Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Арт-терапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Арт-терапия в работе со старшими дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО
Автор: воспитатель Саратова Н.А., Нововоронежский детский сад № 10

ФГОС в первую очередь направлен на решение такой задачи как охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия. А если ребенок эмоционально благополучен, он растет счастливым.

Психика ребенка в этом возрасте очень ранима. Ведь старший дошкольный возраст сопровождается нормативным кризисом, называется он - кризис 6-7 лет. Ребенок становится непослушным, капризным, раздражительным. Он часто вступает в конфликт с взрослыми. Взрослые хотят ему помочь, но не знают как: убеждения и наставления не помогают, а сам ребенок не может ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.

В старшем дошкольном возрасте творчество тесно связано с жизнью ребенка. Дети в этом возрасте любознательны, имеют огромное желание познавать мир, они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать.

Искусство не только развивает и формирует личность, но является эффективным средством профилактики и сохранения психического здоровья детей. Через арт-терапию ребенок может безболезненно выразить свои чувства, а так же снять эмоциональное напряжение, превратить негативные эмоции в положительные.

Виды арт – терапии, применяемые мной в работе с дошкольниками:
Сказкотерапия – это лечение и воспитание сказкой. Старший дошкольный возраст – начальный период склада черт личности. В этом возрасте начинается формироваться тип поведения. Сказка заставляет сопереживать героям, радоваться, различать, что такое хорошо, а что плохо. В занимательной форме и простыми словами показывает к чему приводит, тот или иной поступок героя. Сказка влияет на развитие коммуникативных навыков, доброжелательных отношений со сверстниками, взрослыми, вырабатывает положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта). Ребенок учится, каким следует быть и как поступать правильно. Основные приемы сказкотерапии: рассказывание сказки, рисование сказки, сочинение сказки, постановка сказки. Сказка помогает решить многие психологические проблемы.

Куклотерапия – этот метод основан на общение с любимой игрушкой, героем сказки, героем мультфильма. В старшем дошкольном возрасте наблюдается неустойчивое поведение, отсутствие выдержки. Куклотерапия - это тренинг, раскрепощающий застенчивых детей, лучший способ проиграть конфликтные ситуации. В качестве основного приема воздействия используется кукла (кукольный театр). Кукла помогает перевоплотиться и учит новому детей. Это эмоциональная поддержка, укрепление чувства уверенности в себе. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (ведь с игрушкой легче разговаривать). Это эмоциональная поддержка, укрепление чувства уверенности в себе, психотерапевтический метод освобождения от стресса, тревожности. Куклотерапия может применяться как в групповой, так и в индивидуальной работе.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей и приносит детям удовольствие. Музыкотерапия направлена на профилактику психоэмоционального состояния, снятие тревожности, стимуляции двигательной активности, развитие фантазии. В детском саду музыка детям необходима в течения всего дня: на музыкальных, физкультурных занятиях, в изобразительной деятельности, для расслабления, снятия физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон, бодрящей гимнастики после дневного сна, на вечерах досуга, в повседневной жизни, самостоятельных играх.

Игротерапия – развивает и формирует нравственные качества: что плохо, а что хорошо. В игре ребенок учится общению со сверстниками. В свои игры дети вносят много собственных выдумок, фантазий. Игротерапия, это возможность перейти из реального мира в мир воображаемый. Для детей замкнутых, стеснительных, некоммуникативных хорошие результаты дает групповые занятия. В ходе игровой терапии отношения между участниками становятся более доверительными, можно повысить самооценку ребенка, развить коммуникативные навыки, уменьшить тревогу.

Изотерапия - это возможность не говорить, а выплеснуть на бумагу свои чувства, страхи, переживания. Дети могут делать то, что в обычной жизни либо строго запрещено, либо неприемлемо.
Изобразительная деятельность является для детей наиболее доступным и привлекающем видом деятельности, которая может быть не только педагогическим средством, но психотерапевтической работой с детьми дошкольного возраста.

В изодеятельности можно и нужно использовать не только обычные наборы изобразительных средств, таких как краски и кисти, но и нетрадиционные. Ребенок более охотно включается в процесс творчества, отличающий от того, к чему он привык.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую следующие арт-терапевтические техники.
Марания - это рисунки, выполненные в абстрактной манере, размазывание и разбрызгивание краски, наложение слоев и смешивание цветов. Новизна, необычность, и в то же время, непринужденность, близко детской натуре, способствуют тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах.

Штриховка, каракули - самое доступное упражнение для каждого. Нужна только бумага, карандаш (ручка, фломастер). Ребенок свободно, не задумываясь о результате, изображает что-то, а потом додумывает какой-то образ и дорисовывает его.

Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, снимают напряжение, развивают фантазию.

«Кляксография» и рисование на мокрой бумаге – это всевозможные разводы, которые дают богатый материал для детских фантазий и доставляют детям особое удовольствие, дарит много положительных эмоций.

Рисование пальцами и ладонями – это разрешенная игра с грязью. Некоторым детям сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети, со строгими общественными установками правил поведения. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности и всевозможных страхов.
Рисование предметами окружающего пространства, набрызг, оттиск – это рисование пробками, картофелем, мыльными пузырями, губками, зубными щетками, палочками, нитками, свечой, мылом и чем-то еще. Детское желание использовать необычные предметы для создания изображений всегда приветствуется. Это означает, что ребенок вовлечен в творческую деятельность, у него возрастает самооценка.

Рисование пластилином - это трудоемкая техника, которая способствует развитию общей и мелкой моторики рук, что является важным стимулятором мозговой деятельности ребенка, требует от ребенка усидчивости и длительной сосредоточенности, внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.
При проведении диагностики можно отследить положительную динамику. Застенчивые дети стали более коммуникабельны, общительны, уверенны в себе. А дети, склонные к агрессии более доброжелательно и спокойно воспринимают окружающий их мир. В результате работы в арттерапевтическом направление улучшился эмоциональный климат в группе.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в подготовительной группе в детском саду «Удивительный мир часов» Конспект НОД для детей подготовительной группы с презентацией. Мы модельеры и дизайнеры Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Тема: Вес Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы в детском саду с презентацией

Похожие статьи:

Тематические дни в подготовительной группе детского сада

Формирование познавательного интереса к математике у старших дошкольников

Воспитание познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста

Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста

Презентация к проекту к 9 мая в старшей группе | Применение современных педагогических технологий в ДОУ
Опубликовано: 1631 день назад (4 июня 2020)
Просмотров: 1595
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Наталья Владимировна Фролова # 5 июня 2020 в 10:09 +1
Спасибо за полезную информацию. В своей практике не применяла прием кляксографии. Обязательно попробуем!