воспитанниками-сиротами социальных ценностей.
Занятость детей кружковой работой позволяет развивать творческие способности воспитанников, формировать художественный вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни,а также способствует их социализации.В процессе творческой самореализации идет успешное усвоение общечеловеческих ценностей. Появляется стремление и желание знать свой родной край,его культуру,традиции. Формируется позитивное отношение к труду,обществу,Отечеству.
Работая в детском доме 1999года, видела разных детей и поняла одну истину:«Бесталанных людей нет,а есть люди, занятые не своим делом», только их нужно найти, эти таланты, помочь каждому ребенку раскрыть и развить в себе способности и почувствовать свою успешность. А таланты бывают разные: это и талант управления,и талант общения, и артистические способности,и способности к прикладному творчеству и многие, многие другие, которые можно раскрыть только в неурочной деятельности.
Принципы:
1. Всеобщая талантливость. Бесталанных детей нет, а есть занятые не своим делом.
2. Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже,чем у других,значит,что-то должно получиться лучше. Ищите…
3. Неизбежность перемен.Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Развитие творческих способностей детей – одно из направлений деятельности детского дома . Именно в занятиях творческой деятельности деятельностью (изобразительное искусство,декоративно – прикладное творчество, хореография, театрализация, вокал и другие) дети могут реализовать свои способности,увидеть и раскрыть которые могут лишь педагоги,заинтересованные в создании ситуации успеха для каждого ребенка.Не секрет,что не все воспитанники детского дома обладают высоким уровнем мотивации учебной деятельности,имеют природные способности к обучению; зачастую в детском доме приходят дети педагогически запущенные, воспитанием и развитием которых своевременно никто не занимался. И, попадая в окружение красоты, искусства, творчества в стенах детского дома, ребенок начинает видеть мир в других красках,стремиться сам стать лучше,чище,делать свою жизнь яркой и интересной.Благодаря занятию творчеством,успешному участию в различных конкурсах, выставках наши дети раскрывают свой внутренний мир,учатся видеть прекрасное вокруг себя,верить в свои силы;успешно адаптироваться в современных условиях жизни.
Физиологи и психологи сегодня утверждают и доказывают с помощью опытов:нам всем необходимы самые разнообразные ощущения, эмоции. Уж так создан человек природой и своей социальной историей – он должен постоянно познавать новое, думать, волноваться, развиваться, идти вперед. Ребенку же, развивающемуся «семимильными шагами», эмоциональная нагрузка, какую дает игра, творчество - это благо. Мой прогноз – воспитание через игру, через развитие творческих способностей – раскроет способности и возможности человека в обществе.
Я в своей работе стараюсь не использовать менторские указания,не перенасыщать свою речь назидательными поучениями и порицаниями, потому что результат такого «лобового» решения педагогических проблем зачастую оказывается нулевым,тогда как игра и творчество изменяет и преображает человек исподволь.Не приходится отрицать необходимость обучения и социализации.Безусловно,ребенку необходимо получить традиционные базовые знания, научиться управлять собой в различных ситуациях.Мы и в обществе всегда играем какую-либо роль,и наша задача научить наших воспитанников играть разные роли,как на сцене,так и в жизни.
Даже самое небольшое сценическое произведение,сценка – это маленькая модель нашей жизни.Какова бы ни была она, шуточная или поучительная, она всегда имеет конфликт и в конечном итоге вывод, скрытый или явный, он всегда дает пищу для размышления.
Но поистине волшебные превращения происходят с нами, когда мы сами оказываемся на сцене!Мы буквально преображаемся не только внешне, но и внутренне … Перевоплощаясь, мы словно «надеваем» на себя не только чужой наряд, но и «примеряем» мысли, чувства другого человека.Мы начинаем понимать его настолько, что можем думать и действовать от его имени.А значит,мы начинаем властвовать и над своими мыслями,чувствами и поступками.Как это важно для растущей личности Ведь наука властвовать собой – самая трудная, но и самая главная. Человек, ставший хозяином самому себе, своему слову, своим поступкам, достигнет в жизни больших высот. А ведь это главная задача педагога,любого педагогического коллектива.Поэтому коллективное дело,совместная работа - над праздничным мероприятием это важный воспитательный процесс,который исподволь помогает социализации каждого участника мероприятия.
У каждого воспитанника должна быть своя работа в общем деле, но и у каждого обязательно своя роль. Это трудно по разным причинам:
- не каждый воспитанник сразу соглашается стать участником, необходимо убедить его,в его нужности,что он справится….
- если даже все собрано, «подогнано», придумано, сочинено для каждого конкретного коллектива, детям ваше «творение» может не понравиться, а насильно делать они ничего не будут.
- даже, если все наши совместные усилия увенчались согласием ребят работать над предлагаемым материалом, то приступить к репетициям не удается по той простой причине, что дети бывают заняты и другими своими делами.
