Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "На ферме".
Программное содержание:
Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с домашними животными и их детёнышами, расширять представления о них, уточнять и активизировать словарь по данной теме, развивать связную речь (формировать умение отвечать развернуто на вопросы, распространять предложения, строить описательный рассказ, соблюдая его структуру), развивать лексико-грамматическую сторону речи.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать эмоциональную сферу и психические процессы: целостное зрительное восприятие, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, внимание; развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику, формировать умение планировать и организовывать свою деятельность.
Воспитательные задачи: формировать навыки сотрудничества, эмпатии, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование: плакат «Ферма» с изображением домашних животных и их детёнышей, разрезные и целые картинки с изображением домашних животных и их детёнышей: бык, корова, телёнок, козел, коза, козлёнок, боров, свинья, поросёнок, конь, лошадь, жеребёнок, кролик, крольчиха, крольчонок, баран, овца, ягнёнок, пёс, собака, щенок, кот, кошка, котёнок; схемы Ткаченко Т.А.; картинки для д/и «4ый лишний»; MP3-проигрыватель и аудиодиск «Веселая логоритмика» Железновых, записи песен «Бурёнка Даша»; деревянные бусы «Домашние животные»; мячик.
Методы и приемы: словесные (беседа, слово логопеда, речевой образец выполнения задания, параллельное описание), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
«Здравствуйте, ребята! Сегодня так солнечно на улице! И у нас в группе гость – солнечный зайчик. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закройте глазки. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, погладь аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и щекочет тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами сегодня встретились!..
Сегодня у нас не просто занятие, мы сегодня с вами побываем на ферме. Кто знает, что это? Правильно, это место, где живут домашние животные. Ещё называют его - скотный двор. Посмотрите на плакат, вот они все здесь».
2. Д/и «Сложи картинку».
«Ребята, сегодня почтальон разносил почту, эти письма он принёс для вас. Что там? Картинки, кусочки? Помогите собрать целую картинку, кто на них нарисован? Как называют их всех вместе?» Детям индивидуально выдаются разрезные картинки. Они собирают картинки и по очереди называют, кто на них изображен. Далее называют обобщающее понятие.
3. Д/и «Отгадай, кто это». Составление описательного рассказа по собранной разрезной картинке с опорой на схемы Ткаченко Т.А. «Ребята, а сейчас каждый из по очереди вас загадает загадку о своем домашнем животном. Смотри на схему и рассказывай…»
Примерный ответ: «Это домашнее животное. У него есть туловище, покрытое шерстью, 4 ноги с копытами, хвост, голова с рогами. Живёт оно в коровнике. Питается сеном. Детёныша зовут телёнок. Человеку даёт молоко и мясо. Оно есть в мультфильме «Каникулы в Простоквашино». «Правильно! Это корова, как она мычит?» Последний ребёнок будет рассказывать про козу, и далее переходим к следующему упражнению.
4. Физкультминутка + су-джок-терапия.
Логоритмическее упражнение (аудиозапись Е.Железнова «Говорушки») «Коза»: «Зы-зы-зы-зы – стало скучно без козы, зе-зе-зе-зе – я нарвал траву козе, зу-зу-зу-зу – я привел домой козу, за-за-за-за – у меня живет коза и т.д.» Пропеваем под музыку, совмещая с пальчиковым массажем.
Далее подвижный танец под песенки из мультфильма «Бурёнка Даша».
5. Д/и «4-ый лишний».
Детям выдаются картинки, на которых изображено 3 животных, а 4 – птица, дикое животное и т.п. «Ребята, кто на картинке лишний? Почему?»
6. Упражнение на развитие мелкой моторики, слухового внимания и мышления (нахождение закономерности).
Детям индивидуально выдаются деревянные пособия – бусы и шнурки. «Ребята, посмотрите, какие здесь есть домашние животные? Теперь слушаем меня внимательно, берём шнурок и надеваем бусину-овцу… далее лошадь... собаку… кошку.. кролика. Теперь снова овцу, а дальше кого мы возьмём? Подумайте.. Верно, лошадь... Молодцы, проверим ещё раз…»
7. Д/и «Один-много».
«Ребята, поиграем с мячиком. Я буду каждому кидать мячик и называть 1 животное. А вы должны будете кинуть мячик обратно и назвать много. Посмотрите, у вас же много бусин-животных. Одна корова – много коров...»
8. Итог.
«Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Кого видели? Вы очень старались, все большие молодцы! Увидимся на следующем занятии!»
Рекомендуем посмотреть:
Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников средней группы с ЗПР с цветом
Дидактическая игра в старшей группе на тему: Домашние животные
Конспект НОД в первой младшей группе. Домашние животные
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи. На ферме
Похожие статьи:
Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект подгруппового занятия в средней группе детей с ЗПР