Разработка урока по теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова», 4 класс
Методическая разработка урока по теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»
1. Аннотация.
Вопрос о правописании безударных гласных в корне слова является одним из важных вопросов не только в начальном, но и в среднем звене школы. Тема « Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова» проходит красной нитью через всю программу начальной школы и является основой для повышения грамотности учащихся.
Орфограмма «безударные гласные в корне» - это самая часто встречающаяся орфограмма русского языка. Данная тема является одной из самых трудных грамматико-орфографических тем программы начальной школы.
Методическая разработка предназначена для учителей начальных классов , студентов педагогических вузов, рассматривает различные методы и приемы активизации обучающихся при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова , проверяемых ударением». Разработка раскрывает применение различных технологий: проблемного обучения, личностно-ориентированного, технологии самооценки, игровой технологии, работы в парах и группах.
2. Содержание
2.1. Введение
Данная тема является одной из самых трудных грамматико- орфографических тем программы начальной школы. Орфограмма «безударн ая гласная в корне» - это самая часто встречающаяся орфограмма русского языка. В «Содержании образования» по русскому языку она имеет значимое место и данной теме уделено много уроков в 1- 4 классах.
Предлагаемые материалы составлены исходя из сложившейся в школе системы изучения безударных гласных. Они с успехом могут быть использованы на уроках русского языка во 2-4 классах независимо от системы, по которой работает учитель. В разработке указана тема урока, основная учебная задача, планируемые результаты ,формируемые компетенции, применяемые технологии обучения ,материал для повторения. Отбор гнезд однокоренных слов сделан на основе изучения лексики учебников русского языка для 2-4 классов с учетом частотности их употребления, а также использованы слова повышенного уровня сложности, применяя личностно-ориентированную технологию обучения.
На уроке используются стихи, пословицы, которые не только дают возможность подобрать слова с нужной орфограммой, но и обогащают речь детей, учат кратко излагать мысли. Материал урока соответствует возрастным особенностям учащихся, уровню их обученности, уровню мотивации к учению.
Сценарий урока включает в себя выполнение практических заданий под руководством учителя, выполнение задания в группе, в парах. Продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности способствуют достижению высокой работоспособности учащихся на протяжении всего урока. В начале урока учитель мотивирует обучающихся на достижение результата урока, учащиеся разрешают проблемную ситуацию и сами формулируют тему урока, задачу урока. В конце занятия проводится анализ выполнения задач и достижения результатов.
Эмоциональная разрядка и снятие физического напряжения осуществляются на уроке при проведении физкультминутки. В конце урока проводится рефлексия проделанной работы, идет комментирование задания на дом. Задачей этого этапа является способствование формирования вывода, подведения итога урока, самооценки учащимися собственной учебной деятельности. Учащиеся сравнивали задачи, поставленные в начале урока с результатами своей работы. Проводили самооценку, используя прием «Недописанный тезис», совершенствовали умение выражать свою мысль.
Внешняя мотивация деятельности учащихся прослеживается через оценку, похвалу, соревновательный момент, задания творческого характера.
2.2. Основная часть
Конспект урока по теме «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений. Педагогическая цель: способствовать формированию интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся через общеклассную, индивидуальную, групповую формы организации познавательной деятельности. Цели: Образовательные :формировать умение работать по алгоритму проверки безударной гласной в корне слова; формировать в деятельности умение к способности учиться.
Развивающие: развивать поисковые и исследовательские способности обучающихся; развивать дух соревнования.
Воспитательные :воспитывать настойчивость в решении проблемы, умение преодолевать трудности; способствовать формированию сотруднических отношений в классе.
Формируемые УУД на уроке. Личностные: повышать мотивацию к учению, уровень самооценки; формировать осознание роли ученика; формировать умение проявлять дружелюбность, внимательность, взаимопомощь. Регулятивные: действовать по инструкции учителя, находить и исправлять ошибки, формировать умение самоконтроля и самооценки, определять тему урока и ставить цель с помощью учителя. Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами ,поставленными учителем; учить работать в паре, группе. Предметные: обобщить и систематизировать знания о правописании безударных гласных в корнях слов; развивать умения распознавать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корнях и аргументировать написание в них безударной гласной ; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, быть толерантным к чужому мнению и высказывать свое собственное. Методы обучения: частично-поисковый; метод проблемной ситуации; умение аргументировать выбор точки зрения; работа в группах, деятельностный метод. Технологии: технология проблемного обучения , технология самооценки, работа в сотрудничестве, личностно- ориентированная технология. Формы организации познавательной деятельности: общеклассная; индивидуальная; групповая. Планируемые результаты: различают проверяемую и непроверяемую безударную гласную; самостоятельно находят способ проверки, используют алгоритм проверки орфограммы, организуют работу в группе. Формируемые компетенции:
• исследовательские;
• информационные;
• языковые;
• деятельностные;
• коммуникативные. Оборудование: Р.Н.Бунеев Русский язык Москва Просвещение2013
Карточки для самостоятельной работы в группе.
