Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект по развитию речи во второй группе раннего возраста

Проект по развитию речи через формирование чувства ритма в I младшей группе «Чудо-ритмы».
Тип проекта: познавательно — творческий.
По составу участников: групповой.
Продолжительность проекта: 2 месяца - май, июнь (среднесрочный).
Возраст детей: 2-3 года.
Формы реализации проекта:
- НОД;
- игры (речевые, пальчиковые, подвижные, хороводные, подражания, музыкальные)
- беседы, общение;
- рассматривание иллюстраций, рисунков, картинок, открыток;
- работа с родителями.
Цели проекта.
1. Активизация речи детей через формирование чувства ритма
2. Обогащение словаря
3. Развитие речевого слуха
Задачи проекта:
1. Приучать слушать короткие, доступные по содержанию литературные произведения и одновременно выполнять характерные повторяющиеся движения или действия (отстукивания, прохлопывания и т.д.) ;
2. Развивать общую моторику детей - двигательные упражнения и игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.
3. Упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков или слов посредством игр – подражаний или игр с использованием метода договаривания.
4. Знакомить детей с ритмом при помощи различных музыкальных инструментов — бубна, барабана, металлофона и др.
5. Развивать речевое общение - побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств.
6. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
7. Приобщать воспитанников к литературному творчеству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
Работа с родителями:
- Наглядная агитация (консультации для родителей «Игры с ритмом», «Развитие речи детей через общение и игру», «Роль семьи в развитии речи детей»).
- Информационно-аналитическая (оформление папки-передвижки).
- Индивидуальные беседы о значимости правильной речи в развитии ребенка.

Предполагаемый результат:
1. Наличие у детей интереса к художественной литературе, проявляющееся в познавательной активности.
2. Большое количество заученных наизусть потешек и стихотворений.
3. Сформированные начальные ощущения ритма.
4. Рост речевой активности детей, положительно влияющий на самостоятельную игровую деятельность детей.
5. Интерес к игре на различных музыкальных инструментах.
6. Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта приобретенного в детском саду.
7. Заинтересованность родителей жизнью группы и желание участвовать в ней.

Актуальность проекта.
В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимания, памяти.
Однако у каждого ребенка формирование психических функций уникально и идет по своим собственным законам. Поэтому, становление речи у двухлетних малышей тоже индивидуально. Сложно говорить о нормах речи ребенка в 2 года, так как за период от двух до трех лет дети сильно меняются. В связи с этим абсолютно естественно, что дети в начале своего двухлетия говорят меньше и хуже, чем те, кому скоро исполнится три года.

Но при всем этом имеются и общие закономерности в речевом развитии.
Так, например, быстро пополняется активный и пассивный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно 300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. На третьем году жизни малыш с интересом слушает и воспринимает простые тексты (короткие сказки, рассказы), он уже с легкостью выполняет простые словесные поручения.

В речи ребенка третьего года жизни должны появиться все гласные звуки, согласные [с’], [л’], [й’], а также звуки [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары). Однако произношение многих из них еще далеко от нормы, что на этом возрастном этапе является характерной особенностью речи. Это связано с недостаточно развитой подвижностью мышц языка и губ. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, например, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: «сярф» (шарф), «зюк» (жук), «цясы» (часы), «сенок» (щенок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: «тяйник» (чайник). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: «сапка» вместо шапка; твердые свистящие- мягкими свистящими: «сяпоги» (сапоги), «зяйка» (зайка). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л’], [й]: «ыба» (рыба), «гуша» (груша), «коун» (клоун), «палавоз» (паровоз), «лямпочка» (лампочка), «йиса» (лиса).

Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у ребенка уже должна сформироваться элементарная фразовая речь. Однако в первое время фразы состоят из двух, часто лепетных, слов и не всегда понятны. Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить), ДИ УЯТЬ (иди гулять). Но главное — это то, что появилась фраза, т. е. предложение. А вот высказывания трехлетних детей становятся более распространенными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, несмотря на то , что в их речи еще много неправильного употребления окончаний («У меня много игрушков!»), суффиксов («У меня есть пирамидочка»), согласований («Это мой машина!»), ударений («Кукла лежит на стОле»), со временем они приобретают случайный характер и их становится все меньше.
Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем практически всех достижений. С помощью речи ребёнок выражает своё отношение к происходящему, знание или незнание, умение или неумение, согласие или отказ.
Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ четкой, грамотной и красивой речи, для появления интереса ко всему окружающему. Поэтому воспитателям группы раннего возраста необходимо систематически и целенаправленно вести работу по обогащению словаря и активизации речи детей, которая должна быть непрерывной и пронизывать все режимные моменты. Тема развития речи воспитанников должна постоянно звучать в беседах и индивидуальных консультациях с родителями.
Изучив методическую литературу, я поняла, чтобы развить речь ребенка со всех сторон, нужен комплексный подход. Поэтому в работе я использую весь педагогический арсенал: пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику, упражнения на формирование правильного речевого дыхания, различные игровые приемы с опорой на наглядность и т. д.
Одно из необходимых направлений — это развитие речи через формирование чувства ритма.
Чувство — это способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние впечатления и воздействия. Чувство ритма, так же как любое другое, например, чувство вкуса или запаха, есть у каждого человека, но оно может быть не сформировано, если на него не обращать внимания. Развить чувство ритма можно абсолютно в любом возрасте. Но лучше начать с младенчества, или даже раньше.
Человек начинает чувствовать ритм еще до появления на свет. Уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает малыша. Ученые заметили, что если напевать колыбельные песенки еще не рожденному малышу, он запоминает их ритм. И родившись, легче успокаивается под знакомые ему мелодии.
Как общее понятие, ритм— это равномерное чередование каких-либо элементов (звуковых, двигательных и т.п.); внутренняя организация музыкального, поэтического и др. произведения, основанная на чередовании звуков, движений; налаженный ход чего-либо, размеренность в протекании чего-либо (ритм жизни, режим дня, смена времен года, дня и ночи, и т.д.). Ритмичность заложена в человеке самой природой (режим дня, сезонные изменения ритма жизни).
Кроме того, развитое чувство ритма помогает двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит плавность и чёткость речи, артикуляция.
Характерные особенности ритма:
1. Внутренняя организация. Это означает, что ритм обладает способностью организовывать и упорядочивать хаотичные элементы;
2. Повторяемость. Характерной чертой ритма является чередование одних и тех же элементов;
3. Размеренность. Ритм обусловливает предсказуемость и налаженный ход чего-либо (например, режим дня или какая-либо деятельность).
Эти характеристики ритма можно с успехом использовать в работе по развитию речи. Так, в стихотворениях есть внутренняя организация текста (стихотворный размер) и повторяемость элементов (созвучия слов - рифмы). В песнях помимо внутренней организации и размеренности текста присутствует и ритмичное повторение припевов. Кроме этого, малыши вообще любят слушать детские стихотворения и песни по многу раз (повторяемость). Можно пропевать стихотворные тексты или сочетать их с мелодией, а также полезно сопровождать стихи ритмичными, повторяющимися движениями. Все это помогает лучше воспринять, понять и запомнить текст. Такая работа является эффективным стимулятором развития у детей активной речи.
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный этап:
1. Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Изучение методической литературы и интернет-ресурсов на данную тему.
3. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
4. Подбор литературного материала адекватно возрасту детей.
5. Пополнение развивающей среды:
- Составлены картотеки на формирование чувства ритма (рифмованные загадки, потешки и речевые игры, игры – подражания с речевым сопровождением, игры на развитие слухового внимания, песенки и музыкальные игры).
- Обновлена картотека дыхательных упражнений и артикуляционной гимнастики.
- Изготовление дидактических пособий.
6. Разработка конспектов игровых занятий, проводимых в свободное время (приложение №1).
II. Основной этап реализации проекта:
1. Осуществление деятельности:
- проведение игровых занятий (приложение №1)
- использование различных методических приемов формирования чувства ритма для развития речи (приложение №2).
2. Работа с родителями:
- Консультации в родительском уголке на тему: «Игры с ритмом», «Развитие речи детей через общение и игру», « Роль семьи в развитии речи детей».
- Индивидуальные беседы по речевому развитию детей.
- Приобщение родителей к изготовлению пособий для игр, атрибутов.
3. Индивидуальная работа с детьми — по мере возможности и речевым потребностям.
III. Заключительный этап проекта:
1. Анализ выполненной работы, итоги проекта.
2. Родительское собрание с показом фото-презентации о проведенном проекте.
3. Презентация проекта на уровне МАДОУ.