Да, действительно, приходится идти на многое: видоизменять сценарий, вводить новые роли, работать с каждым индивидуально, сокращать некоторые эпизоды только потому, что работаем не с профессиональными актерами, артистами, а с детьми! Потому, что никто из них не должен остаться «за кадром» - это раз. А второе – каждый из них должен почувствовать успех! Никто не должен быть лишним, но никто не должен быть не на своем месте… И вот тут самое время перейти к следующему принципу нашей работы – принципу индивидуального подхода!
Многие ребята даже не подозревают, кому из них и по каким причинам я поручаю те или иные роли. И это хорошо! Главное в таких ситуациях заключается в том, что ребята, работая над образом, изменяют и себя, растут вместе с ролью, избавляются от качеств, которые им мешали…
Педагог обязан создать такие условия, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, востребовано, творил, радовался, огорчался и ощущал успех. Иногда не хватает времени,и получается не так как хотелось бы,в этом тоже есть «плюс», значит не доработали, не продумали, но ни в коем случае нельзя порицать,иначе получим обратный эффект. В этом случае нужно дать ему возможность самостоятельно сделать вывод.
Чтобы сыграть чужие отрицательные черты, нужно их увидеть в жизни,увидеть этих героев. Так дети учатся наблюдательности в жизни, анализу, но учатся не отстраненно, а в активном творческом процессе, в деятельности. Учатся сравнивать и высказывать свое отношение к этому герою.
Многословие вообще губительно для особенно младшего школьного возраста,поэтому упор делается на пантомимические способности. Детей-актеров нельзя перегружать словесным материалом, поскольку, стремясь добросовестно вызубрить его, они будут вести себя на сцене более скованно; их действия будут зависеть от большого текста, и отсюда будет рождаться пассивность, неестественность. Куда более важно дать понять юному актеру,что даже для прочтения стихотворения необходимо войти в роль, суметь прочувствовать героя.
Очень меткую характеристику происходящему во время репетиций и после очередного мероприятия, достоинствам и недостаткам зачастую дают даже дети, играющие, казалось самую незначительную роль. Они,в этот момент,учатся анализировать увиденное и формулировать свои мысли вслух. При подготовке праздников "Юбилей Детского дома", День Св. Николая, Новый год, День защиты детей работники детского дома, видят своих воспитанников в новом свете. Мы приглашаем своих коллег из школы, гостей, чтобы они увидели своих учеников в другой обстановке, может быть поменяли свое отношение к нашим детям.
Да, конечно, в этот момент у нас витает дух эйфории, некоторого преувеличения наших успехов. Но как же иначе? Ведь это же наши дети, такие, порой, трудные и капризные, но такие сейчас талантливые! И пусть царит эйфория! Потому что детям успех необходим, как воздух!
Не приходится отрицать необходимость обучения и социализации.Безусловно,ребенку необходимо получить традиционные базовые знания, научиться управлять собой в различных ситуациях.Но при этом важно сохранить его индивидуальность и творческую природу.
Творчество доступно всем детям, более того,оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка. Развитие творческих способностей детей важно на всех этапах развития. Изучение уровня развития творческих способностей воспитанников показало, что именно в этой сфере нашим детям легче самореализоваться, найти свое место в жизни.Кроме того, результаты показывают, что наиболее высокий уровень развития творческих способностей наблюдаются у детей, проживающих в детском доме более 3 лет, то есть с ребенком на протяжении ряда лет ведется индивидуальная развивающая работа, и ребенок сумел раскрыть свои способности в любимом деле.Наблюдения показывают, что дети, активно и успешно занимающихся творчеством в детском доме, становится более успешными в самостоятельной жизни: у них более развиты коммуникативные,нравственно – этические навыки; они более уверенны в себе.
Необходимо бережное отношение к детям – к их душам. Детство проходит быстро. И очень хотелось бы, чтобы наши дети его помнили и, став взрослыми, возвращались мысленно каждый в свою детскую страну и брали из нее все, что им необходимо.

Рекомендуем посмотреть:

Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности у студентов Внедрение инновационных технологий в процесс обучения и преподавания с целью повышения уровня саморе Тьюторское сопровождение молодых специалистов

Похожие статьи:

Положение о научном обществе в школе

Положение о школьной предметной олимпиаде

Положение о школьной предметной неделе

Положение о центрах дополнительного образования в общеобразовательном учреждении

Требования к программе дополнительного образования детей

Эссе старшей вожатой детского дома
Опубликовано: 2626 дней назад (15 февраля 2017)
Просмотров: 1620
0
Голосов: 0
Екатерина Юрьевна Кондратьева # 16 февраля 2017 в 09:59 0
Полностью с Вами согласна! Каждый ребенок талантлив по своему! Нужно просто уметь раскрывать эти таланты... Настраивать "сложных" детей на хорошее будущее, повышать их заниженную самооценку. Я работник СПО, поэтому часто вижу даже зашуганных ребят, которые боятся сказать даже слово. И чтобы их раскрепостить, необходимо приложить немало усилий!