Занятие по финансовой грамотности в 7 классе с презентацией
Познавательное занятие по финансовой грамотности для школьников: «Магазин цветов: «Цветик Семицветик»
Автор: Гнездилова Любовь Геннадьевна, воспитатель разновозрастной группы Место работы: ОГКУСО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Шелехова", Иркутской области. Воспитательное занятие для детей школьного возраста Познавательное занятие: «Магазин цветов: «Цветик Семицветик»
(Творческое проектирование) Описание материала: Предлагаем вашему вниманию план-конспект воспитательного занятия для детей от 15 до 17 лет, на тему: Творческого проектирования «Магазин цветов: «Цветик Семицветик». Данный материал может быть использован как воспитателями центров помощи детям, так и педагогами школ. Предоставленный конспект имеет познавательное, творческое направление, который формирует знания экономики, уверенности в собственных знаниях, мотивацию к самообразованию, для достижения целей, а также развивает умение размышлять, анализировать и делать выводы детьми от 15 до 17 лет.
ТЕМА: Творческого проектирования «Магазин цветов: «Цветик Семицветик» ТИП: закрепление изученного материала. ВИД: Практикум ЦЕЛЬ:
- обобщить, закрепить и углубить знания;
- развивать умение систематизировать изученный материал, умение анализировать, сопоставлять факты и делать логические выводы.
- сформировать понимание того, что планирование и реализация собственного бизнеса имеет много рисков, что является необходимым для достижения финансового благополучия. ЗАДАЧИ:
- Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных детьми при изучении темы. Научение планировать и рассчитывать бюджет с учетом рисков, организуя работу с конкретным проектом.
- Воспитательные: Формирование коммуникативных навыков, для успешного сотрудничества в обществе, через представление конкретного проекта сформулировать понятие «собственный бизнес»
- Развивающие: Развитие познавательных интересов, кругозора воспитанников, в сфере финансовой грамотности. Определение особенностей и факторов финансовой социализации для детей. Планируемые результаты занятия Личностные:
- развить у воспитанников необходимые качества для предпринимательской деятельности и приобретение недостающих навыков, а именно:
- уметь действовать в группе,
- развить социальную активность и независимость,
- вырабатывать навыки культурного общения. Предметные:
- сформулировать понятие собственный бизнес;
познакомить воспитанников с важнейшими этапами создания собственного бизнеса;
- ознакомить с основными рисками и инструментами их снижения. Метапредметные:
- уметь делать выборв соответствии с поставленной задачей;
- овладеть навыками переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование), выбирая средства достижения цели в группе и индивидуально.
- сформировать мобильность, умение работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях. Коммуникативные:
- развитие знаний о коммуникативной культуры воспитанников;
- владение умением выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию;
- умение брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий. Основные этапы занятия:
- Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.
- Этап осмысления. Работа по технологии развития критического мышления «корзина идей». (что они знают по теме собственного бизнеса).
- Рефлексия. Оценка собственных знаний.
- Обсуждение, анализ, подведение итогов. Творческое проектирование.
Оборудование: Как источник информации: дидактические материалы (тесты, памятки, опросники, таблицы, ребусы, шаблон бизнес - модели) Как инструмент усвоения учебного материала: ноутбук, экран, проектор, канцелярские принадлежности. Методические приемы: беседа – диалог, демонстрация презентаций, ответы на вопросы (тестам и опросникам), продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов. ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Актуализация знаний. Мотивация детей
2. Работа над этапами творческого проекта
3. Анализ и итоги. ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Орг.момент: Приветствие, сообщение темы.(2 мин.)
- Всесторонняя проверка знаний: активизация умственной деятельности детей.
- Подготовка к закреплению материала по теме: мотивация перехода к творческому проектированию.
- Проверка домашнего задания: проверка выполнения по качеству и полноте.
- Творческое проектирование по теме: Магазин цветов «Цветик - Семицветик».
1. Воспитатель: Добрый день, ребята, сегодня мы с вами закрепим полученные нами знания по теме собственного бизнеса и представим ваши креативные идеи по теме «Магазин цветов «Цветик - Семицветик».
Вступительное слово воспитателя: Эпиграфом к нашему занятию будет высказывание Джима Рона: «Образование поможет выжить. А самообразование приведет вас к успеху». Именно с этих строк я хотела бы сегодня начать наше занятие. Т.к. для создание собственного бизнеса, нужно понимать сколько вложено труда и упорства, чтобы можно было говорить о том, что я бизнесмен. Итак, давайте поприветствуем наших гостей. Мы уже знакомы с ними, это люди, которые имеют собственный бизнес. (Ф.И.О.) Приветствие детей.
Воспитатель: Есть много понятий, которые дают нам расшифрованные пояснения бизнеса. Скажите, ребята вы наверное уже и сами можете сказать какие они. Ответы детей:
1. Бизнес – это способ получения денежной прибыли, для одних это стиль жизни, а для других это средство зарабатывать деньги, занимаясь любимым делом.
