Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» для воспитанников старшей группы «Бумажная страна»
Описание материала: предлагаю конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» для детей старшей группы (от 5 до 6 лет) по теме «Бумажная страна». Данный материал будет полезен воспитателям дошкольного образования, воспитателям-методистам, студентам педагогических факультетов. Конспект содержит игровые задания, практические опыты с бумагой, способствующие систематизации представлений об окружающем мире и развитию интеллектуальных способностей детей.
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» для воспитанников старшей группы «Бумажная страна»
Цель: систематизировать знания детей о бумаге.
Программные задачи:
- сформировать и обогащать знания воспитанников о разнообразных свойствах бумаги в процессе проведения практических опытов;
- развивать социальную активность в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми для позитивного самоутверждения и признания;
- воспитывать культуру познания и чувство уверенности в себе.
Демонстрационный материал: экспонаты, сделанные из бумаги.
Раздаточный материал: ручки, тетради, листы бумаги разного вида по количеству детей, мяч, кусочки клеенки.
Методические приемы: игровая ситуация, сюрпризный момент, практические опыты, пальчиковая гимнастика, анализ, подведение итогов.
Предварительная работа: изготовление игрушек из бумаги способом оригами, объемные аппликации.
Ход занятия
Дети стоят в кругу и представляют себя по первому звуку своего имени.
Воспитатель: – Людмила – любимая
Игра «Что умеют наши руки»
Дети поочередно говорят: «Мои руки умеют…»
Воспитатель: – А мои руки умеют делать интересные поделки и экспериментировать. Разрешите мне сегодня воспользоваться этим и пригласить вас в нашу удивительную лабораторию.
Раздается стук в дверь. Входит Буратино и плачет.
Воспитатель: – Здравствуй Буратино, почему ты плачешь?
Буратино: – Я спокойно шел в школу, но какой-то мальчик толкнул меня. Я упал, испачкал свою курточку и испортил книгу, которую мне купил папа Карло. Ребята, помогите мне их постирать.
Ребенок 1 – Буратино, ты что, тебе нельзя стирать курточку и книгу.
Ребенок 2 – Они сделаны из бумаги.
Ребенок 3 – Если их постирать, они испортятся.
Ребенок 4 – Они намокнут, порвутся и помнутся.
Буратино: – Что такое бумага? Какая она?
Воспитатель:– Буратино, я приглашаю тебя и ребят в нашу лабораторию.
Хотите о бумаге многое узнать? Тогда я предлагаю вам исследователями стать: смотреть, экспериментировать, запоминать. Что узнали о свойствах бумаги, все записать.
Дети проходят за столы.
На них лежат разные виды бумаги: писчая, копировальная, наждачная, картон. Ребята рассматривают, воспитатель спрашивает у них, для чего эта бумага нужна.
Ответы детей:
Писчая бумага нужна для записей, рисования, печатания книг, газет.
Картон нужен для изготовления обложек, различных упаковок, настольно-печатных игр, мозаик-пазлов.
Копировальная бумага нужна, чтобы получать копию, повторять рисунок, перевести что-нибудь.
Наждачная бумага нужна, чтобы точить ножи, топоры, для шлифовки неровных поверхностей.
Воспитатель: – Ребята, а во что мы играем зимой? (Снежки). Снежки можно делать не только из снега, но и из бумаги. А из какой бумаги лучше сделать снежки? Я предлагаю вам «скатать» снежки из писчей бумаги и салфеток.
Пальчиковая гимнастика
Долго мы бумагу мяли
Так что пальчики устали,
Мы немного отдохнем
И опять ее помнем.
Дети мнут бумагу, комкают ее, придают ей круглую форму.
Воспитатель: – Какой вывод после работы с бумагой вы сможете сделать? (Ответы детей.)
Воспитатель сообщает детям, что, используя свойства бумаги легко меняться, люди научились делать из нее различные предметы. Складывает из бумаги цветочек. Дети записывают результат в тетрадь.
Воспитатель: – Хотите узнать о других свойствах бумаги? Предлагаю вам провести следующие опыты с бумагой:
Опыт № 1 «Волшебная бумага»
Детям предлагаются альбомные листы бумаги белого цвета, фломастеры разного цвета. Что можно сделать с бумагой и фломастерами?
Вывод: бумагу можно использовать для рисования.
Опыт № 2 «Сминание бумаги»
Сейчас мы будем ставить опыт и познакомимся со свойством бумаги – бумага мнется. Вот у нас лежат несколько образцов бумаги разной плотности и назначения, попробуем ее помять.
