Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» для воспитанников старшей группы (от 5 до 6 лет) «Откуда к нам пришла бумага»
Автор:
Дручкова Людмила Анатольевна, воспитатель-методист Государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребенка г.Калинковичи»
Описание материала: предлагаю конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» для детей старшей группы (от 5 до 6 лет) по теме «Откуда к нам пришла бумага». Данный материал будет полезен воспитателям дошкольного образования, воспитателям-методистам, студентам педагогических факультетов.
Конспект содержит игровые задания, практические опыты с бумагой, способствующие систематизации представлений об окружающем мире и развитию интеллектуальных способностей детей.
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» для воспитанников старшей группы «Откуда к нам пришла бумага»
Цель: систематизировать знания детей о бумаге.
Программные задачи:
– формировать представления детей о предмете рукотворного мира – бумаге;
– познакомить с историей ее возникновения, производством, использованием в быту и народном хозяйстве;
–развивать ретроспективный взгляд на бумагу, интерес к социальной действительности, к труду взрослых;
– воспитывать бережное отношение к бумаге, к предметам, используемым в быту и повседневной жизни;
Оборудование: картинки деревьев (береза, осина, сосна, ель), береста, глиняные плитки, восковые дощечки, камни, кожа, предметы и поделки из бумаги.
Ход занятия
Дети стоят в кругу. Воспитатель показывает цветок, сделанный из бумаги. Дети передают его по кругу и говорят друг другу комплименты.
Воспитатель: – Ребята, мне кажется, что этот цветок не простой. Здесь что-то написано. Разворачивает и читает: «Приглашаем на выставку. Адрес: Музей».
Воспитатель: – Ребята, кто знает, что такое музей? Что хранят в музее?
Дети: – Экспонаты
Воспитатель: – Кто рассказывает об экспонатах?
Дети: – Экскурсовод, гид. (Если не справляются сами, объяснить, что такое экспонаты, рассказать про экскурсовода.)
Воспитатель: – Ребята, вы согласны пойти в музей? Как нужно вести себя в музее?
Дети: Не шуметь, осторожно, не шаркать ногами, не кричать.
Дети заходят в комнату, где собраны экспонаты, изготовленные из бумаги: мебель, посуда, сделанные способом оригами, игрушки из папье-маше, картинки в картонных рамках, береста, кожа, глиняные плитки, восковые дощечки, разные виды бумаги, схема производства бумаги.
Воспитатель: – Ребята, позвольте мне быть у вас экскурсоводом. Отгадайте загадку: «Я белая как снег, дружу с карандашом, где он пройдет, там заметку кладет».
Дети: – Бумага.
Воспитатель: – Сейчас нашу жизнь невозможно представить без бумаги. Каждый день мы пользуемся ей или предметами, изготовленными из нее.
Беседа-интервью: «Где используют бумагу»?
Дети: – Для письма, рисования, книг, газет, фотографий, обоев, упаковки.
Воспитатель: – Бумага – универсальный материал. Ее используют и в строительстве, и в обувной промышленности. Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут. Мы так привыкли к бумаге, что кажется, она всегда была у нас. Но это не так. Раньше у людей не было бумаги. Древние люди писали на камнях, на листьях растения – папирусе, бересте, глиняных плитках, восковых дощечках, пергаменте. Предлагаю вам перенестись в те далекие времена и как древние люди оставить знаки на этих предметах.
Дети экспериментируют и делают выводы:
- камень очень тяжелый, его трудно переносить;
- глина высыхает и бьется;
- воск тает в тепле;
- для пергамента нужно много шкур животных.
Физкультминутка:
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти стряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сели покажем,
Крылья сложили назад.
Воспитатель: – Сегодня я хочу рассказать вам о том, откуда к нам пришла бумага. Настоящую бумагу придумали в Китае в 102 году, но держали это в секрете. Прошло много сотен лет, прежде чем у нас научились делать бумагу. Как вы думаете, из чего? Отгадав эту загадку, вы узнаете, из чего делают бумагу.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели. (Дерево.)
Воспитатель: – Конечно, бумага не растет на деревьях, и все же жизнь любого листа бумаги начинается в лесу. Для производства бумаги используют древесину определенных пород деревьев: ели, сосны, березы, осины (показ картинок). От дерева до бумаги длинный путь.
Рассматривание схемы производства бумаги:
1. Работа специальной техники, лесорубов.
2. Перевозка бревен на фабрику.
3. Распиливание деревьев на пилораме, измельчение в мелкую щепку.
4. Варка «деревянной каши».
5. Раскатывание бумаги на конвейере, сворачивание ее в рулоны.
Воспитатель: – Вот такой долгий путь проходит дерево, прежде чем появится из него бумага.
Мы с вами ежедневно пользуемся бумагой и ее нужно, очень много. Но чтобы иметь на столе тетради, учебники, интересные книги, журналы и другие предметы из бумаги, необходимо экономить ее, ведь для производства 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев. Если мы будем экономить бумагу, то сохраним наши леса и красивые деревья.
Воспитатель: – Ребята, как мы можем экономить бумагу?
Дети: – Не рвать, аккуратно и разумно рисовать, сдавать макулатуру, сажать деревья.
Воспитатель: – А сейчас я хочу с вами поиграть «Узнай по описанию».
1. Белая, тонкая, гладкая – писчая.
2. Цветная, сжатая, шершавая – гофрированная.
3. Глянцевая, матовая – фотобумага.
4. Для выравнивания поверхностей – наждачная.
5. Для отделки помещений – обои.
6. Чистящий материал – салфетки, туалетная бумага.
7. Упаковочный материал – фантики, мешки, коробки.
8. Для расчета за покупки – деньги.
9. Для перевода рисунка – копировальная.
Воспитатель: – А сейчас я предлагаю вам, на память о посещении нашего музея, оставить поделку, сделанную своими руками. (Оригами «Дед мороз»).
Итог занятия
Воспитатель:– Что вы сегодня узнали нового? Что вам понравилось больше всего? Что вас удивило? Большое спасибо, зато, что внимательно слушали меня и друг друга.
Сегодня мы с вами много узнали о бумаге:
– На чем писали древние люди.
– Из каких пород деревьев изготавливают бумагу.
– Где и кто производит бумагу.
– Где и как используют бумагу.
–Как нужно беречь бумагу.
Воспитатель: – Молодцы, вы справились с заданиями. А на память я хочу вам подарить маленькие блокноты.
Литература:
1. Шапиро, А.И.Секреты знакомых предметов. Бумага./ А.И.Шапиро – М.: Сфера,2011. – 64с.
2. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В. Дыбина – М.: ТЦ Сфера,2002. –192с.
3. Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Гин С.И. – М.:2008. – 144с.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с народами Прикамья
Конспект совместной деятельности в старшей группе «Волшебные камешки»
Конспект НОД в старшей группе
Похожие статьи:
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
Конспект занятия по лепке из солёного теста в старшей группе
План-конспект НОД в старшей группе в рамках образовательной области «Коммуникация»