Организационная структура урока
1.Организационный момент. Мотивация к деятельности.
- Ребята, каждый урок требует от нас ,чтобы мы проявляли на уроке важные качества, чтобы усвоить материал. Определите, какие качества личности нам нужны на уроке.
Учитель говорит и показывает буквы, а дети добавляют слова:
-Мы самые-А-ктивные.
-Мы самые В-нимательные.
-Мы-Н-аблюдательные.
-Мы самые Д-ружные.
-Мы самые С-тарательные.
Мы в третьем классе учимся,
Все у нас получится.
А сейчас скажем хором : « Мы- самые лучшие» 2. Актуализация знаний. Постановка проблемы урока.
- На уроке мы с вами будем соискателями. А кто такой соискатель? Работа с толковым словарем .( Лицо, представляющее или готовящееся представить свой труд на соискание учёной степени. «Толковый словарьОжегова»).
- Представим, что мы-маленькие соискатели .Мы будем работать на уроке и представим свой труд в конце урока . Сделаем самооценку своего труда. 3 . Постановка проблемы урока.
Какую орфограмму мы будем сегодня искать , вы узнаете, разгадав шифр , для этого соотнесите с каждой цифрой букву алфавита: 1 6 10 16 33.(Дети работают в парах ) 4. Определение темы урока.
Сформулируйте тему урока.
Тема урока :Правописание безударных гласных.
-Какая главная задача перед нами стоит?(Учиться находить орфограмму «безударная гласная» в словах и подбирать проверочное слово.)
-А какие две орфограммы безударных гласных звуков бывают?
(Проверяемые и непроверяемые).
-О каких гласных будем говорить, узнаете, вставив буквы в пословицу, собрав ее.
День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.
Каждый день жизни нам приб -вляет ч-стицу мудрости.
-Объясните смысл пословицы.(На каждом уроке мы узнаем что- то новое, с каждым днем становимся умнее)
-Кто сделает вывод? Какая тема урока?(Дети сообщают тему урока, доказывают , почему урок посвящен проверяемым гласным звукам.)
5. Мозговой штурм.
– Ответим на первый вопрос: Какую орфограмму будем проверять? (Безударные гласные а, о, и, е, я)
– В какой позиции проверяем безударные гласные ? ( В слабой позиции.)
В какой части слова надо проверять гласную? (Надо проверять в корне слова.)
– Как надо проверять безударную гласную в корне слова? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова или изменить форму слова.) 6. Работа в команде с алгоритмом.
– Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.(Учитель предлагает 5 обучающимся у доски назвать алгоритм проверки безударных гласных)
Алгоритм проверки безударных гласных
• Прочитать слово.(1уч)
• Поставить ударение.(2 уч)
• Выделить корень.(3уч)
• Определить безударную гласную.(4 уч)
• Подобрать проверочное слово.(5уч) 7.Письмо по памяти.
- Используя алгоритм, выполним задание .Вставим пропущенные буквы.
На пруду к-ток хороший
Лед сверкает, как ст-кло.
На к-ньках б-жит Алеша
И в мороз ему т-пло.
Дети, пользуясь алгоритмом, доказывают ,какую гласную вставят в слова.
-Продолжим поисковую работу. Какие другие орфограммы встретились в стихотворении? Какой ряд быстрее их назовет? 8 Закрепление. Работа по алгоритму в парах с самопроверкой по эталону.
- Найди ошибки и исправь, объясни, почему выбрал ту или иную букву.
1. Баяться валков - быть без гребов.
2.Болен – личись, а здаров – беригись. 3.В гости хадить- надо и к себе вадить.
4.В нагах правды нет.
Дети записывают предложения в тетрадь.
Самопроверка по алгоритму проверки безударных гласных.
Контрольная проверка с учителем. На доске записаны буквы , которые нужно вставить.
1.о-о-и.
2.е-о-е.
3.о-о.
4.о. Самооценка.
Оцените свою работу по алгоритму самооценки.
1.Что нужно было сделать?
2.Удалось получить результат?
3.Выполнено верно или с ошибками?
4.Справился сам или с чьей- то помощью? 9.Физкультминутка.
Сейчас мы отдохнем, но отдых наш будет необычный. Я буду читать стихотворение и выполнять движения, а вы ,повторяя движения , должны проявить смекалку и продолжить за мной. Внимание:
На берегу растёт с . сна,
А рядом с нею – … (сосны)
Горит прекрасная зв . зда,
А рядом с нею – … (звёзды).
А на траве лежит р . са,
А рядом с нею – … (росы).
Вот по траве спешит к . са,)
А рядом с нею – …(косы).
-Какие слова вы называли- проверочные или проверяемые? 10.Закрепление.Работа в группе с применением личностно-ориентированной технологии.
Учитель предлагает выполнить задание по выбору: обучающимся предлагается работа по таблице №1и по таблице №2.(См. Приложение 1)
11. Работа в группе .Включение в систему знаний.
