Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока русского языка, 6 класс «Морфемика, словообразование, орфография»

Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Морфемика, словообразование, орфография».
Цель: закрепить и обобщить знания, полученные по теме; развивать навыки монологической речи, самостоятельной работы; внимание, память, мышление; коммуникативные навыки; формировать навыки самоконтроля, рефлексии, воспитывать интерес к русскому языку
Планируемые результаты:
- предметные: применяют знания и умения по морфемике в практике правописания, а также при проведении морфемного и словообразовательного анализа слова;
-познавательные УУД : формулируют познавательные цели, анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, обобщают в виде правила; используют приобретенные умения при выполнении творческих заданий, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения работы;
-личностные УУД : устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала,
-коммуникативные УУД сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнёра, учатся учитывать позицию собеседника; комментируют собственные действия при выполнении задания;
-регулятивные УУД ставят учебные задачи, проводят контроль.

Цель: научиться определять роль морфем в словообразовании.
Задачи:
Образовательная: повторить материал, изученный в 5 классе: обобщить, систематизировать знания по теме «Морфемика»; определить роль морфем в словообразовании
Развивающая: развивать память, мышление, орфографическую зоркость, формировать навыки грамматического разбора;
Воспитательная: привить интерес к русскому языку.
Ход урока
I Организационный момент.
Приветствие, сообщение темы урока, целей, оформление классной работы в тетрадях.
(Все на свете состоит из чего - то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капель, тело человека – из клеток. И слова сделаны из своего строительного материала. На данном уроке вы вспомните то, что вы знаете о составе слова.)
II актуализация знаний (Фронтальный опрос)
Что такое Морфемика? (то раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы – части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.)
Что такое морфема? (Морфема – наименьшая значимая часть слова.)
Какие морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание, )
Форма одного и того же слова - это (лексическое значение остаётся тем же самым. Меняется только его грамматическое значение. )
Однокоренные слова - это слова с различным лексическим значением)
III Работа над темой
Главной частью слова, его смысловым центром, является корень. От него появляются новые слова, как бутоны на цветке.
- Давайте, используя корень от слова вода образуем новые слова, которые будут являться глаголами (обезводить, наводнить, обводнить и т.д. )
- А теперь, попробуем образовать существительные (водичка, водица)
- Прилагательные (водный, подводный, безводный и т. д. )
А знаете ли вы, какое максимальное количество корней может быть в слове?
(три – грязеводолечебница, самолетостроение)
- Еще одной важной морфемой в слове является окончание. Давайте проведем лингвистический эксперимент и определим, какую функцию оно выполняет. Прочитаем предложение Раннее утро, и дети идут в школу, опустив окончания в словах. Оно теперь звучит так: Ранн утр, и дет ид в школ. Как мы видим, окончание служит для связи слов в предложении и словосочетании.
- Прочитайте стихотворение и сделайте вывод о том, для чего в русском языке нужны суффиксы. При этом обратите внимание на следующие слова: Слава, забор, скамейка, Боря, тетрадь, карандаш, лоб, шея.
Сидит Славочка на заборике,
А под ним на скамейке Боренька.
Боренька взял тетрадочку,
Написал: «Дурачок ты, Славочка».
Вынул Славочка карандашище,
Написал в тетрадь: «Ты дурачище».
Борище взял тетрадищу
Да как треснет по лбищу Славищу.
Славище взял скамеищу
Да как треснет Борище в шеищу.
Плачет Славочка под забориком,
Под скамеечкой плачет Боренька.
Как вы смогли заметить, суффиксы имен существительных в этом стихотворении похожи на волшебный гриб из знаменитой сказки про Алису, который помогал девочке то вырасти, то снова уменьшиться. Они служат для образования новых слов.
Суффикс - ИЩ - увеличивает предметы, помогает тонкую тетрадь сделать толстой ТЕТРАДИЩЕЙ, а суффикс - ИК - , наоборот, все уменьшает и высокий ЗАБОРИЩЕ делает низким ЗАБОРИКОМ.
- Подобно суффиксу, приставка служит для образования новых слов. При помощи приставки мы можем изменить вид глагола и сделать незаконченное действие завершенным, например: писать - написать, бежать - прибежать.
В русском языке есть слова, достойные попасть в Книгу рекордов Гиннесса, так как в них подряд идут три приставки, что случается крайне редко. Это слова:
с - по - за ранку, пере - рас - пре - делить.
Упражнение1:
Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным.
Клеветник, проводник, сапожник, ударник, садовник;
белизна, крутизна, тупизна, новизна, желтизна;
честность, точность, смелость, успокоенность;
удалец, молодец, купец, продавец, красавец, любимец
Упражнение
Образуйте слова с данными морфемами. Составьте с ними предложения.
Работа по группам (парами). Выполните словообразовательный разбор слов
– развеселый,
– овражек,
– подсвечник,
– бег,
– лесовоз,
– мороженое.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания друг у друга.
Упражнение 3. Образуйте слова–корни, отбросив суффиксы и приставки.
Например : безветренный – ветер, закружиться – круг.
Наябедничать - , законченный - , погрешность - , намучиться - , продрогнуть - , ответвление - , преображение - , непринужденный - , неотчуждаемый - - , безупречный - .
VI. Тест.
Найди лишнее слово:
А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.
Найди слово, соответствующее схеме:
А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.
Выберите верный ответ:
– ешь является окончанием
А) сущ. ж. р. , Б) гл. н. ф. , В) гл. 2 л. ед. ч. I спр.
Найди слово с буквой ы
А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В) раз__скать, Г) дез__нфекция
Найди слово с приставкой пре -
А) пр__лететь, Б) пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.
VII. Домашнее задание.
Придумать текст с 15 словами с изученными орфограммами.
VIII. Итоги урока.
Какие разделы мы сегодня повторяли?
Что изучает “морфемика”?
Какие функции выполняют морфемы.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Падежные окончания и Дидактическая игра в 6 классе по русскому языку Конспект урока-игры по русскому языку в 6 классе. Правописание местоимений

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку 6 класс

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы

Конспект урока русского языка на тему "НЕ с именами прилагательными», 6 класс
Опубликовано: 2538 дней назад (11 января 2018)
Просмотров: 11845
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!