2. Комлев Н.Г., говорит о том, что: «Бизнес – это коммерческая деятельность, дающая прибыль».
3. Билл Гейтс говорил о том что: «Бизнес – отличная игра: постоянное соревнование и минимум правил. А счёт в этой игре ведется в деньгах»... Воспитатель: Молодцы. Но надо помнить и о том, что бизнес не всегда гарантирует успех. Причиной неудач может стать плохая экономическая конъюнктура, отсутствие спроса на продукцию, плохо составленный бизнес-план, недостаточный объём финансовых ресурсов для развития бизнеса. Возьмите памятки, которые перед вами. В них можно проследить всю цепочку создания собственного бизнеса. (приложение 1.1) Скажите, почему люди начинают задумываться о создании собственного бизнеса? Ответы детей: Причинами, по которым люди могут начать заниматься предпринимательской деятельностью, самые различные: наличие хорошей идеи, высокий профессионализм в какой-либо сфере, отсутствие работы в настоящий момент, нежелание работать в составе организации и подчиняться кому-либо.
2. Воспитатель: Верно. На прошлом занятии вам было дано домашнее задание, где вы должны были самостоятельно подумать о том, как можно разнообразить, сделать более интересным бизнес по реализации цветов. Надеюсь, что у вас есть некотрые наброски.
Ответы детей: (Высказывания)
3 Воспитатель: Очень хорошо. Сейчас давайте попробуем мы с вами ответить на тест, который называется: «Возможные риски в процессе работы предприятия». (приложение1.2) Опросник: «Верные – неверные утверждения» (приложение1.3) И наши гости нам помогут. Ответы детей в форме дискуссии.
3.1 Воспитатель: Очень хорошо, молодцы ребята. А сейчас я вам предлагаю поделиться на группы по 5 человек. И мы с вами немного поработаем. Мы с вами будем составлять алгоритм развития собственного бизнеса. Для этого у вас есть памятки, а также нам помогут наши гости, у которых есть опыт работы и создания бизнеса.
С чего начинается? Дети: (Ответы воспитанников). Наглядно показывают, как должен развиваться бизнес. (приложение1.4)
3.2 Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились с первым заданием. Внимание, следующим заданием мы будем разгадывать Ребусы (приложение1.5) Не забываем о главном правиле. ПРАВИЛО: Не кричим, Не ворчим, Не шумим. Дети: Работа с ребусами. Ребусы выводятся на проектор, а команды детей в это время записывают свои задания в бланке ответов.
Дети отвечают, при этом, не перебивая друг друга. Воспитатель: Очень хорошо. И все справились с заданием.
Сейчас каждая команда переходит к следующему этапу работы. У вас на столах есть памятки, есть алгоритмы создания бизнеса, на основании их создайте алгоритм бизнес – идеи для развития магазина: «Цветик - Семицветик». (приложение1.6) Дети: В течение 5 минут дети записывают алгоритм бизнес – идеи магазина.
4 Воспитатель: Ребята, время подходит к концу. Все успеваете? Хорошо. Видно, что коллективная работа вам очень интересна. Итак, сейчас вам предстоит вашими группами, вернуться к домашнему заданию. Дети: Вопросы детей: Для чего это?... Воспитатель: Сегодня у нас творческое проектирование, в котором вы должны будете представить командную творческую идеи для развития магазина цветов. В помощь для вас шаблон бизнес-модели Александра Остервальдера и Ива Пинье (приложение 1.7) В нем вы можете просмотреть все необходимые этапы создания и развития собственного бизнеса. Мы с вами на занятиях изучили много интересных материалов по данной теме. Сегодня вспомнили : Что такое бизнес. Какой алгоритм работы по созданию и работы предприятия.
Вашу идею развития, а может кто- то из вас захочет подойти к данному бизнесу совершенно с неизведанной стороны, который будет интересен, на тему: «Цветочный магазин: «Цветик Семицветик».
Ваш бизнес-план.
Ваш алгоритм работы магазина
И показать наглядно нашему жюри, как это будет.
Сегодня у нас не просто создание проекта, а творческое проектирование, прошу вас помнить об этом. Ведь наше воображение, творческий подход может совершенно по новому открыть это вид деятельности. Воспитанники: (Вопросы: Можно ли приглашать для помощи гостей? Можно ли пользоваться литературой по теме? Как должна выглядеть презентация проекта?) Воспитатель: Отвечаю по порядку.
Во-первых, гостей привлекать нельзя, т.к. именно они будут оценивать вашу деятельность.
Во-вторых: Да литература, интернет ресурсы – это ваши помощники, но хочу напомнить еще раз, что именно креативный и творческий процесс в работе, будет оцениваться наиболее высокими баллами.
В третьих: Презентование вашего проекта – ваш взгляд. Так как вы это видите, так как вы это воспринимаете.