Рекомендуем посмотреть:

Как происходит развитие речи ребёнка дошкольного возраста Конспект итогового занятия по развитию речи Формирование всех компонентов устной речи ребенка Материал для речевого развития дошкольников

Похожие статьи:

Открытое занятие с детьми 3-5 лет по теме: Знакомство с буквой А

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

Что такое диагноз ЗРР?

Истоки дарования детей на кончиках пальцев

Конспект игрового занятия во второй группе раннего возраста «В гостях у солнышка»
Опубликовано: 2729 дней назад (16 мая 2017)
Просмотров: 3265
+7
Голосов: 7
Елена Ивановна Каменева # 24 мая 2017 в 20:13 +2
Здравствуйте, Татьяна Сергеевна! Ваш проект посвящен очень важной и актуальной теме развития речи детей 1 младшей группы.Вами определены цели и задачи проекта, этапы его реализации.Очень хорошо, что к реализации проекта вы привлекли родителей. С удовольствием бы ознакомилась с конспектами игровых занятий по проекту. Голос!
Татьяна Сергеевна Тихомирова # 25 мая 2017 в 20:42 +1
Спасибо большое, Елена Ивановна! Одно занятие есть у меня в блоге, посмотрите.
Кристина Предеина # 8 июня 2017 в 18:01 +1
Очень интересный и нужный проект, так как тема развития речи всегда будет актуальной. Согласна с предыдущим комментарием по поводу игровых занятий. Было бы любопытно познакомиться с ними. Если есть возможность опубликуйте их. Спасибо.
Мариам Битанирова # 10 июня 2017 в 11:00 +1
Здравствуйте. Понравился ваш проект. Не встречала еще занятий на развитие речи через формирование чувства ритма,очень интересно. Подробно раскрыты речевые нормы для малышей, также понравилось что привлекли родителей в совместную деятельность.
Мария Анатольевна Блинова # 12 июня 2017 в 13:32 +2
Проект всегда предполагает большой объём работы,как вам удалось его выполнить с детьми такого возраста,диву даёшься и вашему мастерству.Вы молодец!Голос.
Оксана Юрьевна Самсонова # 24 июня 2017 в 16:39 +1
Добрый день,Татьяна Сергеевна! Несомненно ,говорить и играть с детьми надо как можно раньше,и хорошо ,когда педагог в такой возрастной группе занимается этим вопросом,это говорит о том,что в дальнейшем вы не оставите эту важную проблему в современном мире,как развитие речи у детей!Достаточно полно раскрыта теоретическая составляющая вашего проекта,хотелось бы увидеть ,какие то практические моменты! Творческих вам успехов в ваших начинаниях!
Ольга Васильевна Яковлева # 4 июля 2017 в 16:52 +2
Здравствуйте, Татьяна Сергеевна! Спасибо за приглашение. Материал интересный, актуальный, нужный. Творческих успехов! голос
Любовь Владимировна Лычангина # 15 августа 2017 в 16:59 +2
Здравствуйте, Татьяна Сергеевна! Спасибо за приглашение на проект «Чудо-ритмы».
Вы активизируете речь детей через формирование чувства ритма; обогащаете их словарный запас; развиваете речевой слух.
Мой голос - для Вас!