Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Помощники в доме
Программное содержание:
Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с бытовыми приборами и инструментами, расширять представления о них, уточнять и активизировать словарь по данной теме, учить видеть характеристики предмета и обозначать их словами, развивать связную речь (формировать умения отвечать развернуто на вопросы, распространять предложения, строить описательный рассказ, соблюдая его структуру), развивать лексико-грамматическую сторону речи.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать эмоциональную сферу и психические процессы: целостное зрительное восприятие, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, внимание; развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику, формировать умение планировать и организовывать свою деятельность.
Воспитательные задачи: формировать навыки сотрудничества, эмпатии, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование: игрушки «Фиксики», «помогатор» (рюкзачок Фиксиков) разрезные и целые картинки с изображением бытовых приборов: телевизор, утюг, газовая плита, пылесос, холодильник, стиральная машина, микроволновая печь, кухонный комбайн; и инструментов: пила, молоток, топор, клещи, лопата, ножницы и т.д.; схемы Ткаченко Т.А.; игрушки-инструменты, чемоданчик, коробка или картинки для д/и «Разложи»; MP3-проигрыватель и аудиодиск «Фиксипелки»; пособие конструкторы с инструментами; мячик.
Методы и приемы: словесные (беседа, слово логопеда, речевой образец выполнения задания, параллельное описание), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).
Ход занятия:
1. Организационный момент. «Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сейчас мы поиграем! Пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом - обычным голосом, а затем - прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»). И, наконец, дружно: «Я очень хороший(ая)!» Молодцы! Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет - шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я - Таня! Я очень хорошая!» или: «Я - Саша! Я очень хороший!» Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим.
Ой, послушайте! Что это? Тук-тук… Кто же пришёл к нам в гости? Да, это Фиксики! Они что-то нам принесли! Правильно, это «помогатор»! Что же в нём?» (из рюкзачка достаются игрушечные инструменты). Что это? А что же они чинят? Какие помощники есть ещё в доме? Правильно! Послушайте стишок!»
«Помощники есть в квартире у мамы,
Много работ они делают сами:
В комнатах пыль пылесос собирает,
Машина стиральная вещи стирает,
Потом эти вещи гладит утюг,
Новый компьютер - он тоже наш друг.
Микроволновка готовит обед,
Даёт мясорубка фарш для котлет,
А холодильник продукты хранит,
Только при этом немножко гудит.
Варит плита наша вкусный компот -
У этих помощников много забот.
Все бытовые приборы нужны,
Но всё же мы быть осторожны должны:
Если залезть в холодильник случайно
Можно замёрзнуть - что очень печально.
Если в машину стиральную прыгнуть,
От электричества можно погибнуть!
И с телевизором та же беда -
Не ковыряйтесь вы в нём никогда!
С приборами будьте всегда осторожны -
Правило это запомнить несложно!»
(А.Валевский)
«Какие приборы вы запомнили? Молодцы!»
2. Д/и «Сложи картинку». «Ребята, Фиксики принесли нам картинки. Их надо починить… Поможем им? Что тут изображено? Как это можно назвать одним словом?» Детям индивидуально выдаются разрезные картинки с изображением бытовых приборов и инструментов. Они собирают картинки и по очереди называют, что на них изображено. Далее называют обобщающие понятия.
3. Д/и «Расскажи, что это». Составление описательного рассказа по собранной разрезной картинке с опорой на схемы Ткаченко Т.А. «Ребята, а сейчас каждый из вас загадает Фиксикам свой прибор или инструмент. Смотри на схему и рассказывай». Примерный ответ: «Это пылесос. Пылесос – это бытовой прибор. Он бывает разных цветов. Пылесос небольшой величины. Нужен, чтобы убираться в доме». Также педагогом в течение занятия обязательно обговариваются правила безопасности.
4. Д/и «Разложи». На ковре лежат игрушки-инструменты или картинки, на которых изображены бытовые приборы и инструменты. «Ребята, нужно помочь Фиксикам прибраться. Инструменты в чемоданчик, а приборы в коробку».
5. Логоритмические упражнения (физкультминутка).
Танцы под «Фиксипелки».
6. Упражнение на развитие мелкой моторики. «Собери». Детям индивидуально выдаются пособия - конструкторы. «Ребята, кто-то разобрал все конструкторы, давайте соберём и узнаем, что получилось».
7. Д/и «Один-много». Педагог предлагает поиграть с мячиком: «Я буду каждому кидать мячик и называть 1 прибор или инструмент. А вы должны будете кинуть мячик обратно и назвать много. Например: один молоток – много молотков и т.д.» (заданное каждому ребенку слово не должно совпадать с тем, которое было у него на разрезной картинке).
8. Итог. «Ребята, кто к нам сегодня приходил в гости? Как мы помогали Фиксикам? Вы очень старались, все большие молодцы! Увидимся на следующем занятии!»
В конце занятия можно всем вместе посмотреть мультфильм про Фиксиков "Инструменты" или про любой электроприбор.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в детском саду по окружающему миру в старшей группе с презентацией: Хлеб - наше бог
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Цветы осенью
Конспект совместной деятельности в старшей группе ДОУ с презентацией по теме: Зоопарк
Конспект НОД в старшей группе детского сада: Свойства дерева