Итак, Мы желаем вам удачи, но не забывайте, что вам отводится 25 мин. Воспитанники: Приступают к работе, не забывают о правилах, которые были оговорены в начале занятия.
5 Воспитанники: Презентация проектов. (3 команды по 5 человек) Жюри: Оценка. Пожелание удачи в достижении собственных целей. Воспитатель: Подведение итогов работы. Опрос детей по самооценки своей работы. Воспитатель: Спасибо. Ребята, посмотрите, сколько нового мы узнали, какие творческие проекты сегодня были защищены вами. Мне очень радостно видеть в ваших глазах искорку, которая называется радость. Скажите вам понравилось наше занятие? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Давайте с вами еще раз всомним о том, что нового и интересного вам запомнилось из цикла наших занятий, котрые в итоге показали прекрасный результат.
Проверка понимания материала: перечень вопросов Викторина: «Собственный бизнес» по изображением, в виде презентации. (приложение) Вопросы для опроса:
Что такое деньги? (Деньги – средство оплаты товаров и услуг )
Какие виды денег вы знаете? (Товарные деньги, Наличные деньги, Безналичные, Электронные)
Средство, с помощью которого можно оценить стоимость чего либо? (Деньги)
Конкурент – это? (Соперник в бизнесе)
Что такое инвестиции? (Вложение человека в мой бизнес)
Что такое Бизнес – это? (способ достижение собственных целей) Воспитатель: Молодцы ребята. Я надеюсь вам сегодня было интересно. (Ответы детей: Да, очень). Мне очень было легко работать с вами. Я вам говорю до свидания, до новых встреч.
Приложение 1.1
ПАМЯТКА Практически любой предприниматель, задумав создать собственное дело, осуществляет следующие этапы выполнения этого непростого решения:
1. Возникновение и обоснование идеи о занятии определенным видом предпринимательской деятельности;
2. Постановка ближайших и перспективных целей осуществления своей предпринимательской идеи;
3. Формирование конкретного решения об открытии своего дела в определенной организационно-правовой форме;
4. Подбор соучредителей нового дела;
5. Определение финансовых источников, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, оценка сырьевой и материально базы;
6. Разработка необходимых (в зависимости от организационно-правовой формы) учредительных документов;
7. Разработка бизнес плана;
8. Проектирование системы управления;
9. Регистрация и постановка на учет предприятия в соответствии с законодательством РФ. Приложение 1.2
Тестовое задание для контроля знаний по теме «Создание собственного бизнеса»
1. Для организации собственного бизнеса первоначально необходимо (один вариант):
а) найти рыночную нишу;
б) найти покупателей;
в) сформировать предпринимательскую идею.(правильный ответ)
2. Начинающий молодой предприниматель может привлечь источники финансирования (несколько вариантов):
а) кредит;(правильный ответ)
б) грант;(правильный ответ)
в) субсидия.
3. Организационно-правовые формы бизнеса (несколько вариантов):
а) ООО;(правильный ответ)
б) ИП;(правильный ответ)
в) НПАО;
г) холдинг:
д) синдикат;
е) финансово-промышленная группа.
4. Регистрация какой формы бизнеса быстрее (один вариант):
а) ИП;(правильный ответ)
б) ООО;
в) одинакова по времени.
5. Для чего существуют различные организационно-правовые формы (один вариант):
а) свобода экономической деятельности
б) существующее право выбора
в) разнообразие законодательства(правильный ответ)
Презентация на тему: Тестовое задание для контроля знаний по теме «Создание собственного бизнеса»
Приложение1.3
Опрос: «Верные – неверные утверждения»
Правильное утверждение
1. Самая известная книга К.Маркса ("Капитал")
2. Дача денег в долг на определенный срок (Ссуда, кредит)
3. Неплатежеспособность из-за отсутствия средств (банкротство)
4. Оператор на бирже (Брокер)
5. Место, где заключают сделки по продаже акций и облигаций (Биржа)
6. Название денег в международном обращении (Валюта)
7. Операция с помощью, которой предприниматель может оградить себя от риска случайной гибели продукции (Страхование)
8. Одна из форм торговли особо ценными товарами (Аукцион) Неверное утверждение
1. Дача денег в долг на определенный срок (Инвестиция)
2. Неплатежеспособность из-за отсутствия средств (богатство)
6.Название денег в международном обращении (денгА)
7. Операция с помощью, которой предприниматель может оградить себя от риска случайной гибели продукции (Сбережение)
Презентация на тему: Опрос: «Верные – неверные утверждения»
Здравствуйте, Любовь Геннадьевна! Познакомилась с материалом творческого проектирования «Магазин цветов: «Цветик Семицветик». Разработка мне была интересна и этапы работы по творческому проектированию увлекательные. Подготовка к мероприятию большая и материал востребован на современном этапе развития общества! Мне не хватило предложений ребят по проекту "Магазин цветов". Теоретический блок замечательный, наглядность хорошая, но хотя бы самый удачный вариант проекта надо было опубликовать. Спасибо большое за приглашение!