- Наша поисковая работа подходит к концу. В классе расклеены слова с безударной гласной в корне слова, а на парте у вас тоже лежат слова. Определите вашу поисковую задачу.(Дети формулируютее так:
-Мы должны к проверяемым словам, которые на парте, найти проверочные слова, которые спрятались в классе. )
(См. приложение№2)
Раз, два, три, четыре, пять, начинаем проверочные слова искать.
Самостоятельная работа в группах.
Ответственный в команде после обсуждения в группе снимает проверочные слова ,которое находит группа в классе. Побеждает та команда, которая быстрее всех выполнит задание . 12. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Русский язык- любимый наш урок.
Мы не скачем по верхушкам- скок да скок.
Познавать порой науку нелегко.
Изучаем мы проблему глубоко.
-Какими нужно быть, чтобы глубоко изучить безударные гласные?(Внимательными, наблюдательными, дружными, старательными)
- Чему научились на уроке? (Различать проверяемую и непроверяемую безударную гласную; самостоятельно находить способ проверки безударной гласной, использовать алгоритм проверки орфограммы, работать в группе)
- Как проверить безударную гласную в корне? ( Чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне, надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной или подобрать роственное слово.) Мозговой штурм:
Слухам вы не доверяйте,
Удареньем проверяйте.
Учитель называет слова с безударной гласной, дети быстро подбирают проверочное слово хором:
Посвятить (стихи) , посветить (фонариком) ,полоскать (белье) ,поласкать (собачку) , залезать (в огород), зализать (рану) ,разредить (всходы) , разрядить (ружье) ,свила (гнездо) – отвела (ребенка) , отварил (в воде) , отворил (окна) , частота (пульса) , чистота (в квартире ) ,посидел(на лавочке),поседел (дед).
-Оцените свою работу на уроке .Продолжите предложение.
1.На уроке я работал…
2.Своей работой на уроке я…
3.Мое настроение…
4.Материал урока мне был…
5.С каждым уроком я… 13. Домашнее задание.
Найти в учебнике по литературному чтению 10 слов с проверяемой гласной в корне слова и написать с проверочными словами в тетрадь.
2.3. Заключение
Содержание методической разработки урока соответствует со-держанию программы, целям и поставленным задачам урока. Данный урок способствует закреплению и отработке навыков проверки безударных гласных в корне слова .
На уроке отрабатываются умения обучающихся работать в парах, группах, умения формулировать тему урока и стравить цели. Закрепляются знания в игровой форме. Использование таких методических приемов, как прием учебно-мозговой штурм, позволяет активизировать познавательный интерес учащихся и способствует организации дифференцированного обучения. На уроке использованы различные технологии: технология проблемного обучения, личностно- ориентированная технология, технология самооценки, технология сотрудничества в группе. В повседневной работе я отправляю обучающихся за справкой к словарю. Это учит детей внимательно относиться к слову.
На уроках литературного чтения и других уроках я продолжаю работу по правописанию безударных гласных в корне слова ,всегда обращая внимание на данную орфограмму. На данном уроке задаю домашнее задание, используя межпредметные связи.
Таким образом, тема «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением», проходит через всю программу начальной школы и является основой для повышения грамотности учащихся. Последовательность и систематичность в работе, наличие межпредметных связей помогают моим ученикам усваивать эту, одну из наиболее трудных, тему. Также урок имеет большое воспитательное значение: воспитывает настойчивость в решении проблемы, умение преодолевать трудности; способствует формированию сотруднических отношений в классе.
3. Список литературы
1. Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 2 класс. Издательство «Владос» 2004 год.
2. 2.Р.Н.Бунеев «Русский язык»3 класс Москва « Просвещение»
3. Е.В. Бунеева. Н.А. Исаева Методические рекомендации для учителя Москва Баллас 2011 Приложение 1
Карточка-тест №1.
Соедините стрелкой проверочное слово с проверяемым, а в строке справа к проверяемому слову выберите нужную букву, а остальные зачеркните. Проверочные слова Проверяемые Ответы
1 2 3 4
письма м..рской а и е о
море п…сьмо о е и я
стой с..довый о и а е
сад ст…ит а о и я
лежа м…чи е и я о
меч л…жать и я е о
Карточка-тест № 2.
Подберите и напишите проверочные слова, справа в строке к слову выбери и оставь нужную букву, остальные зачеркни.
Проверочные
слова Проверяемые Ответы
1 2 3 4
д..лекий о и е а
с..нева е и я о
тр..щит и а е о
кр..чит е о и я
б..льной а о е и
с…дой и е я о
Приложение № 2.
Проверяемые Проверочные
примерять (платье) мерка примерка
примирять (поссорившихся) мир мирный
запевать (песню) припев певчий
запивать (лекарство) пил пить
спиши (упражнение) пишет письма
спеши (в школу); спешка поспешно
посидеть ( на траве) сидя усидчивый
поседеть (от горя); сед
Скачать Разработка урока по теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова», 4 класс