Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Разработка урока математики по теме: Деление с остатком, 5 класс

Методическая разработка урока по теме: "Деление с остатком"
Учебное пособие: Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М. : Вентана – Граф, 2017.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Необходимое оборудование и раздаточный материал: компьютер учителя, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной и парной работы, карточки рефлексии.
Цели:
Предметные: сформировать навыки выполнения деления с остатком, разъяснить связь между компонентами действия деления с остатком.
Личностные: развивать интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения.
Метапредметные:
Регулятивные - определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера ошибки. Коммуникативные – уметь слушать и понимать речь других при фронтальной и парной работе. Познавательные – умение ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопрос в учебнике, преобразовывать информацию из одной формы в другую. формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.
Ход урока:
1.Организационный этап
- Запишите в тетрадях «Классная работа», число сегодняшнего урока.
2. Актуализация знаний и сообщение новой темы (создание проблемной ситуации)
- Итак, ребята, давайте выполним устный счет:
432 : 4;
609 : 3;
3600 : 6;
121 : 11;
324 : 5.
- Возникли ли у вас затруднения при вычислении? (Есть пример на деление с остатком) Давайте проверим результаты устного счета. Оцените устный счет. А кто уже догадался, какая тема сегодняшнего урока?(Деление с остатком)
Правильно, запишите тему урока в тетрадь. В начальных классах вы знакомились с этой темой? (Да, мы изучали в 4 классе.) Какие цели мы перед собой поставим на этот урок? (Вспомнить, как выполнять деление с остатком.)
3. Этап обобщения материала
- Итак, ребята, мы с вами вспомнили, что не всегда одно натуральное число делится на другое число. Но всегда можно выполнить деление с остатком.
Разделим число 189 на 9; Разделим число 189 на 13
-Чем похожи, а чем отличаются эти примеры? (В обоих примерах одинаковое делимое. Первый пример на деление нацело, а другой на деление с остатком.)
– Когда мы прекращаем деление?(Когда остаток меньше делителя)
- Молодцы! Следующее задание.
- Замените правые части равенств так, чтобы высказывания из ложных стали истинными. В тетрадь запишите истинные высказывания.
а) 720 : 90 = 8 (ост. 1);
б) 55 : 11 = 4 (ост. 11);
в) 800 : 3 = 250 (ост. 50)
- Давайте проверим результаты. Поменяйтесь тетрадями и проведите взаимооценку. Какое правило относительно остатка мы вспомним? (Остаток всегда меньше делителя!)
4. Этап открытия нового знания
- Ребята, сегодня в рамках нашей темы, вы побудете немного математиками - исследователями. Вы будете работать в парах. Все, что вам нужно для исследования, перед вами: кусочки разрезанной ленты и линейка. Поразмышляйте, что можно с этим сделать в рамках нашей темы? (Можно их измерить. Можно их соединить и узнать длину всей ленты.)
И с какой целью вы это делаете? (Вывести формулу нахождения делимого, если известен делитель, неполное частное и остаток.)Ход своих действий опишите в виде алгоритма. На проведение исследования у вас есть 4 минуты. Если вы забыли правила работы в парах, у вас на столах есть памятки.
- Кто справился с заданием? Что у вас получилось? (1.Измерили кусочки ленты, посчитали их и записали в тетрадь. 2.Составили из кусочков ленту.
3. Сопоставили полученные данные с компонентами деления с остатком.
4. Составили пример из этих компонентов.)
- Назовите компоненты деления с остатком. Как называется результат деления при делении с остатком?
- Ребята, подумайте и решите, как найти делимое 21, зная делитель, неполное частное и остаток. (21: 4 = 5 (ост.1); 21: 5 = 4 (ост.1); 21 = 4*5 +1)
- Давайте сформулируем правило, как найти делимое, если известен делитель, неполное частное и остаток. (Чтобы найти делимое, нужно неполное частное умножить на делитель и прибавить остаток) Давайте напишем формулу для нахождения делимого, если обозначим: а – делимое, b – делитель, q – неполное частное, r – остаток.(a = bq + r)
-А как мы можем проверить, верна наша формула? (Посмотреть в учебнике.) Правильно. Проверьте формулу. Оцените свою работу в паре.
5. Физкультминутка
Если я называю пример деления с остатком – вы присаживаетесь, если без остатка – руки вверх поднимаем. 8: 5; 28:4; 32:6; 22:8; 65: 13;19: 3.
6. Этап закрепления нового материала
Заполните таблицу №530 Проверим результаты. (Заполняют таблицу, проверяют по эталону.)
- Скажите, пожалуйста, где в жизни нам может пригодиться деление с остатком? (При покупке чего либо, при расчёте стройматериалов, при расчёте лекарств и т. д.)
Правильно, решите задачу: 5 класс поехал на экскурсию в Москву полным составом (33 человека). Сколько четырехместных купе поезда было занято, если кроме классного руководителя ребята пригласили с собой учителя математики, учителя русского языка и директора? (Решают задачу, проверяют по эталону.)
7. Этап. Итог урока
- Добились ли мы своей цели? Внимательно посмотри на лист самооценки, вспомни все этапы урока и выбери на доске одно задание, которое ты верно решишь на все 100%. Выполни его. У вас 1 минута. Проверьте себя по эталону.
- Кто выбрал пример на деление и справился?
- Кто выбрал пример на нахождение делимого?
- Кто выбрал задачу?
У кого не получилось задание? Почему?
Д/З: Запишите домашнее задание параграф 19. №522, 524 или № 529, 524
Сдайте листы самооценки на стол. Спасибо за урок. Проверяют, проводят качественную рефлексию и выбирают домашнее задание.

Используемая литература:
1. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М. : Вентана – Граф, 2017.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока математики в 5 классе «Путешествие в страну Математики» Урок по математике для 5 класса. Обобщающее повторение Конспект урока математики. Проценты, 5 класс Конспект урока по математике, 2 класс. Решение задач

Похожие статьи:

Дидактическая игра «Математическое лото» на уроке математики

Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов

Внеклассное мероприятие по математике для 5 класса

Конспект урока математики в 5 классе на тему «Порядок выполнения действий»

Конспект урока по математике в 5 классе «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Опубликовано: 2397 дней назад (7 июня 2018)
Просмотров: 2851
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!