Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Изучение оперного творчества Римского-Корсакова в рамках программы "Музыка" Т.И. Баклановой (УМК "Планета знаний")

Опыт работы учителя начальной школы
Рассмотрим как проходит изучение оперного творчества Н.А. Римского- Корсакова в рамках начального общего образования на примере программы «Музыка» Т.И. Баклановой («Планета Знаний»).

В 1 классе первое знакомства с творчество композитора происходит при изучении темы «В вихрах грозы», где ребятам предлагается прослушать третью песню Леля из оперы «Снегурочка». В начале III четверти изучая тему «Здравствуй, Масленица!» педагог вновь обращает внимание ребят на фрагмент оперы «Снегурочка» (сцена проводов масленицы), а также на хор композитора «Прощай, Масленица!».
Одной из любимых музыкальных тем Николая Андреевича, занимающей важную нишу во всём его творчестве, было море. Поэтому уже в первый год обучения в школе школьников знакомят с такими отрывками творчества Римского- Корсакова, как увертюра к опере- былине «садко», фрагменты «Полёт шмеля» и «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» в рамках изучения темы «океан, море синее…».
Во втором классе по принципу расширения знаний обучающихся дети знакомятся с обширной темой «Морское плавание с Римским- Корсаковым», где вспоминают ранее изученные фрагменты, выполняя такие задания:
- прослушай увертюру к опере «Садко», подбери слова, отражающие характер музыки;
- прослушайте музыку моря из оперы «Сказка о царе Салтане» (вступление ко второму акту). Какой образ моря отражён в этом произведении. Нарисуй свой ответ.
При изучении темы «Оркестр» автор программы также обращается к ранее изученным музыкальным композициям Николая Андреевича Римского- Корсакова при выполнении такого задания: прослушай и назови услышанные музыкальные инструменты.
Третий год работы по программе ознаменовывается введением музыкального термина «Опера», который автор определяет так «Опера – музыкальный жанр, в основе которого соединение музыки, вокала (пения) и театрального искусства». При изучении этой темы педагог предлагает угадать ранее пройдённые отрывки опер Римского- Корсакова. Отдельно изучается тема «Н.Римский- Корсаков. Опера «Снегурочка» (весенняя сказка)», где ребята знакомятся с либретто оперы, определяют типы певческих голосов главных героев, подбирают к услышанным голосам героев иллюстрации, описывают музыкальные образы Снегурочки и Леля. Отдельно ребята рассматривают место действия оперы – сказочную Страну берендеев, отдельные компоненты обстановки. Так, ребята, слушая арию Снегурочки, представляют себя в заповедном лесу, пытаются изобразить на детских музыкальных инструментах звуки природы, озвучивают изображение Ярилиной долины, проводят инсценирование под музыку из оперы шествия царя Берендея, пляску скоморохов, чтобы прочувствовать атмосферу оперы.
Дополнительным заданием в рамках проектной деятельности по предмету ребята готовят общения или мультимедийные презентации о музыкальном музее Н.А. Римского- Корсакова в Тихвине, где также затрагивают тему оперного творчества композитора.
В 4 классе к творчеству композитора обращаются при изучении темы «Русь скоморошья». Знакомство с музыкальными портретами скоморохов осуществляется через ознакомление с фрагментами опер «Снегурочка» и «Садко», инсценирование скоморошины под один из фрагментов. Отдельно и подробно изучается опера «Сказка о царе Салтане», где ребятам предлагаются такие задания:
- Прослушай фрагменты оперы. Определи характер и тип голоса героя.
- Озвучь иллюстрацию И. Билибина «Сказка о царе Салтане».
- Выбери близкого тебе героя и сочини для него свою мелодию.
Очевидно, что школьники не могут выполнить подобные задания без предварительной подготовки и полного понимания атмосферы и сюжета оперы. Поэтому, как ранее было отмечено, отрывки произведений изученные в курсе программы ранее помогают учителю всего за одно-два занятия, собрав образы воедино, дать полное представление об опере, сосредоточив в дальнейшем своё внимание на более творческих заданиях.
Завершает знакомство с творчеством композитора в рамках программы Баклановой опера – былина «Садко». В рамках темы «Русь былинная», на изучение которой отводится 2 часа, четвероклассникам предлагается познакомиться с либретто оперы, пересказать содержание оперы (для проверки понимания сюжета), прослушать песни Садко, арию Любавы, колыбельную песню Волховы, проанализировать их звучание и сравнить их с народными песнями, впервые ребятам предлагается познакомиться с видеозаписью оперы (целой), проверить свои предположения о костюмах и декорациях для отдельных сцен, в рамках этой темы ребята также инсценируют русскую народную песню «На торгу». Как видно, внимание ребят уже в начальной школе обращается на любовь и обращение композитора к народной песне иногда не отличимой от настоящего фольклорного творчества.
Стоит отметить, что дальнейшая работа в старшем звене по программе «Музыка», например, Критской, Сергеевой с 5 по 7 класс продолжает расширять и пополнять знания обучающихся как о композиторе в целом так и об особенностях оперного творчества Н.А. Римского- Корсакова.

Рекомендуем посмотреть:

Рефлексия учебной деятельности как способ формирования адекватной самооценки учебных достижений млад Из опыта работы учителя начальных классов на тему: ЗОЖ Сороковая (песня со стихами на музыку В. Моцарта) Опыт работы учителя начальной школы. Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математ

Похожие статьи:

Школьная адаптация первоклассников

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

Формирование исследовательской деятельности младших школьников

Изучение элементов геометрии на уроках математики в начальной школе

Устный счет на уроках математики в начальной школе. Из опыта работы

Опубликовано: 2173 дня назад (7 мая 2018)
Просмотров: 952
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!