Вывод: бумага мнется, но более плотную бумагу тяжелее сминать.
Опыт № 3 «Сравнение бумаги»
Детям были предложены два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Мы пробовали с детьми разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.
Вывод: картон толще, чем бумага.
Опыт № 4 «Разрывание бумаги»
Предлагаем детям два вида материала: бумагу, ткань.
Нужно было разорвать бумагу. Бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились.
Вывод: ткань прочнее, чем бумага
Опыт № 5 «Вода и бумага»
Для этого опыта мы взяли: бумажные салфетки, альбомный лист бумаги.
Положили два вида бумаги в ванночки с водой. Салфетки тут же размокли, они рвались в руках детей. Во второй ванночке бумага намокла, но не рвалась.
Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.
Опыт № 6 «Шуршащая или поющая бумага»
Мы с ребятами решили узнать. Может ли бумага издавать звуки, петь?.. Для этого опыта предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.
Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук.
Опыт № 7 «Склеивание бумаги»
Для данного опыта нам понадобилась: цветная бумага, ножницы, клей.
Разрезав целый лист бумаги, дети убедились, что целого листа бумаги больше нет. Было предложено взять клей и склеить части.
Вывод: бумажные предметы можно склеивать.
Опыт № 8 «Бумага сгибается»
Возьмите листы бумаги разного цвета и плотности, сложите лист на два прямоугольника, четко выделите линию сгиба, а потом разверните бумагу и попробуйте удалить линию сгиба. Получится ли это у нас? (Не получится, потому что линия уже оставила отпечаток на бумаге).
Вывод: при сгибании на бумаге остается линия сгиба.
Опыт № 9
У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас две девочки попытаются завязать эти ленточки. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся.
Вывод: Бумага легко рвётся.
Опыт №10 «Летающая бумага»
Может ли бумага летать?.. для этого нужно запустить самолетик, чтобы он полетел. Этот опыт очень понравился детям. Самолетики разлетелись по всей группе.
Вывод: бумага легкая, поэтому бумажные самолетики разлетаются.
После проведения опытов дети сделали следующие выводы (игра с мячом):
- бумагу можно использовать для рисования.
- бумага мнется, но более плотную бумагу тяжелее сминать.
- картон толще, чем бумага.
- ткань прочнее, чем бумага
- бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.
- при смятии, трении – бумага издаёт звук.
- бумажные предметы можно склеивать.
- при сгибании на бумаге остается линия сгиба.
- бумага легко рвётся.
- бумажные самолетики очень легкие, поэтому, они разлетаются.
Буратино: – Ребята, у меня есть приглашение в цирк, но, к сожалению, только одно.
А я бы хотел пригласить и вас в цирк.
Воспитатель: – Дети, скажите, мы можем помочь Буратино? Ведь нужно много приглашений. Какой вид бумаги, по вашему мнению, наиболее подходит для этих целей? (Ответы детей - копировальная.)
Воспитатель: – Вы правы. Я сначала предлагаю обследовать эту бумагу, чтобы правильно ею пользоваться.
Дети выясняют, что одна сторона у нее «жирная» с краской, а другая – матовая.
Воспитатель: – Как вы думаете, какой стороной нужно положить копирку на тот лист, на который переводится рисунок? Почему?
Воспитанники обследуют копировальную бумагу, делают выводы, затем копируют приглашение.
Буратино: – Ребята, спасибо вам большое. Я очень много узнал интересного о бумаге. Я расскажу своим друзьям об этом.
Воспитатель: – Большое спасибо тебе, Буратино, за приглашение в цирк. Вот тебе новая курточка и новая книга. Учись хорошо.
Буратино: – Спасибо, ребята. До свидания.
Воспитатель: – Ребята, вы сегодня молодцы! На одном занятии успели побывать исследователями и учеными! Расскажите, пожалуйста, что вам понравилось? Что было интересным? Что нового вы узнали о бумаге? Что было трудным? Что бы вы хотели узнать на следующем занятии? Большое всем спасибо!
Литература:
1.Богданов, В.В, Попова, С.Н. Истории обыкновенных вещей/ В.В.Богданов, С.Н Попов. Изд. «Педагогика – Пресс», М., 1992, с.76
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с народами Прикамья
Конспект совместной деятельности в старшей группе «Волшебные камешки»
Конспект НОД в старшей группе
Похожие статьи:
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
Конспект занятия по лепке из солёного теста в старшей группе
План-конспект НОД в старшей группе в рамках образовательной области «Коммуникация»