Декоративное рисование в подготовительной к школе группе «Филимоновский петушок»
Задачи:
- познакомить с промыслом – Филимоновская игрушка- свистулька
- познакомить с характерными особенностями филимоновской росписи (цвет, узор).
- развивать память и воображение в процессе дидактической игры «Русские узоры»
- освоить простейшие элементы Филимоновской росписи – полоски, «ёлочки», правильно использовать основные цвета промысла
- развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам
- воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно – прикладного искусства страны. Дать детям возможность почувствовать себя народным мастером
Оборудование:
мультимедийная установка, аудиозапись народной музыки (для фона во время рисования), видео «Филимоновские игрушки», филимоновские игрушки, силуэты филимоновской игушки «Петушок», образцы росписи, гуашь, кисти, баночки с водой, бумага.
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Филимоновская игрушка», лепка «Филимоновский петушок»
Ход занятия
- Вы встречали когда-нибудь разноцветную полосатую корову, а может быть видели медведя с длинной как у жирафа шеей? Нет? Ну, а если пофантазировать? Ведь чего только не бывает на свете!
Воспитатель включает видео «Филимоновские игрушки».
Во время просмотра воспитатель рассказывает:
Сегодня мы познакомимся еще с одной глиняной игрушкой - филимоновской. Зародилась эта игрушка в Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.
Послушайте
сказку.
Жил – был дедушка Филимон. Пошел он в лес по грибы и по ягоды. Шёл – шёл и глину нашел. Глина была жирная, черная. Принес он её домой и стал лепить детям игрушки – свистульки, обжигал их в печи, затирал их наждачной бумагой. После обжига в печи игрушки становились белыми. Их расписывали специальными
(анилиновыми) красками. И научились лепить игрушки его сестрицы. Лепили они свистульки, и народ начал веселиться. Сегодня эти игрушки – гордость России. Хранятся в музеях, радуют нас.
Давайте рассмотрим наши игрушки. Все они очень яркие, солнечные. Даже в холодный, зимний день излучают тепло. Это сказочные, декоративные, стилизованные фигурки людей и животных. Петушок, курочка, Барышня. Все они стройные, высокие, с длинными шеями будто стремятся ввысь к солнышку.
- Какие цвета используют мастерицы?
- Желтый, зеленый, красный, малиновый.
- Да, в филимоновской игрушке только 3 цвета – красный, синий, желтый
- Какие элементы росписи мы видим?
- Полоски, точки, снежинки, цветы, ёлочки.
- Встречаются ли ягоды, листья, как в другой росписи, например, в хохломской?
- Нет
- Они заколдованы символами: звездочка обозначает солнце, точка – ягоды, елочки – символ растительности, жизни.
Предлагаю поиграть в
игру «Русские узоры»
Давайте разделимся на 2 группы.
У меня есть узоры - «Дымковские и Филимоновские». Вам надо элементы подставить к нужной картинке.
(Дети выполняют задание)
Молодцы, правильно!
А давайте-ка вспомним, как мы лепили филимоновскую игрушку- петушка.
Физкультминутка
Я слепил из глины ком
(Имитация круговых движений ладонями)
Хвостик сделал я потом
(Показывают хвостик)
Шею вытянул большую
(Руки вверх)
И загнул в дугу крутую
(Ладони рук поворачивают вперед)
И как раз вместо глаз
(Сложить большой и указательный пальцы)
Дырки вышли у нас вместе,
(поднести к глазам)
Петя вышел, как живой
( Развести руки)
Он с хвостом и головой
(Левая рука – хвост, правая – голова)
Ты его не тронь,
Ведь из глины он.
(Пригрозить пальчиком)
Сегодня я вам предлагаю снова побывать мастерами-умельцами и раскрасить петушков, которые нарисованы на бумаге филимоновской росписью.
Проводится
гимнастика для глаз «Шёл по берегу петух...»:
Шёл по берегу петух
(движения глаз влево-вправо)
Поскользнулся- в речку бух!
(поморгать)
Будет знать петух ,как впредь
(открыть широко глаза)
Надо под ноги смотреть!
(глаза вниз-вверх)
Будь внимателен петух!
(пальчиком грозим)
Не лови, ты , Петя , мух!
(вращательные движения глаз).
Дети занимают свои места и по образцу расписывают филимоновского петушка в определённой последовательности:
Звуковой фон: русская народная музыка
Воспитатель напоминает детям, что рисовать нужно аккуратно, кончиком кисти, чтобы линии получились ровные и тонкие.
Во время рисования проводится
динамическая пауза «Ах, красавец, петушок…»:
«Ах, красавец , петушок!
На макушке гребешок!
(скрестить пальцы обеих рук над головой)
А под клювом то бородка,
(показываем и поглаживаем подбородок)
Очень гордая походка:
(выпрямляем спинку)
Лапы кверху поднимает,
(поочерёдно поднимаем руки)
Важно головой кивает.
(киваем головой)
Смотрит вправо, смотрит влево
(повороты головы вправо-влево)
Глазками моргает смело!
(моргаем глазами)
Раньше всех петух встаёт
(делаем «потягуши»)
Громко на заре поёт:
Ку-ка-ре-ку! Хватит спать!
(кричим)
Всем давно пора вставать!»
(хлопаем)
В конце устраивается выставка работ.
- Какие чудесные петушки у вас получились!
- Ну что, ребята, понравилось быть филимоновскими мастерами? А что больше всего понравилось на занятии ?
(Ответы детей).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Картины художников»
Сказка о дружбе для детей подготовительной группы. Приключения Звёздочки и Дракоши
День героев Отечества. Беседа с детьми подготовительной группы
Сюжетно-ролевая игра в подготовительной группе «Поликлиника»
Похожие статьи:
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Музыка» в подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ по теме: Богатыри земли русской
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе логопедической группе
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для подготовительной к школе логопедической группы